Современные социологические направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:35, реферат

Описание

Описаны основные теории и направления.

Содержание

1. Теория социальной справедливости Гарвардской школы 3
2. Теория социального обмена 6
2.1. Главные положения теории социального обмена 7
2.2. Основные допущения теории социального обмена 7
2.3. Понятие социального обмена 9
2.4. Диффузный характер социального обмена 10
3. Теория конфликтов 11
3.1. Концепция позитивно-функционального конфликта Л. Козера 11
3.2. Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа 11
3.3. Общая теория конфликта К. Боулдинга 12
4. Феноменологическая социология 14
4.1. Сущность феноменологического подхода 14
4.2. Социальный мир А. Щюца 15
4.3. Этнометодология Г. Гарфинкеля 15
5. Теория конструирования социальной реальности Лукмана и Бергера 18
Список используемой литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Реферат Социология.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

      Федеральное агентство по образованию

      Южно-Уральский  Государственный Университет 
 
 
 
 

      Реферат по социологии на тему:

      Современные социологические  направления 
 
 
 
 

                      Выполнил:

                      Студент группы ПС-245

                      Рахимов Д.О.  

                      Проверила:

                      Русских Л.В. 
                       
                       
                       
                       
                       

      Челябинск 2006 
СОДЕРЖАНИЕ 

 

1. Теория социальной справедливости 
Гарвардской школы

 

     Автором данной теории является профессор Гарвардского университета Джон Ролз, описавший ее в своей работе "Теория справедливости".

     Центральными  для теории справедливости являются два принципа:

  1. Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей.
  2. Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно
    1. ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших, в соответствии с принципом справедливых сбережений, и
    2. делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей.

     Эти базовые принципы дополняются двумя  основополагающими правилами приоритета:

     Первое  правило – приоритет свободы. Основные свободы могут быть ограничены только во имя самой свободы. При этом возможны два случая:

    1. менее широкие свободы должны укреплять всю систему свободы, разделяемую всеми;
    2. свобода меньшая, чем равная, должна быть приемлемой для граждан, обладающих этой меньшей свободой.

     Второе  правило – приоритет справедливости над эффективностью и благосостоянием. Второй принцип справедливости иерархически предшествует принципам эффективности и максимизации суммы выгод, а честное равенство возможностей предшествует принципу различия. Здесь возможны два случая:

    1. неравенство возможностей должно увеличивать возможности людей с меньшими возможностями;
    2. чрезмерная ставка сбережений должна в итоге уменьшать бремя тех, на ком оно лежит.

     Помимо  общих принципов системы, существуют и особые принципы для индивидов. Принцип честности для индивида формулируется следующим образом: человек должен выполнять свою роль, как она определена правилами для институтов, если удовлетворяются два условия:

  1. институт справедлив (или честен), то есть удовлетворяет двум принципам справедливости;
  2. человек добровольно принимает выгоды устройства или же пользуется предоставленными ему возможностями для преследования своих интересов.

     Смысл этого правила состоит в том, что если определенное число людей  вовлечено во взаимовыгодную кооперацию и, таким образом, ограничивает свою свободу, чтобы дать преимущество всем, тогда те, кто подчинился таким ограничениям, имеют право рассчитывать на подобное согласие со стороны других - тех, кто получает выгоды от подчинения первых. Люди не должны выигрывать от кооперации, не делясь честно с другими.

     Другие  принципы для индивидов связаны  с их естественными обязанностями. Например, обязанность помогать тем, кто в беде при условии, что это делается без излишнего риска или угрозы для жизни; не причинять другому вреда; не причинять излишних страданий. Эти обязанности действуют между людьми независимо от их институциональных отношений – не только между теми, кто сотрудничает, но между людьми вообще.

     Стороны в исходном положении должны согласиться на принципы, определяющие естественные обязанности, соблюдаемые безусловно. Естественная обязанность более фундаментальна, так как она связывает граждан вообще и не требует добровольности действий для своего приложения. Предыдущий же принцип – принцип честности связывает только тех, кто занимает, например, официальные посты, или же находясь в более выгодном положении, продвигает свои цели в рамках системы. Как пишет Ролз, “в этом случае есть другой смысл выражения noblesse oblige: тот, кто находится в привилегированном положении, приобретает обязательства, привязывающие его еще больше к справедливой схеме”.

     Нормальное  функционирование общества, построенного на принципах теории справедливости, требует соблюдения определенных условий. Эти формальные ограничения состоят в следующем:

  1. Принципы в системе должны быть общими для всех.
  2. Принципы должны быть универсальными в применениях.
  3. Публичность – стороны предполагают, что они выбирают принцип для публичной концепции справедливости.
  4. Концепция правильности должна упорядочивать конфликтные притязания.
  5. Окончательность – стороны должны оценивать систему принципов в качестве окончательного апелляционного суда.

     Одной из ключевых в теории справедливости является категория свободы. Ролз следующим  образом интерпретирует это понятие: “Любую свободу всегда можно объяснить с помощью указания на три вещи: свободные действующие субъекты, ограничения, от которых они свободны, и то, что они свободны делать или не делать”. При этом любая конкретная базовая свобода характеризуется довольно уникальным набором прав и обязанностей.

     Не  только индивидам должно дозволяться  что-то делать или не делать, но у правительства и других субъектов деятельности должна существовать юридическая обязанность не препятствовать индивидам. Рассматривая реальное положение дел, автор пишет: “Свобода является неравной, когда, например, один класс людей имеет большую свободу, чем другой, или когда свобода менее широка, чем должна быть. Все свободы равного гражданства должны быть одинаковыми для всех членов общества. Тем не менее, некоторые из этих равных свобод могут быть расширены или сужены в соответствии с тем, как они влияют друг на друга.

