Средний класс и его роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание

Среднему классу в социологии посвящено множество публикаций. Всех их объединяет один тезис - средний класс как социальная общность необходим обществу. Эта необходимость выражается в ряде функций, которые не способны реализовать другие страты, либо способны в меньшей степени.

Содержание

Введение.
Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему.
Средний класс в современной России и его основные признаки.
Роль среднего класса в обществе.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

социология(контрольная).docx

— 41.17 Кб (Скачать документ)

Базовым критерием материально-имущественных  характеристик является уровень  условно средних текущих денежных доходов, полученных отдельным индивидом и позволяющий вести достойную жизнь (сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли). Всемирным банком определен следующий общемировой критерий уровня доходов СК: нижний и верхний пределы ежемесячного дохода на члена семьи установлены соответственно в 3470 и 8000 долларов США. Но существует следующие проблемы при получении информации о доходах: 1) в выборку зачастую не попадают элитарные слои (верхняя децильная группа) и маргинальные (“социальное полукриминальное дно”); 2) когда в эмпирических исследованиях респонденту задаётся вопрос о доходах, ответ с большой вероятностью будет “нерепрезентативным”, искажённым; 3) в России велика доля теневой экономики, и, соответственно, скрытых доходов. В этой связи, по мнению многих авторов, очень полезной является методика косвенного определения доходов Ван Праага. Сравнению подвергаются различные способы определения доходов населения: 1) доход, указанный респондентами, 2) представление респондентов о том, какая денежная сумма соответствует низкому, среднему и т.д. доходу, 3) самопозиционирование респондентов на ту или иную ступень в иерархии по материальному положению. Первый способ носит название объективного, а второй и третий - субъективного. Проводится сравнение между объективной и субъективной стратификациями, и их результирующая позволяет выделить КСК. Однако большинство исследователей не опираются только на показатель дохода, необходимо взять коррелирующие характеристики.

Структура расходов (потребительские стандарты) гораздо репрезентативнее не только в отношении определения степени обеспеченности индивидуума, но и его потребительских предпочтений, являющихся отражением его самопозиционирования в социуме (в том числе наличие кредитов). Представитель СК может позволить себе платное лечение (инвестиции в собственное здоровье), платное обучение детей, отдых 1-2 раза в год на зарубежных курортах. Показательными являются поведение в сфере сбережений (есть ли у человека банковские вклады, инвестиции, ценные бумаги, страховые полисы), а также структура имущества (недвижимость и товары длительного пользования) - накопленные доходы в виде наличных или овеществлённых денег (материальные блага, обладание которыми является индикатором, по которому можно определить, что человек благополучен). Отличие высшего класса от среднего заключается в том, что главным достоянием высшего класса является не доход, а накопленное имущество. У СК, как и у низшего, главным источником существования является именно доход (у СК если и есть богатство, то оно невелико). Эти критерии в совокупности определяют уровень благосостояния индивида. Экономическая ценность СК в западном обществе заключается в том, что он, в силу своей многочисленности и обеспеченности, является основой налоговых поступлений и основным потребителем продукции, ибо он ориентирован на достойный образ жизни.

Уровень образования является свидетельством наличия профессиональной и культурной подготовки; измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе, аспирантуре или докторантуре. Определяется стандартной шкалой: для представителя старого СК может быть достаточным наличие среднего специального образования, для нового СК необходимо незаконченное высшие или высшее образование (или выше).

Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий (статус). Все профессии и должности в данном обществе можно расположить иерархически. Если изучить общественное мнение, сравнить различные профессии, проанализировать статистику и т.д., то можно получить относительно точную шкалу престижа.

