Средний класс и его роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:50, контрольная работа

Описание

Общество всегда изменялось, появлялись новые формы управления. Оно было разным. Сейчас общество делится на классы и устройство его еще более сложное. Разные социологи подходят к решению вопроса о стратификации общества с различных точек зрения. Каждый из них в чем-то прав, в чем-то не прав. Но одно, неоспоримо. В обществе существует, и будет существовать два основных класса – высший и низший. Они составляют два противоположных полюса в обществе (хотя низший класс по численному составу, будет, несомненно, больше). А как определить средний класс?

Содержание

Введение
Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему.
Средний класс в современной России и его основные признаки.
Роль среднего класса в обществе.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Средний класс и его  роль в обществе.

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему.
  3. Средний класс в современной России и его основные признаки.
  4. Роль среднего класса в обществе.
  5. Заключение.
  6. Список использованной литературы.

 

Введение.

    Общество  всегда  изменялось, появлялись новые формы  управления. Оно было разным. Сейчас  общество  делится на классы  и устройство его еще более  сложное. Разные  социологи   подходят  к решению вопроса  о стратификации общества с  различных  точек  зрения.  Каждый из них в  чем-то  прав,  в  чем-то  не  прав.  Но  одно,  неоспоримо. В обществе существует, и будет существовать два  основных  класса – высший и низший. Они составляют  два  противоположных  полюса  в  обществе (хотя низший класс по численному  составу, будет, несомненно, больше). А как определить средний класс?

     Под классом  понимают большую социальную  группу людей, владеющих либо  не владеющих средствами производства, занимающую определённое место  в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получение дохода

     Средний  класс играет в обществе особую  роль. Образно её можно уподобить  функции позвоночника в человеческом  организме, благодаря которому  организм сохраняет равновесие  и устойчивость. В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость или ярко выраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Учёные, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там где нет среднего класса или он ещё не сформировался общество не стабильно.

     Современных  российских исследователей, изучающих  эту  проблему,  можно отнести к двум категориям. Первые утверждают, что среднего класса  в  России нет. Вторые  признают  его  существование,  но  в  то  же  время  единодушно отмечают незавершенность его формирования или начальный этап становления.  В силу этого они  часто  употребляют  понятие  «средний  слой»,  имея  в  виду достаточно  аморфную  и  не  вполне  устойчивую  еще  общность,   занимающую срединное положение.

      Вполне  возможно,  что  для  характеристики   этой   общности   вполне  достаточно  термина  «средний  слой»,  или  «средние  слои».   Однако   уже сложилась определенная традиция в использовании понятия среднего класса, тем  более  что за этим термином имеется определенная смысловая нагрузка. Российский средний класс постепенно становится категорией массового сознания. Его проблемы активно обсуждаются в обществе, ему посвящены многочисленные публикации прессы.

    Средний класс,  воспринимаемый как порождение  российских реформ, вызывает время  от времени повышенное внимание  со стороны властных структур. Однако этот периодически возникающий интерес не превратился в целенаправленные и систематические усилия по поддержке формирующегося среднего класса. Так, комитетом по экономической реформе Правительства РФ задача формирования российского среднего класса была поставлена в качестве приоритетной на 1998год. Между тем, разразившийся в том же году финансовый кризис нанес чрезвычайно чувствительный удар как раз по тем группам населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Сейчас интерес со стороны властных структур вновь обострился в связи со «стратегией развития страны до 2010года». (Программа Г. Грефа), в соответствии, с которой на средний класс перекладывается значительная часть социальных расходов.

      Главная  цель контрольной работы –  охарактеризовать современное положение «среднего класса», проанализировать «средний класс», рассмотреть возможные тенденции развития «среднего класса».

 

 

 

 

 

 

2. Понятие «средний класс»  и основные критерии принадлежности  к нему.

