Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:27, курсовая работа
Уже сами древние авторы отмечали большие различия в положении женщин в разных полисах. Эти различия сказывались даже на внешнем облике женщин. Считалось, об этом писал псевдо- Дикеарх во II - I вв. до н.э., что фиванские женщины выделяются среди других гречанок высоким ростом и особенно привлекательной походкой и манерой держаться. Женщины Беотии, как и жительницы островов Эгейского моря, славились своей утонченностью, образованностью, склонностью к поэзии. В Спарте заботились, прежде всего, о здоровье и физической закалке девушек и молодых женщин, дабы их дети были здоровые, сильные, крепкие; в Спарте этому уделяли гораздо больше внимания, чем в Афинах.
Введение.
Глава 1. Положение греческой женщины в семье и обществе.
Социальный статус.
Женщины в семейно-брачных отношениях.
Глава 2.Положение египетской женщины в семье и обществе.
Социальный статус.
Женщины в семейно-брачных отношениях.
Заключение: Линии сравнения женщин Древнего Египта и Древней Греции.
Список используемых источников и литературы.
На
новое отжать решился
ложе,
Он
на царевне женится -
увы!
Оскорблена
Медея, и своих
Остановить
она не хочет воплей.
Она
кричит о клятвах
и руки
Попранную
зовет обратно
верность,
Богов
зовет в свидетели
она
Ясоновой
расплаты. И на ложе,
От
пищи отказавшись, ночь
и день
Отдавши
мукам тело, сердцу
таять
В
слезах дает царица
с той поры,
Как
злая весть обиды
поселилась
В
ее душе...[6.
с. 241]
Медея изображена как женщина, желающая иного отношения к браку, чем это принято было в греческом обществе. Еврипиду было важно изобразить душевную драму оскорбленной женщины, и своей цели он, несомненно, достиг. Материнская любовь, звучащая в каждом слове Медеи в ее центральной сцене, показывает, что в глазах Еврипида она не была одержимой жаждой крови фурией. Медея - страдающая женщина, более способная на крайнее проявления мести, чем рядовая афинянка.
О,
горе! О, муки! О, муки
и вы,
Бессильные
стоны! Вы, дети…
О,
будьте ж вы прокляты
вместе
С
отцом, который родил
вас!
Весь дом наш погибни! [6. с. 275]
……….
О,
ужас! О, ужас!
О,
пусть небесный Перун
Пронижет
мне череп!…
О,
жить, зачем мне
еще?
Увы,
мне! Увы! Ты, смерть,
развяжи
Мне
жизни узлы - я
ее ненавижу…[6.
с. 276].
Иногда супруги
расставались мирно, по взаимному согласию.
Если инициатива развода принадлежала
мужу, события развивались быстрее и проще.
Муж отсылал свою жену вместе с приданым
к ее отцу или опекуну, не приводя даже
никаких мотивов. Этот акт расторжения
брака так и назывался: «отсылание». [29.
с. 167]. Афинский закон о прелюбодеянии
гласил следующее: «Если мужчина заставал
жену свою прелюбодействующей, то он не
мог дольше жить с ней под страхом бесчестия.
Женщина, застигнутая на месте преступления,
лишалась права входа в храм; если же она
входила, то к ней можно было безнаказанно
применять дурное всяческое обращение,
кроме смерти» [12. с. 179]. Законы в отношении
женщин в настоящий момент кажутся чрезвычайно
нелепыми. Тому, кто застанет любовника
своей жены на месте преступления, Солон
дал право его убить; а тот, кто похитит
свободную женщину и изнасилует ее, карается
штрафом в сто драхм. Наказание за сводничество
- штраф в двадцать драхм; исключение он
сделал только для женщин, которые «ходят
открыто», - Солон подразумевает гетер,
- потому что они ходят к тем, кто платит
деньги. Далее он запрещает продавать
и дочерей, и сестер, если только девушку
не уличат в преступной связи с мужчиной
[12. с. 179]. Афинское право осуждало сожительство.
Заключение законного брака считалось
обязательным. А вот сожительство с наложницей
признавалось афинскими законами и не
преследовалось. Это является очередной
иллюстрацией того, как непоследовательны
законы Древней Греции по отношению к
женщине в семье.
Глава 2.Положение
египтянки в семье и обществе.
2.1.Социальный статус.
Как
исключение для большинства других
древних обществ, египетские женщины
достигли паритета с древнеегипетскими
мужчинами. Они наслаждались теми же
самыми юридическими и экономическими
правами, по крайней мере, в теории,
и подтверждение этому может
быть найдено в древнеегипетских
художественных работах и рукописях.
Различия между юридическими правами
людей были основаны на различиях
в социальном классе, а не на основании
пола. Юридические и экономические
права были предоставлены и мужчинам,
и женщинам. Интересен тот факт,
что, когда греки завоевали Египет
в 332 году до н.э., египетским женщинам разрешили
больше прав и привилегий, чем греческим
женщинам. Права древнеегипетских женщин
простирались на все юридически определенные
области древнеегипетской цивилизации.
