Современные демографические проблемы России

Автор работы: Татьяна Собченко, 17 Августа 2010 в 17:50, реферат

Описание

«Демографические проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей страны очень актуально сегодня.

Содержание

Введение
Демография- главный национальный проект России
Пути выхода из «демографической ямы»
Национальная программа демографического развития России
«Каждый малыш на вес золота»
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ.rtf

— 113.06 Кб (Скачать документ)

 

      3. Национальная программа демографического развития России 

     Этот пункт хочется начать со слов бывшего президента РФ Путина В.В. в послании к ФСРФ.

     «…А теперь о главном. … О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? … Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости. … Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи… Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007. »

     Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

     Приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

     Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг. I этап - 2006-2010 гг. (формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Национальной программы в полном объеме); II этап - 2011-2015 гг. (осуществление предполагаемых мер с учетом результатов реализации I этапа).

     Принципы реализации государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой.

     Государственная политика в соответствии с настоящей Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

  • обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;
  • приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;
  • дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;
  • приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР -- представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;
  • обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;
  • дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков.

      Принципы реализации

     Поэтапность реализации настоящей Национальной программы, предусматривающая разработку плана соответствующих мероприятий для I-го этапа (2006--2010 гг.).

     Снижение на II-ом этапе (2011--2015 гг.) доли участия федерального бюджета в структуре финансирования Национальной программы до 50 %, с увеличением доли расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов (при основной нагрузке (до 90%) финансового обеспечения Национальной программы на федеральный бюджет Российской Федерации на I этапе).

     Территориальная дифференциация реализации государственной демографической и семейной политики с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией.

     Постоянная обратная связь, ежеквартальное, начиная с 2008 г., корректирование управляющих воздействий в рамках Национальной программы на основе информации, полученной в результате оперативного мониторинга эффективности реализации Национальной программы.

     Объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.

     Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

     Настоящая Национальная программа не дублирует и не подменяет действующие Национальные проекты и федеральные целевые программы в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, а лишь усиливает отдельные направления в контексте достижения поставленной цели.

     Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

  • общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;
  • совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
  • совершенствование системы образования;
  • улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

     Закладываемые в Национальную программу общие ожидаемые результаты.

     Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

  • прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140--142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно -- предотвратимой смертности, в первую очередь -- в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;
  • укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;
  • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.
 

     4. «Каждый малыш на вес золота» 

     Приведем пример Подмосковья (Российская Газета статья «Каждый малыш на вес золота» от 25 апреля 2008 г.) Еще в преддверии Года семьи (2008 г.) Подмосковье заявило, что рассчитывает на существенную прибавку детей. И не прогадало. По итогам первого квартала рождаемость увеличилась на 10 процентов по сравнению с первыми тремя месяцами прошлого года( в сообщении Натальи Колесник, зам. начальника Главного управления ЗАГС области). Всего на свет в регионе появились более 16,5 тысячи детей.

     Процесс, как говорится, пошел. При этом в Подмосковье стали чаще жениться: в первом квартале количество браков увеличилось на 779 по сравнению с этим же периодом прошлого года. Марш Мендельсона звучал 9656 раз.

     Повышение рождаемости - одна из главных забот подмосковной власти. На поддержку детей и семьи в бюджете года предусмотрено свыше 4 миллиардов рублей - почти втрое больше, чем в прошлом. Правительство даже пошло на то, чтобы финансировать из бюджета программу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Процедура дорогая, не всем доступная. По словам министра здравоохранения области Владимира Семенова, в прошлом году на "детей из пробирки" было выделено 45 миллионов бюджетных рублей, а в этом - 110 миллионов. Благодаря ЭКО на свет появились более 200 малышей.

     Много внимания уделяется детям-сиротам. Передача их на воспитание в семьи - единственный способ побороть такое явление, как социальное сиротство. Всего в Подмосковье проживают в семьях почти 5200 усыновленных детей. В этом году обрели новых родителей уже 249 детей. Кстати, в области увеличились пособия не только усыновителям (с 6 до 10 тысяч рублей), но и приемным родителям (до 9200 рублей). А с 1 июля на усыновленного ребенка будет выдаваться единовременное пособие в размере 30 тысяч рублей вместо 20. Кроме того, предусмотрено расширение категорий детей, имеющих право на пособия. Теперь деньги будут выделяться и усыновленным из других регионов России.

     В 2008 году на выплату единовременного пособия в бюджете области предусмотрено почти 15,8 миллиона рублей, ежемесячного пособия - более 434 миллионов рублей. Это благое дело нашло поддержку даже на отдельных предприятиях. Например, "Мособлгаз" с января 2008 года решил доплачивать своим работникам, усыновившим или взявшим на воспитание чужого ребенка, по 20 тысяч рублей ежемесячно - вплоть до его 18-летия (с индексацией из прибыли предприятия).

     Но пока, несмотря на все меры, население области, как и страна в целом, стареет. Большинству жителей - за 50 лет. А вот девочек, которые в эти 10-15 лет станут матерями, всего 10 процентов. Такие данные привела в докладе Елена Булычева из Центра планирования семьи МОНИИАГ (областной НИИ акушерства и гинекологии).По ее словам, более 60 процентов девочек-подростков хотят иметь только одного ребенка, больше 30 процентов - двоих и лишь 7 процентов - троих. Поэтому задача врачей - сохранить их здоровье, а забота властей - создать такие условия для жизни, чтобы каждая девушка захотела родить трех малышей. Вот тогда российские города выберутся из "демографической ямы".

 

      Заключение 

     Принятые к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения качества жизни, будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы. Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2015 гг. и создание условий для его последующего роста.   Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения к 2012-2015 гг. до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России.   Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

     В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям.

 

      Библиография 

    1. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть.-2006.-№ 10.
    2. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. //Вопр. Статистики.-2000.-№ 7.
    3. Беглярова И. Демографическая ситуация-производная состояния общества. // Рос. Федерация сегодня. -2007.-№ 11.
    4. http: // www. Rodgaz.ru/

 5. http://www.rg.ru/2008/04/25/demografia.html

Информация о работе Современные демографические проблемы России