Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:21, контрольная работа
Среднему классу в социологии посвящено множество публикаций. Всех их объединяет один тезис - средний класс как социальная общность необходим обществу. Эта необходимость выражается в ряде функций, которые не способны реализовать другие страты, либо способны в меньшей степени.
Введение.
Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему.
Средний класс в современной России и его основные признаки.
Роль среднего класса в обществе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Базовым критерием материально-
Структура расходов (потребительские стандарты) гораздо
репрезентативнее не только в отношении
определения степени обеспеченности индивидуума,
но и его потребительских предпочтений,
являющихся отражением его самопозиционирования
в социуме (в том числе наличие кредитов).
Представитель СК может позволить себе
платное лечение (инвестиции в собственное
здоровье), платное обучение детей, отдых
1-2 раза в год на зарубежных курортах. Показательными
являются поведение в
сфере сбережений (есть ли у человека
банковские вклады, инвестиции, ценные
бумаги, страховые полисы), а также структура имущества (
Уровень образования является свидетельством наличия профессиональной и культурной подготовки; измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе, аспирантуре или докторантуре. Определяется стандартной шкалой: для представителя старого СК может быть достаточным наличие среднего специального образования, для нового СК необходимо незаконченное высшие или высшее образование (или выше).
Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий (статус). Все профессии и должности в данном обществе можно расположить иерархически. Если изучить общественное мнение, сравнить различные профессии, проанализировать статистику и т.д., то можно получить относительно точную шкалу престижа.
Власть (концентрация властных полномочий) - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое представителем СК решение. Как правило, власть в обществе охраняется законом и традициями. Благодаря своему интеллектуальному потенциалу, высокому статусу и наличию власти (её можно понимать и как способность “быть услышанным”) СК в совокупности вольно или невольно формирует общественное сознание. Для характеристики масштаба располагаемых СК ресурсов власти, основанных на профессионализации, репрезентативным является уровень автономии трудовой деятельности Маркку Кивинена. В эмпирических исследованиях автономия труда замеряется при помощи трёх различных вопросов, касающихся разработки продукта, формы исполнения трудовых заданий и разрешения проблем, возникающих в ходе трудового процесса. Эти отдельные шкалы интегрируются в одну посредством взвешивания первого и третьего показателей. Таким образом, профессиональные и управленческие группы, включаемые в “ядро” СК, обладают реальной автономией труда.
Образ жизни. Принадлежность к определённым социальным группам и наличие высокого социального статуса обязывает индивидуума на определённое поведение. Характерными являются формы проведения досуга и т.д., на обеспечение и удовлетворение которых, как и на их формирование, ориентированы СМИ, производители потребительских товаров, индустрия развлечений (соответственно, этот критерий коррелируется со структурой расходов). В структуре рекреации представителя СК преобладает не элитарная культура, а массовая, с соответствующими атрибутами: дискотеки, ночные клубы, кафе и рестораны. Этот тип досуга - активный, протекает вне дома (культурная, развлекательная, общественно-политическая и иная деятельность).
Ценности и стремления (
Политические ориентации СК выражаются в сочетании стремлений к демократическому устройству политической системы (свобода выбора профессии и форм заработка, перемещений, получения информации, политических взглядов, неприкосновенность личной жизни) и законности - балансу между рыночной экономикой и сильной ролью государства. СК поддерживает открытую внешнюю политику и отказ от революционного насилия в пользу поступательного реформирования. Представитель СК заинтересован в стабильном развитии экономики страны и её политической системы. Уже достигнутый уровень успеха и благосостояния подталкивает СК на путь политического центризма, умеренного политического консерватизма, заинтересованности в поддержании социального порядка и стабильности в обществе, что выражается в отрицательном отношении к радикальным решениям, которые могут предложить маргинальные партии.
Адаптивность - готовность и умение жить в новых социально-экономических условиях конкурентной экономики, способность адаптироваться к принятым в ней правилам игры и возможным изменениям. Этот критерий в большей степени относится к современным российским реалиям, поскольку основным условием преодоления кризиса переходного периода является выработка достаточно большим числом людей успешных моделей поведения. Социально-экономическая адаптивность становится доминирующим макросоциальным процессом, определяющим тенденции общественного развития переходного периода. Её результатом должна стать модификация социальной структуры, включающая формирование достаточно широкого слоя экономически активных и самостоятельных людей - российского СК западного типа. Представитель СК адаптивен и адаптирован к складывающейся внешней среде, зарабатывает достаточно денег, он удовлетворен.
Самоидентификация. Под этим критерием понимается отнесение людьми самих себя к определённому классу на основе своих представлений об этом классе. Соответственно, результаты зависят от уровня понимания людьми самого этого понятия. К основным факторам самоидентификации c определённым классом относятся:
1) оценка своего положения по
сравнению с положением
2) социально-политическое
3) представление о том, каким будет собственное положение по отношению к окружающим через 2-3 года.
По самоидентификации в
Функциональность. Стоящий особняком, этот критерий относится не к отдельным представителям, а к социальной общности в целом. Если выделенный в ходе эмпирических исследований КСК, или его часть, с точки зрения масштаба общества, выполняет весь функциональный ряд, в таком случае эту общность можно полноправно назвать СК.