Власть (концентрация властных полномочий) - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое представителем СК решение. Как правило, власть в обществе охраняется законом и традициями. Благодаря своему интеллектуальному потенциалу, высокому статусу и наличию власти (её можно понимать и как способность “быть услышанным”) СК в совокупности вольно или невольно формирует общественное сознание. Для характеристики масштаба располагаемых СК ресурсов власти, основанных на профессионализации, репрезентативным является уровень автономии трудовой деятельности Маркку Кивинена. В эмпирических исследованиях автономия труда замеряется при помощи трёх различных вопросов, касающихся разработки продукта, формы исполнения трудовых заданий и разрешения проблем, возникающих в ходе трудового процесса. Эти отдельные шкалы интегрируются в одну посредством взвешивания первого и третьего показателей. Таким образом, профессиональные и управленческие группы, включаемые в “ядро” СК, обладают реальной автономией труда.

Образ жизни. Принадлежность к определённым социальным группам и наличие высокого социального статуса обязывает индивидуума на определённое поведение. Характерными являются формы проведения досуга и т.д., на обеспечение и удовлетворение которых, как и на их формирование, ориентированы СМИ, производители потребительских товаров, индустрия развлечений (соответственно, этот критерий коррелируется со структурой расходов). В структуре рекреации представителя СК преобладает не элитарная культура, а массовая, с соответствующими атрибутами: дискотеки, ночные клубы, кафе и рестораны. Этот тип досуга - активный, протекает вне дома (культурная, развлекательная, общественно-политическая и иная деятельность).

Ценности и стремления (мировоззренческие установки). Под эти понимается система жизненных интересов и целей, производной от которой является совокупность собственных доминантных стратегий повседневного поведения. Общая удовлетворённость своим материальным положением, стиль деловых отношений, круг общения и т.п. оказывают влияние на дифференциацию интересов и ценностных ориентаций индивида. Наиболее приоритетным интересом “среднего человека” является работа, её содержание, но не сам заработок. Предпочтение отдаётся престижной и интересной работе. Поэтому представитель СК стремится к непрерывному повышению уровня квалификации по основной специальности и получению новых знаний (например, освоение компьютера или нового языка). Для представителя СК характерны нацеленность на успех и социальную независимость, расчёт на собственные силы, приверженность политическим и экономическим правам и свободам. Не характерно желание патернализма со стороны государства. В самом СК существуют различия в мировоззренческих установках: представители верхнего - СК совершенно удовлетворены своей жизнью, их взгляды на будущее отличает социальный оптимизм; респонденты среднего - СК не столь оптимистичны, как представители верхнего - СК класса, однако большая часть рассчитывает на сохранение достаточно высоких статусных позиций. Нижний-СК неудовлетворён своей нынешней жизнью и пессимистичен в отношении будущего.

Политические ориентации СК выражаются в сочетании стремлений к демократическому устройству политической системы (свобода выбора профессии и форм заработка, перемещений, получения информации, политических взглядов, неприкосновенность личной жизни) и законности - балансу между рыночной экономикой и сильной ролью государства. СК поддерживает открытую внешнюю политику и отказ от революционного насилия в пользу поступательного реформирования. Представитель СК заинтересован в стабильном развитии экономики страны и её политической системы. Уже достигнутый уровень успеха и благосостояния подталкивает СК на путь политического центризма, умеренного политического консерватизма, заинтересованности в поддержании социального порядка и стабильности в обществе, что выражается в отрицательном отношении к радикальным решениям, которые могут предложить маргинальные партии.

Адаптивность - готовность и умение жить в новых социально-экономических условиях конкурентной экономики, способность адаптироваться к принятым в ней правилам игры и возможным изменениям. Этот критерий в большей степени относится к современным российским реалиям, поскольку основным условием преодоления кризиса переходного периода является выработка достаточно большим числом людей успешных моделей поведения. Социально-экономическая адаптивность становится доминирующим макросоциальным процессом, определяющим тенденции общественного развития переходного периода. Её результатом должна стать модификация социальной структуры, включающая формирование достаточно широкого слоя экономически активных и самостоятельных людей - российского СК западного типа. Представитель СК адаптивен и адаптирован к складывающейся внешней среде, зарабатывает достаточно денег, он удовлетворен.

