Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:41, контрольная работа
Целью написания данной работы является раскрытие вопроса современного социально-экономического развития России и Китая.
Для этого будут решены следующие задачи:
Раскрыто понятие моделирования в экономике;
Выделены особенности российской и китайской моделей социально-экономического развития;
Сделан сравнительный анализ китайской и российской моделей.
Введение 3
1.Метод моделирования в экономических учениях. 5
2.Специфика современных социально – экономических моделей. 10
Китайская модель 11
Российская модель 14
3.Сравнительный анализ Китайской и Российской моделей. 19
Заключение 25
Список литературы 26
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Факультет менеджмента и маркетинга
Специальность:
«Государственное и муниципальное
управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «ИСЭПП»
на тему:
«Современные модели социально-экономических
процессов на примере китайской и российской
моделей»
Исполнитель Калашникова А. Г.
Студентка 4 курса ГиМУ
Группа периферия
№ зачетной книжки 07МГБ02142
Проверил профессор
Останина
О. А.
Киров 2011
Содержание
Введение 3
1.Метод моделирования в экономических учениях. 5
2.Специфика
современных социально –
3.Сравнительный анализ Китайской и Российской моделей. 19
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 1. Ранжировка ведущих стран мира по объему ВВП
(1970-2007 гг) 27
Приложение 2. Производительность труда в России 28
Приложение 3. Наиболее динамично развивающиеся страны мира 29
Введение
В результате так называемых рыночных реформ в России образовалась двухслойная экономика. Одна экономика представляет как бы поверхностный слой, другая отражает действительное внутреннее содержание. Они удивительным образом не похожи друг на друга, проецируя на реальную жизнь два столь различных экономических образа России.
Первый образ - это богатая Россия, успешно продвигающаяся по пути выстраивания капиталистического общества благоденствия.
Второй образ - бедная Россия со множеством жгучих социальных и экономических проблем.
По
данным Института социально-
В то же время в Китае некоторые отрасли из числа заранее отнесенных к неконкурентоспособным на мировом рынке, например автомобильная промышленность, наоборот, начали развиваться более быстрыми темпами. В перспективе масштабы экономического влияния Китая в мире еще больше увеличатся по мере развития глобализации и дальнейшего его вхождения в систему мирохозяйственных связей. В ходе экономической реформы в Китае происходит значительный рост производства промышленной продукции, для реализации которой рамки внутреннего рынка постепенно становятся узкими, несмотря на рост численности населения страны с 962 млн. человек в 1978 г. до 1,3 млрд. в 2003 г. Для этого Китаю необходимо расширять рынки сбыта за рубежом, что он делает активно в последнее десятилетие и еще более активно после вступления в ВТО. В случае выполнения планов развития народного хозяйства КНР, предусматривающих ежегодный прирост ВВП на 7,5% (а это не так уж и нереально, учитывая показатели последних лет), основной возможностью для реализации произведенной продукции помимо чрезвычайно емкого китайского рынка, особенно в приморских районах, является наращивание экспорта. Китай уверенно идет по этому пути.
Целью написания данной работы является раскрытие вопроса современного социально-экономического развития России и Китая.
Для этого будут решены следующие задачи:
1. Метод моделирования в экономических учениях.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ — (лат. modulus — образец)
— воспроизведение
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.
Термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами получения знаний.
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале
Под моделирование понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.
Главная
особенность моделирования в
том, что это метод опосредованного
познания с помощью объектов-
Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.
Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А. Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в реальном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.
Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.
Четвертый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Для понимания сущности моделирования важно не упускать из виду, что моделирование - не единственный источник знаний об объекте. Процесс моделирования "погружен" в более общий процесс познания. Это обстоятельство учитывается не только на этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда происходит объединение и обобщение результатов исследования, получаемых на основе многообразных средств познания.
Моделирование
- циклический процесс. Это означает,
что за первым четырехэтапным циклом
может последовать второй, третий
и т.д. При этом знания об исследуемом
объекте расширяются и
2. Особенности применения метода математического моделирования в экономике.
Проникновение математики в экономическую науку связано с преодолением значительных трудностей. В этом отчасти была "повинна" математика, развивающаяся на протяжении нескольких веков в основном в связи с потребностями физики и техники. Но главные причины лежат все же в природе экономических процессов, в специфике экономической науки.
Большинство объектов, изучаемых экономической наукой, может быть охарактеризовано кибернетическим понятием сложная система.
Наиболее распространено понимание системы как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии и образующих некоторую целостность, единство. Важным качеством любой системы является эмерджентность - наличие таких свойств, которые не присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому при изучении систем недостаточно пользоваться методом их расчленения на элементы с последующим изучением этих элементов в отдельности. Одна из трудностей экономических исследований - в том, что почти не существует экономических объектов, которые можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные) элементы.
Сложность системы определяется количеством входящих в нее элементов, связями между этими элементами, а также взаимоотношениями между системой и средой. Экономика страны обладает всеми признаками очень сложной системы. Она объединяет огромное число элементов, отличается многообразием внутренних связей и связей с другими системами (природная среда, экономика других стран и т.д.). В народном хозяйстве взаимодействуют природные, технологические, социальные процессы, объективные и субъективные факторы.