Женщины могли управлять, иметь, и продавать
частную собственность, которая включала
рабов, землю, личные вещи, слуг, домашний
скот, и деньги. Женщины могли решать юридические
вопросы. Женщины могли заключить любой
вид юридического контракта. Женщины могли
участвовать как полноценный партнер
в брачном контракте или контракте при
разводе; они могли составлять и исполнять
завещания; они могли освобождать рабов;
женщины могли принимать самостоятельные
решения. Женщины имели право предъявлять
иск в суд. В то же самое время, греческой
женщине, для всех этих действий необходимо
было просить разрешения у мужчины - kourios,
который представлял ее во всех юридических
контрактах и слушаниях. Этот мужчина
был ее мужем, отцом или братом. Египетская
женщина могла приобрести имущество, также
как и мужчина . Она могла получать подарки
или наследовать от своих родителей или
мужа. У женщины было право требовать до
одной трети всего общего имущества, которое
появилось у них с мужем в браке. Например,
собственность, которая накапливалась
ее мужем и ей после того, как они поженились,
делилось, а приданое, которое женщина
приносила с собой в брак, оставалось ей,
даже учитывая тот факт, что у мужа часто
было право свободно им распоряжаться.
В случае развода ее собственность должна
была быть возвращена ей, в дополнение
к той части имущества, которая полагалась
ей после развода. После смерти мужа женщина
наследовала две трети их общего имущества
супругов, но другая одна треть была разделена
среди их детей, братьев и сестер покойного.
Чтобы обойти это правило, муж мог сделать
несколько вещей:
1. В Среднем Царстве он мог составить "документ
на дом", который был юридическим односторонним
делом для того, чтобы пожертвовать свою
собственность. В этом документе, муж мог
назначить то, что он желал оставить своей
жене после своей смерти и в каком размере.
2. Если не было детей, и муж не желал, чтобы
его братья или сестры что-то из общего
имущества супругов, то он мог юридически
усыновить свою жену как своего ребенка
и наследника, и завещать всю свою собственность
ей. Даже если бы у него были другие дети,
то он мог все оставить своей жене, или
полностью лишить ее своей доли в имуществе.
Женщина была свободна завещать свою собственность
тому, кому хотела. Женщина могла также
свободно лишить наследства детей. Она
могла выборочно завещать те или иные
части собственности определенным детям,
мужу, сестрам или братьям.
У древнеегипетских женщин была
свободная жизнь, по сравнению
с их современницами в других
странах. Они не были
Когда дело доходит до закона, то юридическая
корреспонденция показывает, что (в теории)
женщины были равны мужчинам своего класса.
Египетские женщины могли наследовать
имущество, могли покупать и иметь собственность
и рабов, и они могли продавать свою собственность
и рабов, тогда, когда желали этого. (Хотя,
если женщина была замужем, то ее муж имел
определенное влияние в этих делах). Женщина
могла заключать юридические контракты,
начинать судебные слушания (и, следовательно,
привлекаться за преступления). Даже замужней
женщине разрешали жить жизнью незамужней
женщины, без опекунов мужского пола. В
браке активы, приобретенные парой, были
разделены - жена имела право на часть
имущества мужа и на равную часть их совместного
имущества. Она могла передать свои собственные
активы, и свою долю в семейном имуществе
своим детям, тогда, когда считала это
целесообразным. (Однако стоит отметить,
что среди бедных людей положение женщины
отличалось. Обычно бедная крестьянка
выходила замуж в 14 лет и должна была заботиться
о своей семье в течение всей своей жизни.
У нее, вероятно, было очень немного времени
для обращений в суд или написания завещаний!
Но, она имела на это право!).
Женщины Древнего Египта могли при желании
получить образование. Для царских дочерей
это было обязательным. Может показаться
удивительным, что не только дочери фараонов,
но и простые домохозяйки умели читать
и писать. О чем свидетельствуют бытовые
записи, сделанные женщинами. Естественно,
они были женами и дочерьми образованных
людей. Она могла быть официальным представителем
своего мужа на время его отсутствия, и
имела право взять на себя ответственность
за ведение его дела. Женщины Египта работали
не только музыкантами, танцовщицами и
плакальщицами, при желании и старании
они получали профессиональные положения
и должности, например, наблюдателей или
управляющих. Упоминания о женщинах-писцах
встречаются во времена Среднего Царства
и становятся более распространёнными
в эпоху Нового Царства. Женщины-писцы
служили при храмах, их нанимали в знатные
дома для помощи хозяйке в управлении
имуществом. Женщинам также удавалось
получить профессию врача. Первая в истории
женщина-врач - Песечет практиковала в
Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э. Самые
распространенные женские административные
должности – должность «наблюдателя»:
«Наблюдатель ткани» на ткацкой мануфактуре,
«Наблюдатель за танцовщицами», «Наблюдатель
за прислугой», «Наблюдатель за имуществом».
