Средний класс и его роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:51, контрольная работа

Описание

Общество всегда изменялось, появлялись новые формы управления. Оно было разным. Сейчас общество делится на классы и устройство его еще более сложное. Разные социологи подходят к решению вопроса о стратификации общества с различных точек зрения. Каждый из них в чем-то прав, в чем-то не прав. Но одно, неоспоримо. В обществе существует, и будет существовать два основных класса – высший и низший. Они составляют два противоположных полюса в обществе (хотя низший класс по численному составу, будет, несомненно, больше). А как определить средний класс?

Содержание

Введение
Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему.
Средний класс в современной России и его основные признаки.
Роль среднего класса в обществе.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Самоидентификация. Под этим критерием понимается отнесение людьми самих себя к определённому классу на основе своих представлений об этом классе. Соответственно, результаты зависят от уровня понимания людьми самого этого понятия. К основным факторам самоидентификации c определённым классом относятся:

1) оценка своего положения по сравнению с положением окружающих;

2) социально-политическое позиционирование;

3) представление о том, каким будет собственное положение по отношению к окружающим через 2-3 года.

   Промежуточное положение на доходной шкале, по словам тех, кто себя относит к СК, служит одним из основных мотивов для идентифицирования себя со “средним классом”. Фигурируют также уровень образования и уважение окружающих. Следует заметить, что самоидентификация является показателем принадлежности именно к КСК (для обществ наиболее продвинутого типа это равнозначно принадлежности к СК).

      Если  есть чётко поставленные критериальные  границы классов, то естественно  предположить, что в “идеальном”  обществе (в котором каждый человек  абсолютно информирован об этих критериях и осознаёт свою принадлежность к определённому классу) график плотности распределения самоидентификации будет равномерным.

    Можно предположить, что в обществе, отличном от  идеального (с недостаточной информированностью  и/или субъективным нежеланием части населения отождествлять себя с определённой стратификационной общностью), график самоидентификации с КСК будет выглядеть как функция плотности нормального (гуссовского) распределения.

    По самоидентификации  в западных обществах с рыночной экономикой СК составляет в настоящее время 60-65%, похожие цифры наблюдаются в России. Это показательно, ибо говорит о том, россияне при самоидентификации соизмеряют своё положение с согражданами (приравнивают себя к большинству, к тем, кто живёт не лучше всех, но и не хуже некоторых), без сравнения с более обеспеченным Западом, и, таким образом, самопозиционируются именно как представители КСК.

   Функциональность. Стоящий особняком, этот критерий относится не к отдельным представителям, а к социальной общности в целом. Если выделенный в ходе эмпирических исследований КСК, или его часть, с точки зрения масштаба общества, выполняет весь функциональный ряд, в таком случае эту общность можно полноправно назвать СК.

    Таким образом,  СК может быть охарактеризован некой системой показателей, включающей как признаки, так и функции данного социального образования. Общемировые критерии выделения СК в западных странах – это доходы, имущество, образование, профессиональный статус и устойчивость всех перечисленных признаков. То есть для его представителя обязательно: наличие высшего образования и профессиональной квалификации, владение недвижимостью, определенным уровнем доходов, а также идентификация себя со своим классом. В Европейский странах одним из критериев является наличие сбережений, в США – кредитов. Исходя из принципа дополнительности Бора, анализируя КСК и СК через призму какого-либо одного критерия, проявятся разные численности и свойства. Именно подобное противоречие делает СК гетерогенным. Для избегания подобных неопределённостей следует применять все критерии единовременно, ни один не должен стать доминантой.

 

 

3. Средний класс в современной России и его основные признаки.

Весьма показательно, что теории ранжированной стратификации  разрабатывались для обществ с относительно предсказуемой и стабильной институциональной системой, в рамках которых позиционирование людей в социальной стратификации определялось устойчивыми нормативными принципами. Простой перенос западных моделей на ещё не сложившееся российское общество представляется затруднительным, так как сегодняшняя социальная стратификация отличается крайней нестабильностью, социальной дезинтеграцией и малым потенциалом развития. Но известно, что чем больше СК, тем меньше вероятность того, что общество будет подвержено социальным катаклизмам, межнациональным конфликтам. В этой связи представляет интерес, насколько российский КСК является “протосредним классом”, есть ли у него потенциальная возможность стать полноценным СК. Одной из наиболее актуальных проблем отечественных стратификационных исследований является анализ российского СК и определение его численности.

    Социологические  исследования фиксируют различный  количественный состав российского  СК. В соответствии с социально-профессиональным критерием численность СК в России составляет 50%. По уровню дохода (три средних доходных квантиля) эта цифра равна 44-48%. По критерию адаптированности СК насчитывает до 25%. Но, как было сказано в пункте 2.2, необходимо применять все критерии, и в таком случае, по мнению директора НИСП Т. Малеевой, только 6,9% россиян обладают всеми признаками СК. Представляется, что ближе всех к точной цифре Людмила Александровна Беляева, выделяющая две различные “средние” группы, одна из них – “идеальный средний класс”, наиболее приближенный к СК западных стран и количественно составляющий 3,4% от всего российского населения. Для сравнения, численность китайского СК определяют в 5%. Но возникает затруднение с функциональной нагрузкой такого малочисленного образования, поэтому для реальных преобразований в социуме необходимо расширение этой общности за счёт остальной части КСК.