       При изложении  проблематики средний класс обычно начинают с Аристотеля. В классическом произведении «Политика» выдающийся мыслитель древности высказывал ряд идей, оказавшихся весьма актуальными и в наше время. Рассматривая причины раздоров и распрей в государстве, Аристотель обратил внимание на тот факт, что наиболее устойчивыми политическими режимами оказываются те, которые «стремятся к середине». «В каждом государстве, - пишет он, - есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими». Аристотель считал, что государство не должно опираться в своей деятельности на крайне богатых, ни на крайне бедных, т.к. ни те, ни другие не склонны повиноваться доводам разума. «Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами». Первые – не умеют подчиняться (а без умения подчиняться, по Аристотелю, нельзя научиться властвовать). Вторые чрезвычайно унижены в своем положении и чаще всего руководствуются завистью к чужому богатству. «Величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной».

      Можно сказать,  что идеи Аристотеля сыграли  определенную роль в формировании  теории среднего класса в современной социологической литературе, прежде всего в странах с устойчивым экономическим развитием.

    Для того чтобы всесторонне  подойти к понятию «средний  класс» применительно к российским  условиям, необходимо привлечь не  только те определения, которые  давались еще в древности. Необходимо сказать и о том, что понятие «средний класс», близкое к понятию «средний слой», своими корнями уходит в западную социологическую теорию. Также исследователи как М.Вебер, Н. Элиас, Л.Уорнер, Д.Голдторп использовали понятие средний класс и изучали соответствующую проблематику. Обобщая сказанное этими исследователями, мы можем перейти к выводу о том, что он делится на высшую, среднюю и низшую части. Естественно, численные оценки среднего класса западных исследователей бывают различными, но, как правило, средний класс составляют около   60 %, а его средняя часть – около 20%

    Европейская социология  долгое время находилась под  влиянием классовой теории. Разделение  общества на классы стало первой  попыткой комплексного анализа  капиталистического общества. Вплоть до 70-х годов XX в. реальность неизменно подтверждала основанные на марксистской теории прогнозы - о сокращении класса мелких предпринимателей, укрупнении производства, численном росте пролетариата. Это обусловило то, что понятие класса стало "главным организующим концептом в исследованиях современных систем социальной стратификации".

Основные критерии.

      Базовым критерием  материально-имущественных характеристик  является уровень условно средних  текущих денежных доходов, полученных отдельным индивидом и позволяющий вести достойную жизнь (сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли). Однако большинство исследователей не опираются только на показатель дохода, необходимо взять коррелирующие характеристики.

     Структура расходов (потребительские стандарты) гораздо репрезентативнее не только в отношении определения степени обеспеченности индивидуума, но и его потребительских предпочтений, являющихся отражением его само позиционирования в социуме (в том числе наличие кредитов). Представитель СК может позволить себе платное лечение , платное обучение детей, отдых 1–2 раза в год на зарубежных курортах. Показательными являются поведение в сфере сбережений (есть ли у человека банковские вклады, инвестиции, ценные бумаги, страховые полисы), а также структура имущества (недвижимость и товары длительного пользования) - накопленные доходы в виде наличных или овеществлённых денег (материальные блага, обладание которыми является индикатором, по которому можно определить, что человек благополучен). Отличие высшего класса от среднего заключается в том, что главным достоянием высшего класса является не доход, а накопленное имущество. У СК, как и у низшего, главным источником существования является именно доход (у СК если и есть богатство, то оно невелико). Эти критерии в совокупности определяют уровень благосостояния индивида. Экономическая ценность СК в западном обществе заключается в том, что он, в силу своей многочисленности и обеспеченности, является основой налоговых поступлений и основным потребителем продукции, ибо он ориентирован на достойный образ жизни.

Уровень образования является свидетельством наличия профессиональной и культурной подготовки; измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе, вузе, аспирантуре или докторантуре. Определяется стандартной шкалой: для представителя старого СК может быть достаточным наличие среднего специального образования, для нового СК необходимо незаконченное высшие или высшее образование (или выше).

Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий (статус). Все профессии и должности в данном обществе можно расположить иерархически. Если изучить общественное мнение, сравнить различные профессии, проанализировать статистику и т.д., то можно получить относительно точную шкалу престижа. Такие замеры регулярно проводятся в США.