В данном случае женщины выступали в роли
организаторов. Иногда египтянки достигали
высокого административного статуса при
дворе фараона. Например, женщина по имени
Небет занимала положение «правой руки»
фараона подобно визирю, но также известно,
что свои должностные обязанности она
выполняла при помощи мужа. При дворе женщины
могли получить должности распорядителей
и казначеев. [http://oldegypt.info/topic-
Из
дошедших до нашего времени данных
видно, что женщины могли и
действительно занимали типично
мужские административные положения
в Египте. Однако, такие случаи - немногочисленные,
и таким образом, кажется, являются
исключениями. В тоже самое время нам
известны случаи, когда царицы были регентами,
полноценными правительницами и даже
узурпаторами власти во времена Древнего
Египта, управляя не только страной, но
и отдельными номами (административная
единица в Древнем Египте). Женщины могли
также быть национальными героинями в
Египте. Экстраординарные случаи включают:
королева Аххотеп, из ранней Восемнадцатой
Династии была известна как царица, обладающая
большим экономическим талантом, и как
предводительница египтян во время войн
за освобождение против гиксосов, и ее
хвалили за то, что она сплотила египетские
войска и подняла сокрушительное восстание
в Верхнем Египте в критический момент
существования своего государства. Царица
Хатшепсут, была известна, как правящий
фараон, ее помнят за то, что она стояла
во главе египетских войск во время военной
кампании в Нубии.
2.2 Женщина в семейно- брачных отношениях.
Брак
был очень важным элементом жизни
древнеегипетского общества. Некоторые
эксперты считают, что в Древнем
Египте почти все были обязаны
жениться или выходить замуж. Мужчины
могли жениться на больше чем одной
женщине, и люди, состоящие в близкородственных
отношениях (двоюродные братья и сестры)
могли также состоять в браке.
По большей части, однако, кровосмешение
было осуждено, кроме, семьи фараона, где,
таким образом, сохранялась "чистота
династии". Не было никакого возрастного
предела относительно того, когда люди
могли жениться или выходить замуж, но
вообще девочка не выходила замуж, пока
у нее не начиналась менструация, приблизительно
в возрасте 14 лет. Некоторые документы
заявляют, что девочки, возможно, были
замужем в возрасте восьми или девяти
лет, и мумия одиннадцатилетней "жены"
была также найдена. Для заключения брака
не требовалось никакой религиозной или
юридической церемонии. Не было никакой
специальной свадебной одежды, никакого
обмена кольцами, никакого изменения имен
или фамилий, и даже не существовало слова,
означающего свадьбу. Девочка становилась
женой после того, как она оставляла дом
своих родителей и входила в свой новый
дом - дом мужа. Новый муж никоим образом
не становился юридическим опекуном новой
жены. Жена оставалась полностью свободной,
и все еще держала контроль над своими
собственными активами и имуществом. Хотя
муж обычно управлял общей собственностью
семьи, было признано, что часть имущества
ему не принадлежит, оставаясь собственностью
его жены; если брак заканчивался, она
могла разделить имущество, совместно
нажитое и уйти.
Развод был частным явлением в древнеегипетском
обществе. Почти любое оправдание могло
использоваться, чтобы закончить брак,
и из союза можно было выйти по желанию.
Любой, кто составлял брачный контракт,
должен был соблюдать те сроки, на которые
он согласился. Судебные дела, однако,
не были частыми по этим вопросам; большинство
браков заканчивались по воле жены, которая
не хотела больше исполнять супружеский
долг и ухаживать за домом, и принимала
решение вернуться к своей семье или вступить
в повторный брак.
Беременность была очень важна для древнеегипетских
женщин. Т.н. "плодородная" женщина
была успешной женщиной. Беременные женщины
получали уважение общества, одобрения
от своих мужей, и восхищение от всех людей
вокруг. Мужчины должны были доказать
свою "мужественность", порождая
настолько много детей, насколько это
было возможно, и младенцы воспринимались
как гордость своих родителей. Если женщина
была бесплодна, мужчина мог использовать
это как причину для развода, однако, стоит
отметить, что по большей части, таких
мужчин осуждали, и чаще, в таких случаях
проблему бесплодия решали усыновлением
сирот.
Женщины в
Древнем Египте последовательно
заключали контракты, включая: брачный
контракт и договор на развод, на
медицинское обслуживание, покупки
собственности, даже контракты на самопорабощение.
Самопорабощение в Египте было фактически
формой самовольного рабства. Хотя полноценное
самопорабощение, кажется, было незаконно
в Египте, оно было осуществлено представителями
обеих полов. Чтобы обойти закон, рабство
было предусмотрено только на ограниченный
период времени, хотя некоторые случаи
заключения "рабского" контракта
на 99 лет известны. Однако во время самопорабощения
женщины часто технически получали зарплату
за свой труд. Две причины, по которым женщина
могла бы быть вынуждена идти на заключение
такого контракта:
(1) как оплата кредитору, чтобы покрыть
"безнадежные" долги;
(2) чтобы быть уверенной в условиях и финансовой
безопасности на определенный период
времени.
Если такие женщины выходили замуж за
"рабов" мужского пола, статус их
детей зависел от условий их контрактов
с их владельцами.
Список используемых источников и литературы.
Информация о работе Сравнительная характеристика женщин Древности Египта и Греции