Самоидентификация. Под этим критерием понимается отнесение людьми самих себя к определённому классу на основе своих представлений об этом классе. Соответственно, результаты зависят от уровня понимания людьми самого этого понятия. К основным факторам самоидентификации c определённым классом относятся:

1) оценка своего положения по  сравнению с положением окружающих;

2) социально-политическое позиционирование;

3) представление о том, каким  будет собственное положение  по отношению к окружающим  через 2-3 года.

По самоидентификации в западных обществах с рыночной экономикой СК составляет в настоящее время 60-65%, похожие цифры наблюдаются в России. Это показательно, ибо говорит о том, россияне при самоидентификации соизмеряют своё положение с согражданами (приравнивают себя к большинству, к тем, кто живёт не лучше всех, но и не хуже некоторых), без сравнения с более обеспеченным Западом, и, таким образом, самопозиционируются именно как представители КСК.

Функциональность. Стоящий особняком, этот критерий относится не к отдельным представителям, а к социальной общности в целом. Если выделенный в ходе эмпирических исследований КСК, или его часть, с точки зрения масштаба общества, выполняет весь функциональный ряд, в таком случае эту общность можно полноправно назвать СК.

Таким образом, СК может быть охарактеризован некой системой показателей, включающей как признаки, так и функции данного социального образования. Общемировые критерии выделения СК в западных странах - это доходы, имущество, образование, профессиональный статус и устойчивость всех перечисленных признаков. То есть для его представителя обязательно: наличие высшего образования и профессиональной квалификации, владение недвижимостью, определенным уровнем доходов, а также идентификация себя со своим классом. В Европейский странах одним из критериев является наличие сбережений, в США - кредитов. Исходя из принципа дополнительности Бора, анализируя КСК и СК через призму какого-либо одного критерия, проявятся разные численности и свойства. Именно подобное противоречие делает СК гетерогенным. Для избегания подобных неопределённостей следует применять все критерии единовременно, ни один не должен стать доминантой.

3. Роль среднего класса  в обществе.

Особую, стабилизирующую  социальную и политическую обстановку в обществе роль играет средний класс. В индустриальных развитых странах  он составляет большинство населения -60%-80%. Средний класс разводит два  противоположных полюса, бедных и  богатых, и не даёт им столкнуться. Чем больше средний класс, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, конфликты, социальные катаклизмы. Чем меньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот. 

Три слоя среднего класса:

  • Верхний является по своему положению переходным к высшему (элитному) классу общества. Представители верхнего слоя живут заметно лучше окружающих и в значительной степени удовлетворены своей жизнью. Смотрят в будущее с оптимизмом.
  • Средний класс. Половина представителей среднего слоя рассчитывает на сохранение достаточно высоких статусных позиций.
  • Нижний. Иногда его называют « Базовым слоем общества», имея ввиду его многочисленность. Большая неудовлетворённость своей нынешней жизнью и пессимизм в отношении будущего.

 

 