     Основная  свобода, согласно первому принципу, может быть ограничена лишь ради самой свободы, то есть ради гарантии того, что та же самая или какая-либо другая основная свобода должным образом защищена, и для того, чтобы организовать эту самую систему свобод наилучшим образом. Приспособление всей схемы свобод зависит исключительно от определения и сферы применения конкретных свобод”.

 

2. Теория социального обмена

 

     Теория  социального обмена рассматривает  социальное поведение преимущественно  через интеракцию, взаимодействие, подкрепляемое достижением наград и избежанием санкций. Объяснение социального обмена посредством категории интеракции базируется на том обстоятельстве, что многие виды вознаграждений, к которым стремятся люди, могут быть получены только в процессе социального взаимодействия людей.

     В качестве самостоятельного методологического  направления в социологии теория социального обмена оформилась в 50-60-х гг. нашего века в США в полемике прежде всего со структурным функционализмом и в стремлении, с одной стороны, преодолеть статичность, явно не достаточный учет в нем динамических изменений социальных процессов, а с другой стороны, полнее, глубже учесть личностные аспекты, характеризующие социальные процессы.

     Центральным в теории обмена является анализ отношений  между акторами (субъектами деятельности) в различных социальных структурах. Индивиды вступают во взаимодействие для удовлетворения своих потребностей. Социальные отношения и социальные структуры, порождаемые узами, связывающими людей в различные формы ассоциаций, рассматриваются теоретиками данной концепции в качестве основных объектов социального исследования.

     Основными темами исследований в рамках этой концепции являются природа и взаимосвязи между акторами и распределение власти в рамках структур обмена. Властные и статусные отношения между авторами в различных типах социальных структур определяются как ключевые силы, детерминирующие природу структурных изменений в ходе времени. Наиболее детально представителями этого направления в настоящее время проработаны категории власти, структурных источников власти, динамика использования власти.

    2.1. Главные положения теории  
    социального обмена

     Основные  теоретические формулировки, базирующиеся на допущении о том, что поведение есть функции последствий, соответствующих вознаграждений и наказаний, были разработаны Хомансом в 1961 г. и уточнены в 1974 г. Они включают пять главных положений:

     1. “Положение об успехе”. Чем чаще деятельность вознаграждается, тем более вероятно ее осуществление. Поведение, порождающее позитивные последствия для индивида, с очень большой вероятностью повторяется.

     2. “Положение о стимуле”. Схожие обстоятельства или аналогичные ситуации будут стимулировать такое поведение, которое вознаграждалось в аналогичных случаях в прошлом. Это позволяет обобщать поведенческие реакции на "новые" ситуации.

     3. “Положение о ценности”. Чем более ценны результаты действия для актора, тем более вероятно то, что действие будет совершено.

     4. “Положение о депривации – пресыщении” вводит общую идею уменьшения маргинальной полезности. Чем чаще человек получал конкретное вознаграждение за действие, тем менее ценным является дополнительный элемент такой награды. Таким образом некоторые вознаграждения становятся менее эффективными, приводя к свертыванию некоторых специфических действий.

     5. “Положение об эмоциональности”. Ожидается, что люди, не получающие того, что они предполагали, становятся рассерженными и начинают вести себя агрессивно. Люди же, получающие больше, чем они предполагали, или не получающие предполагающихся наказаний, будут счастливы и ведут себя положительно.

    2.2. Основные допущения теории  
    социального обмена

     Концепция социального взаимодействия как  процесса обмена логически вытекает из предположения, что люди стремятся  обрести вознаграждение в своих  социальных ассоциациях. Если человек  привязан к другим потому, что он ожидает, что сотрудничество с ними будет для него вознаграждаемым, он захочет реализовать предполагаемые выгоды. Аналогичным образом другие люди, чтобы участвовать в социальном обмене, также должны иметь в этом свой интерес. Но их интерес в сотрудничестве с ним будет зависеть, согласно предположению теории социального обмена, от ожидания их собственного вознаграждения.

     Люди  часто берут на себя хлопоты по оказанию услуг не только друзьям, но и просто знакомым и даже незнакомым, и, делая это, они создают социальные обязательства. Индивид, не выполняющий своих обязательств за оказанные услуги, тем самым лишает других стимула продолжать с ним дружеские отношения. Кроме того, очень вероятно, что такой индивид будет обвинен в неблагодарности. Именно подобное обвинение показывает, что люди ожидают взаимности за добровольно оказываемые услуги. Оно также служит социальной санкцией, чтобы отвратить людей от пренебрежения своими социальными обязательствами.

     Когда обязательства за оказанные услуги возвращаются оказанием ответных услуг, обе стороны получают выгоды от сотрудничества, и их обмен вознаграждаемым опытом подкрепляет социальные узы между ними. Человек, помогающий другим, зарабатывает их благодарность и уважение, он делает их своими должниками, что обещает принести ему дальнейшие выгоды в будущем. Эти полезные последствия оказания услуг, несомненно, являются главной причиной того, почему люди часто идут на большие личные неудобства, помогая другим и получая от этого удовольствие. И, в самом деле, давать – гораздо более благодарное занятие, чем брать, поскольку иметь социальный кредит – дело более предпочтительное, нежели иметь социальный долг. Конечно же, есть люди, бескорыстно работающие ради других без всякой мысли о вознаграждении и даже без ожидания благодарности, но такие люди в действительности являются святыми, а святые очень редки. Другие люди также иногда действуют самоотверженно, однако им требуется более непосредственный стимул для этого, например социальное признание их бескорыстия. Такое социальное одобрение является, конечно, очень значимой наградой, к которой стремятся люди в социальном взаимодействии.

Информация о работе Современные социологические направления