Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:40, курсовая работа
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.
Именно
в этот период в ожесточенной полемике
с догматическим восприятием
мира были заложены основы социологии
молодежи как более или менее
самостоятельного направления исследований.
Молодежь исследовалась с точки
зрения жизненных планов, ценностных
ориентации, мотивации поведения
в самых разных сферах жизнедеятельности,
от школьной скамьи до производства, в
свободное от учебы и работы время,
в повседневной бытовой жизни
и жизни коллективов. Постепенно
складывался соответствующий
В 80-е
годы значительно расширяются
Социология
молодежи - отрасль социологической
науки, изучающая молодежь как социальную
общность, особенности социализации
и воспитания вступающих в жизнь
поколений, процесс социальной преемственности
и унаследования молодежью
Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И. С. Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентаций (М. X. Титма), особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.».
Попытки
реализации целостной программы
гуманитарной социализации в государственном
масштабе не увенчались успехом. Сегодня
единая система гуманитарного
С одной стороны, властные структуры не осознают того, что без достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно осуществление социальных проектов, а, тем самым, и выход из кризиса. С другой стороны, коммерция все глубже проникает в самые разные области культурной жизни. Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры.
Основные проблемы социологии молодежи, имеющие теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к безработице и т.д. Как пишет А. В. Шаронов в предисловии к кн.: «Социология молодёжи»: «Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.»
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.
Нетрудно
заметить, насколько раздвигаются границы
конкретного видения молодежи социологом
в процессе исследования, когда он
определяет ее не просто как возрастную
группу, а как специфическую социально-
Научный,
социологический подход к молодежи
как специфической группе общества
предполагает, следовательно, учет целого
комплекса обстоятельств и
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями: это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.
Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее.
Наша
сегодняшняя жизнь проходит под
знаком глобальных перемен в обществе,
общественном сознании, и от нашего
сегодняшнего выбора путей развития
зависит наше будущее. Несомненно, выбор
современных выпускников школ закладывает
основы их будущего положения, и этот
выбор, жизненные ценности молодёжи
формируются не без помощи старшего
поколения - родителей, учителей. Но здесь
возникает противоречие: нынешняя молодёжь
будет жить в совершенно новых
условиях, а что о них знает
старшее поколение? Наши родители даже
не могут себе это представить, и
поэтому нет и не может быть
готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно,
нужно предоставить молодым полную
самостоятельность, без которой
они не смогут выработать из себя настоящих
людей. Противоречие между зарождающимся
самосознанием личности и степенью
готовности общества принять его
и способствовать его дальнейшему
саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных
противоречий общественной жизнедеятельности,
сопряжённое со стремлением к
сохранению стабильности и в то же
время к постоянному
Очень
часто приходится слышать от старшего
поколения, что наша жизнь сегодня
не та, что прежде, что наше общество
должно измениться. Но что нужно
сделать для этого? В первую очередь,
только из глубокой убеждённости всех
и каждого в том, что общество
нуждается в коренном обновлении,
вырастает энергия массового
созидания, без которой немыслим
крутой перелом во всех сферах общественной
жизни. Процесс обновления также
предполагает небывалое повышение
удельного веса творческого потенциала,
которым так богата юность. У молодёжи
всегда самые близкие и
Итак, жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”, поэтому актуальность темы не ставится под сомнение. Выяснить, каковы же эти ценности и под влиянием чего они формируются, - вот задача данной работы.