Власть (концентрация властных полномочий) – возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое представителем СК решение. Как правило, власть в обществе охраняется законом и традициями. Благодаря своему интеллектуальному потенциалу, высокому статусу и наличию власти (её можно понимать и как способность “быть услышанным”) СК в совокупности вольно или невольно формирует общественное сознание. Для характеристики масштаба располагаемых СК ресурсов власти, основанных на профессионализации, репрезентативным является уровень автономии трудовой деятельности Маркку Кивинена. В эмпирических исследованиях автономия труда замеряется при помощи трёх различных вопросов, касающихся разработки продукта, формы исполнения трудовых заданий и разрешения проблем, возникающих в ходе трудового процесса. Эти отдельные шкалы интегрируются в одну посредством взвешивания первого и третьего показателей. Таким образом, профессиональные и управленческие группы, включаемые в “ядро” СК, обладают реальной автономией труда.

Образ жизни. Принадлежность к определённым социальным группам и наличие высокого социального статуса обязывает индивидуума на определённое поведение. Характерными являются формы проведения досуга и т.д., на обеспечение и удовлетворение которых, как и на их формирование, ориентированы СМИ, производители потребительских товаров, индустрия развлечений (соответственно, этот критерий коррелируется со структурой расходов). В структуре рекреации представителя СК преобладает не элитарная культура, а массовая, с соответствующими атрибутами: дискотеки, ночные клубы, кафе и рестораны. Этот тип досуга – активный, протекает вне дома (культурная, развлекательная, общественно-политическая и иная деятельность).

Ценности и стремления (мировоззренческие установки). Под эти понимается система жизненных интересов и целей, производной от которой является совокупность собственных доминантных стратегий повседневного поведения. Общая удовлетворённость своим материальным положением, стиль деловых отношений, круг общения и т.п. оказывают влияние на дифференциацию интересов и ценностных ориентаций индивида. Наиболее приоритетным интересом “среднего человека” является работа, её содержание, но не сам заработок. Предпочтение отдаётся престижной и интересной работе. Поэтому представитель СК стремится к непрерывному повышению уровня квалификации по основной специальности и получению новых знаний (например, освоение компьютера или нового языка). Для представителя СК характерны нацеленность на успех и социальную независимость, расчёт на собственные силы, приверженность политическим и экономическим правам и свободам. Не характерно желание патернализма со стороны государства. В самом СК существуют различия в мировоззренческих установках: представители верхнего-СК совершенно удовлетворены своей жизнью, их взгляды на будущее отличает социальный оптимизм; респонденты среднего-СК не столь оптимистичны, как представители верхнего-СК класса, однако большая часть рассчитывает на сохранение достаточно высоких статусных позиций. Нижний-СК неудовлетворён своей нынешней жизнью и пессимистичен в отношении будущего.

Политические ориентации СК выражаются в сочетании стремлений к демократическому устройству политической системы (свобода выбора профессии и форм заработка, перемещений, получения информации, политических взглядов, неприкосновенность личной жизни) и законности – балансу между рыночной экономикой и сильной ролью государства. СК поддерживает открытую внешнюю политику и отказ от революционного насилия в пользу поступательного реформирования. Представитель СК заинтересован в стабильном развитии экономики страны и её политической системы. Уже достигнутый уровень успеха и благосостояния подталкивает СК на путь политического центризма, умеренного политического консерватизма, заинтересованности в поддержании социального порядка и стабильности в обществе, что выражается в отрицательном отношении к радикальным решениям, которые могут предложить маргинальные партии.

Адаптивность – готовность и умение жить в новых социально-экономических условиях конкурентной экономики, способность адаптироваться к принятым в ней правилам игры и возможным изменениям. Этот критерий в большей степени относится к современным российским реалиям, поскольку основным условием преодоления кризиса переходного периода является выработка достаточно большим числом людей успешных моделей поведения. Социально-экономическая адаптивность становится доминирующим макросоциальным процессом, определяющим тенденции общественного развития переходного периода. Её результатом должна стать модификация социальной структуры, включающая формирование достаточно широкого слоя экономически активных и самостоятельных людей – российского СК западного типа. Представитель СК адаптивен и адаптирован к складывающейся внешней среде, зарабатывает достаточно денег, он удовлетворен.

Информация о работе Средний класс и его роль в обществе