Таким образом, СК может быть охарактеризован некой системой показателей, включающей как признаки, так и функции данного социального образования. Общемировые критерии выделения СК в западных странах - это доходы, имущество, образование, профессиональный статус и устойчивость всех перечисленных признаков. То есть для его представителя обязательно: наличие высшего образования и профессиональной квалификации, владение недвижимостью, определенным уровнем доходов, а также идентификация себя со своим классом. В Европейский странах одним из критериев является наличие сбережений, в США - кредитов. Исходя из принципа дополнительности Бора, анализируя КСК и СК через призму какого-либо одного критерия, проявятся разные численности и свойства. Именно подобное противоречие делает СК гетерогенным. Для избегания подобных неопределённостей следует применять все критерии единовременно, ни один не должен стать доминантой.
3. Роль среднего класса в обществе.
Особую, стабилизирующую социальную и политическую обстановку в обществе роль играет средний класс. В индустриальных развитых странах он составляет большинство населения -60%-80%. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не даёт им столкнуться. Чем больше средний класс, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, конфликты, социальные катаклизмы. Чем меньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
Три слоя среднего класса:
Средний слой СК
имеет работу, в которой достаточно сбалансированы
все основные, с точки зрения современного
общества, плюсы (работа интересна, позволяет
проявить самостоятельность и инициативу,
сочетается с хорошими отношениями в коллективе)
и неизбежные минусы (довольно интенсивная
и, соответственно, утомительна). При этом
уровень оплаты труда их скорее устраивает,
чем нет. Однако присутствуют и те, кто
демонстрирует своё недовольство отдельными
сторонами своей трудовой деятельности
и, прежде всего, - заработной платой.
Характер работы нижнего слоя СК
и “бедных” примерно совпадает – мало
и не очень регулярно оплачиваемый труд,
без особых перспектив для продвижения,
инициативы, но зато довольно интересный
её исполнителям и протекающий в благоприятном
психологическом климате. По всей видимости,
последние два обстоятельства всё-таки
примиряют представителей этих слоёв
с собственной работой.
Делая вывод из выше сказанного, мы видим,
что основной сферой жизненной активности
среднего класса является работа. В понимании
ценности и негативных обстоятельств,
сопряжённых с работой, наблюдается различие
между представителями высшего среднего
слоя и всеми остальными группами. Если
первый ценит возможность самореализации,
карьерного роста, хотя в силу этого вынужден
мириться с утомительным характером труда,
то все остальные группы демонстрируют
скорее традиционный для советской интеллигенции
набор оценок своей работы: она интересна
и сопровождается хорошим психологическим
климатом в коллективе. Наиболее комфортно
чувствует себя средний слой СК, у представителей
которого более сбалансированным является
набор позитивных моментов их трудовой
деятельности и относительно слабее выражены
негативные её стороны.
Значительная часть среднего класса
в своей повседневной экономической деятельности
выступает в качестве руководителя-организатора.
При этом наиболее распространёнными
стилями поведения в отношении подчинённых
являются партнёрство и фратернализм,
в том числе и среди предпринимательских
когорт. Бюрократический стиль управления
не является широко распространённым,
хотя среди представителей верхнего слоя
среднего класса, руководителей и предпринимателей
он пользуется несколько большей популярностью,
всё же в основном средний класс транслирует
на микроуровень общества демократические
типы управленческой культуры.
Предпринимательская деятельность стала
для многих представителей средних слоёв
повседневной реальностью. Причём те кто
(пока?) не вовлечён в предпринимательскую
деятельность, в основном относятся к
ней как к легитимному способу реализации
смысложизненных ценностей и решения
своих материальных проблем. Впрочем,
довольно часто встречаются упрощённые
взгляды на бизнес как всего лишь на возможность
дополнительного (или просто более высокого)
заработка – особенно среди групп с высоким
уровнем образования, квалифицированных
рабочих, служащих и специалистов.
4. Заключение.
Данная тема является очень
интересной для исследования, так
как в различных научных
"Средний класс в
России – пока не свершившийся
факт, а, скорее, ориентир, к которому
надо двигаться, добиваясь
На сегодняшний день следует
отметить, что на своей последней
большой пресс-конференции в
5. Список используемой литературы.
Исправников ,В. О. Особенности формирования среднего класса в России [Электронный ресурс] / В. О. Исправников. – Режим доступа: viperson/wind.php. − 10.04.2010.
Бунина, И. Проблема среднего класса в современной России [Электронный ресурс] : /И. Бунин //Материалы конференции "Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста" 28 апреля 2008 года / Институт современного развития. – Режим доступа: riocenter/ru/news/27. − 10.04.2010.
Максимова, Т. В России придумают
средний класс по-русски [Электронный
ресурс] / Т. Максимова // Ежедневная электронная
газета Утро.ру. – 2008. – Режим доступа:
utro/articles/2008/04/29/
Средний класс в России: прошлое, настоящее, будущее [Текст]:
сб. материалов научно-практической конференции 9-10 декабря 1999 г. / под ред. Крупнина Г. Н ; Серия "Symposium", выпуск 2. − СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. − 152 с.