Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:42, реферат
Герберт Спенсер (27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальт
Введение……………………………………………………………..……………3
1. Воззрения…….…………………………………………………………..3
2. Концепция социальных институтов………………6
3. Общество…………………………………………………………………..7
4. Типы обществ………………………………………………………….7
5. Социальная эволюция………………………………………..8
6. Личные права………………………………………………………..8
7. Работы Спенсера………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………..10
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Белгородский национальный исследовательский университет
Старооскольский филиал
Специальность
Иностранный язык
Реферат по социологии
Тема:
«Спенсер Герберт»
Выполнил:
Токарева Алина
Научный руководитель:
Чумаков А.Н.
Старый Оскол 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Воззрения…….………………………………………………
2. Концепция социальных институтов………………6
3. Общество…………………………………………………………
4. Типы обществ………………………………………………………….
5. Социальная эволюция………………………………………..8
6. Личные права………………………………………………………..8
7. Работы Спенсера………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………..12
Введение
Герберт Спенсер (27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.
Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).
Был учителем, железнодорожным служащим, инженером, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.
1.Воззрения
Во взглядах
Спенсера соединились эволюционизм,
принцип невмешательства и
Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития», в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретённых в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции — не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.
Глобальный
эволюционизм, всеобщие законы эволюции,
разработанные Спенсером в «
В 1858 году Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии», которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии» (1864—1867); «Принципы психологии» (в одном томе — 1855, в 2-х томах — 1870—1872); «Принципы социологии» (1876—1896), «Принципы этики» (1892—1893).
Наибольшую
научную ценность представляют его
исследования по социологии, в том
числе два других его трактата:
«Социальная статика» (1851) и «Социологические
исследования» (1872) и восемь томов, содержащие
систематизированные
«Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.»
Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903.
Выступал
против революций и резко отрицательно
относился к социалистическим идеям.
Считал, что человеческое общество, как
и органический мир, развивается постепенно,
эволюционно. Был открытым противником
образования для малоимущих слоёв населения,
считал демократизацию образования вредной.
2.Концепция социальных институтов
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
3.Общество
Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму (органицизм).
Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.
Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):
4.Типы обществ
5.Социальная эволюция
Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».
Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.
Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы».
Социализм и коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества — пятятся назад, желая идти вперед».
Такая постановка
вопроса допускает признание
объективного развития общественных явлений,
но она ведет к их биологизации,
к защите эксплуатации и угнетения
как якобы естественных явлений.
Распространение на общества принципа
"борьбы за существование" создает
основу для одного из одиозных течений
социологии, так называемого социального
дарвинизма.
6.Личные права
Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:
Спенсер защищал
«право каждого человека заниматься
своими делами как ему угодно, каковы
бы ни были его занятия, лишь бы они
не нарушали свободы других». Политические
права — нужны для того, чтобы
защищать личные права. «Политические
права должны быть так распределены, чтобы
не только индивиды, но и классы не могли
угнетать друг друга». Однако, несмотря
на всю свою либеральность, Спенсер был
против предоставления политических прав
женщинам.
7.Работы Спенсера
Заключение
Социология Спенсера была подвергнута острой критике, что не составило труда, поскольку вся система опиралась на общий принцип эволюционизма. С опровержением этого принципа рушилась вся теоретическая конструкция. В истории социологии творческое наследие Спенсера часто оценивается односторонне. Однако в отличие от многих эволюционистов Спенсер никогда не придерживался крайних биологизаторских трактовок общественных явлений. Большое значение имели разработанные им принципы системного анализа общества, несмотря на несовершенный понятийный аппарат. Спенсер способствовал росту интереса к исследованиям первобытного общества, исследованию истории социальных институтов и развития культуры. В современной западной социологии отношение к Спенсеру неоднозначное. В основном принципы классического эволюционизма оцениваются отрицательно. Но с ростом интереса к проблемам социального развития возрождается интерес и к самой идее социальной эволюции, к творческому наследию Спенсера, что нашло выражение в формировании особого направления «неоэволюционизма» (Дж. Стюард, Дм. Шимкин, Л. Чайм, Т. Чайхд и др.).