Современные проблемы молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.

Работа состоит из  1 файл

Одна из актуальных отраслей современной социологии.docx

— 17.67 Кб (Скачать документ)

Одна  из актуальных отраслей современной  социологии - социология молодежи. Эта  тема очень сложна и включает в  себя целый ряд аспектов: это и  возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи  и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и  ее роли в общественной жизни стоит  в постперестроечной России. Системный  кризис, затронувший социальную структуру  общества с началом перестройки  и усугубившийся в связи с  распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к  смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция  на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население  в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир  молодежи, крайне противоречивый и  хаотичный.

Социология  молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления  она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных  в 20-е годы.

Именно  в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием  мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее  самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки  зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения  в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в  свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни  и жизни коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его  методология— инструменты сбора  и анализа фактической информации.

В 80-е  годы значительно расширяются направления  исследований, в них включаются новые  авторы и коллективы. Возникает возможность  проведения сравнительного анализа  проблем молодежи в разных регионах.

Социология  молодежи - отрасль социологической  науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь  поколений, процесс социальной преемственности  и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.

Академик  Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у  молодежи (И. С. Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и  на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентаций (М. X. Титма), особенностей отношения  молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.».

Попытки реализации целостной программы  гуманитарной социализации в государственном  масштабе не увенчались успехом. Сегодня  единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные  инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных  учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных  российских городов. В большинстве  же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной  работой», которая не столько приобщает  молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в  пользу развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так  называемое «элитное образование»), и  характер гуманитарной социализации все  заметнее обусловлены уровнем доходов  родителей школьника или самого молодого человека.

С одной  стороны, властные структуры не осознают того, что без достаточного внимания к культурному развитию населения  невозможно осуществление социальных проектов, а, тем самым, и выход  из кризиса. С другой стороны, коммерция  все глубже проникает в самые  разные области культурной жизни. Нормы  и ценности высокой культуры подменяются  усредненными образцами массовой культуры.

Основные  проблемы социологии молодежи, имеющие  теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места  молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных  групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к безработице и т.д. Как пишет А. В. Шаронов в предисловии к кн.: «Социология молодёжи»: «Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.»

Исследование  любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия  «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций  ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

Нетрудно  заметить, насколько раздвигаются границы  конкретного видения молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую  группу, которая характеризуется, с  одной стороны, присущими ей психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно  деятельности, связанной с подготовкой  и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой—  со своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей  социальному делению общества.

Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.

Социология  молодежи очень тесно связана  с отраслевыми социологиями: это  и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени  села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта.

Поэтому проблемы молодежи исследуются как  в контексте всего общества, его  основных характеристик, структурных  сдвигов и изменений, так и  дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в  современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением  рождаемости и т. д. Но вместе с  тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая  проводилась по отношению к молодежи.

Современная молодежь проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие  в будущее.

Наша  сегодняшняя жизнь проходит под  знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор  современных выпускников школ закладывает  основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности молодёжи формируются не без помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь  возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых  условиях, а что о них знает  старшее поколение? Наши родители даже не могут себе это представить, и  поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно предоставить молодым полную самостоятельность, без которой  они не смогут выработать из себя настоящих  людей. Противоречие между зарождающимся  самосознанием личности и степенью готовности общества принять его  и способствовать его дальнейшему  саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных  противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к  сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.

Очень часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня  не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно  сделать для этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового  созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также  предполагает небывалое повышение  удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и  самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.

Итак, жизненные  ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”, поэтому  актуальность темы не ставится под  сомнение. Выяснить, каковы же эти ценности и под влиянием чего они формируются, - вот задача данной работы.

Информация о работе Современные проблемы молодежи