Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:10, контрольная работа
Часто эквивалентом термина "социология" управления употребляется термин "менеджмент". Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при Президенте РФ
Нижегородский институт управления
Факультет управления, экономики и права
Кафедра социологии и психологии
ДоКЛАД
По дисциплине "Социология
управления"
На тему: "Сравнительная характеристика
дисциплин: менеджмента, социологии управления
и управления персоналом "
Н. Новгород, 2011г.
Социология управления - пограничная наука, появившаяся на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.
Менеджмент (англ. management)
Управление персоналом (англ. Human Resource Management, HRM) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование.
Для сравнительной характеристики по объекту, предмету, методам данных дисциплин построим таблицу (Таблица 1)
Таблица1
Социология управления |
Менеджмент |
Управление персоналом | |
Объект |
Организация |
Организация (человеческие ресурсы, поставщики ресурсов, конкуренты, информационное обеспечение, финансы) |
Персонал |
Предмет |
Процессы управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп. |
Отношения управления производством как сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. |
Система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, с целью обеспечения эффективного функционирования организации и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива. |
Методы |
1.Организационно-административ система законодательных актов страны; система нормативных документов вышестоящих структур управления; система разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий; система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий)
2. Экономические - базируются на действии экономических механизмов мотивации: налоговая система страны, кредитно-финансовый механизм, система заработной платы, система ответственности за качество работы, система стимулирования инновационной деятельности. 3. Социально - психологические механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. |
I.1.Экономические 2.Административные 3. Социально-психологические 4.Воспитательные II.1. Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении. 2. Конкретно-исторический подход - обязательное требование научной разработки проблемы управления производством. 3. Комплексный подход - одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению. 4. Аспектный подход - исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.) 5. Системный подход рассматривает как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления. 6. Моделирование. ( построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения) 7. Другие (методы эксперимента, социологические методы, методы мотивации и т.д.) |
1.Экономические методы — приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). 2.Организационно- 3.Социально-психологические методы (мотивация,
моральное поощрение, социальное планирование т. п.) |
Часто
эквивалентом термина "социология"
управления употребляется термин "менеджмент".
Однако социология управления рассматривает
лишь социальные аспекты управления и
в этом смысле является надстройкой менеджмента.
В целом же социология управления и менеджмент
имеют много общего - одни и те же цели
и задачи, решают проблемы управления
объектами и людьми, но имеют разные методы
и подходы к данной проблеме.
В менеджменте рассматриваются более
широкие вопросы: особые социально-экономические
институты, специальный круг лиц (менеджеров),
занятых в сфере управления, технико-организационные
и социальные аспекты управления производством
и людьми. Социальный аспект управления
производством и людьми, руководители-менеджеры
и другие вопросы социального управления
совпадают с менеджментом.
Социологию управления интересуют социальные
аспекты экономического и научно-технического
развития, социальной политики, выработки
и реализации управленческих решений,
изучение процесса самоуправления, взаимоотношений
руководителя и подчиненных. Рассматривается
и система информации, необходимая для
осуществления управленческой деятельности.
Что касается управления персоналом, то это одна из важнейших составляющих частей современного менеджмента, объект исследования данной науки.