 
Средний слой СК имеет работу, в которой достаточно сбалансированы все основные, с точки зрения современного общества, плюсы (работа интересна, позволяет проявить самостоятельность и инициативу, сочетается с хорошими отношениями в коллективе) и неизбежные минусы (довольно интенсивная и, соответственно, утомительна). При этом уровень оплаты труда их скорее устраивает, чем нет. Однако присутствуют и те, кто демонстрирует своё недовольство отдельными сторонами своей трудовой деятельности и, прежде всего, - заработной платой.  
Характер работы нижнего слоя СК и “бедных” примерно совпадает – мало и не очень регулярно оплачиваемый труд, без особых перспектив для продвижения, инициативы, но зато довольно интересный её исполнителям и протекающий в благоприятном психологическом климате. По всей видимости, последние два обстоятельства всё-таки примиряют представителей этих слоёв с собственной работой.  
Делая вывод из выше сказанного, мы видим, что основной сферой жизненной активности среднего класса является работа. В понимании ценности и негативных обстоятельств, сопряжённых с  работой, наблюдается различие между представителями высшего среднего слоя и всеми остальными группами. Если первый ценит возможность самореализации, карьерного роста, хотя в силу этого вынужден мириться с утомительным характером труда, то все остальные группы демонстрируют скорее традиционный для советской интеллигенции набор оценок своей работы: она интересна и сопровождается хорошим психологическим климатом в коллективе. Наиболее комфортно чувствует себя средний слой СК, у представителей которого более сбалансированным является набор позитивных моментов их трудовой деятельности и относительно слабее выражены негативные её стороны.  
Значительная часть среднего класса в своей повседневной экономической деятельности выступает в качестве руководителя-организатора. При этом наиболее распространёнными стилями поведения в отношении подчинённых являются партнёрство и фратернализм, в том числе и среди предпринимательских когорт. Бюрократический стиль управления не является широко распространённым, хотя среди представителей верхнего слоя среднего класса, руководителей и предпринимателей он пользуется несколько большей популярностью, всё же в основном средний класс транслирует на микроуровень общества демократические типы управленческой культуры.  
Предпринимательская деятельность стала для многих представителей средних слоёв повседневной реальностью. Причём те кто (пока?) не вовлечён в предпринимательскую деятельность, в основном относятся к ней как к легитимному способу реализации смысложизненных ценностей и решения своих материальных проблем. Впрочем, довольно часто встречаются упрощённые взгляды на бизнес как всего лишь на возможность дополнительного (или просто более высокого) заработка – особенно среди групп с высоким уровнем образования, квалифицированных рабочих, служащих и специалистов.

4. Заключение.

Данная тема является очень  интересной для исследования, так  как в различных научных журналах и материалах региональных, всероссийских  конференциях содержатся мнения различных  ученых по этой проблеме. В качестве вывода по проблеме можно привести высказывание руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера:

"Средний класс в  России – пока не свершившийся  факт, а, скорее, ориентир, к которому  надо двигаться, добиваясь одновременного  прогресса по всем направлениям  – от реструктуризации системы  образования и рынка труда до создания подлинной многопартийной системы. Однако в том, что государство сможет решиться и успешно провести столь масштабные изменения, уверенности мало. Чиновники, как показывает практика, не в состоянии справиться и с менее масштабными задачами".

На сегодняшний день следует  отметить, что на своей последней  большой пресс-конференции в качестве главы государства Владимир Путин  обозначил одну из главных задач  на ближайшее десятилетие – "сокращение разрыва между богатыми и бедными", сказав, что к 2020 г. около 70% населения  должно входить в категорию "средний  класс". Основной метод достижения поставленной задачи на сегодняшний  день – действие в Российской Федерации  программы по борьбе с бедностью.

5. Список используемой  литературы.

Исправников ,В. О. Особенности формирования среднего класса в России [Электронный ресурс] / В. О. Исправников. – Режим доступа: viperson/wind.php. − 10.04.2010.

Бунина, И. Проблема среднего класса в современной России [Электронный  ресурс] : /И. Бунин //Материалы конференции "Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста" 28 апреля 2008 года / Институт современного развития. – Режим доступа: riocenter/ru/news/27. − 10.04.2010.

Максимова, Т. В России придумают  средний класс по-русски [Электронный  ресурс] / Т. Максимова // Ежедневная электронная  газета Утро.ру. – 2008. – Режим доступа: utro/articles/2008/04/29/734275.shtml. − 10.04.2010.

Средний класс в России: прошлое, настоящее, будущее [Текст]:

сб. материалов научно-практической конференции 9-10 декабря 1999 г. / под ред. Крупнина Г. Н ; Серия "Symposium", выпуск 2. − СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. − 152 с.


Информация о работе Средний класс и его роль в обществе