    Российский  КСК является весьма своеобразным, с принципиальной внутренней  неоднородностью как по составу,  уровню доходов и видам адаптационной  активности, так и по ценностным ориентациям и социально-политическим установкам. Костяк КСК в современной России составляют представители малого и среднего бизнеса; менеджеры (руководители высшего и среднего звена); высокооплачиваемые банковские служащие, поп-звёзды, преуспевающие программисты, частично работники сферы торговли, услуг и транспорта; служащие (государственных и коммерческих структур). Близки к нему и те отряды инженерно-технических работников, которые имеют ключевые позиции в монополизированных отраслях и опираются на сильные профсоюзы (например, летчики и авиадиспетчеры гражданской авиации). Основная же масса специалистов находится в рядах “конторского пролетариата”, лишь некоторые их группы (например, банковские специалисты) входят в КСК.

   Для более глубокого анализа рассмотрим работу Т.И. Заславской «Социальная трансформация российского общества».

    Новый этап  стратификационные процессов начался  в 90-х, когда российское общество  после распада СССР вступило  в стадию поиска новых форм  социальной организации и ценностных ориентаций жизнедеятельности. В стране институционально-законодательной основе начал формироваться научный негосударственный сектор с различными типами собственности и субъектами экономической деятельности, в которую стали переходить работники государственных предприятий.  Постепенно расширяется численность занятых в сфере посреднической деятельности, обслуживание, финансово-банковских операций. В стране начинают складываться группы, занятые новыми видами деятельности, связанными с рыночными отношениями, - работники маркетинговой службы, рекламы, менеджеры акционированных и частных предприятий, специалисты в области недвижимости и ценных бумаг.

 На основе указанных  признаков сложно определить  состав и границы предпринимательского слоя. Одну из наиболее убедительных попыток сделать это предприняла Т. Заславская. В ее анализе фигурирует несколько подгрупп работников, составляющих бизнес-слой современной России:

1.     Менеджеры  – совладельцы; это хозяйственные  руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но располагающие значительными пакетами акций управляемых предприятий;

2.       Наемные  менеджеры, т.е. хозяйственные  руководители, управляющие государственными, реже частными, предприятиями или фирмами «за зарплату»;

3.     Предприниматели  – собственники преимущественно  мелких предприятий и фирм, лично  управляющие последними не совмещая  эту деятельность с какой-либо  работой по найму;

4.     Самостоятельные  работники, т.е. лица занятые  мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

5.     Бизнесмены  – менеджеры; это наемные директора  мелких и средних предприятий  преимущественно акционированного  и частного секторов, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

6.     Полупредприниматели;  к ним относятся «рядовые»,  т.е. неруководящие работники  преимущественно акционированного  и частного авторов экономики,  совмещающие работу по найму  с разными видами предпринимательства, включая индивидуальную трудовую деятельность.

   Все это свидетельствует  о том, что на нынешнем этапе  общественного развития процессы  расслоения приобретают социально  деформированный характер. В будущей  модели жизнедеятельности граждан России, закрепятся такие стратификационные характеристики, которые давали бы нашему обществу оптимальную возможность встроиться в современную мировую динамику при сохранении конструктивных особенностей социальных связей, рожденных исторической практикой.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Роль среднего класса в обществе.

 

Одним из наиболее острых проявлений проблемы социальных неравенств выступает поляризация бедности и богатства, превращение бедности в норму жизни значительной части  наших сограждан.

Неравенство и бедность – понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – дохода, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступают количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т.д.).

Рост среднего класса выражает тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни. Средний класс является носителем ценностей традиционной семьи, что, однако, сочетается с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Этот класс представляет собой оплот современного общества, его традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.

В современной России средний класс проходит свое становление. Продолжает развиваться социальная поляризация - расслоение на бедных и богатых. Те, кто видит возникновение биполярного распределения доходов и малочисленность среднего класса, обеспокоены судьбой российской демократии. По распространенному мнению социологов, для здоровой демократии необходим здоровый средний класс. В обществе, состоящем из богатых и бедных, отсутствует политическое и экономическое связующее звено. Результатом социально-экономической поляризации общества может стать революция. Именно благодаря возникновению и укреплению среднего класса не оправдался прогноз Маркса о неизбежности исторической гибели капитализма в результате пролетарской революции. Малочисленность российского среднего класса в настоящее время может способствовать поляризации общества, что приводит к разочарованию и озлоблению масс. Поэтому целесообразно отдельно рассмотреть вопрос о бедности в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, рассмотрев проблемы среднего класса можно сказать, что  по некоторым вопросам этой темы нет  еще достаточно единодушия. Как уже  отмечалось выше, есть авторы, которые используют понятие средний класс, и есть те, кто употребляет по отношению к той же самой социальной группе понятия средних слоев и среднего класса. Есть и такие авторы, которые не считают нужным проводить четкое различение между этими терминами.

Как мы, видели, сама проблематика средних слоев восходит к самым началам наук об обществе. Уже Аристотель проводил границы между высшими, средними и низшими слоями населения.

В целом, можно было дать следующее рабочее определение  среднего класса. «Средний класс» - это та часть общества, которая заинтересована, прежде всего, в стабильном развитии экономики страны и общества ни под какими идеологическими лозунгами. Этим можно объяснить постоянную поддержку курса реформ, который наблюдался на протяжении последнего десятилетия.

Вместе с тем, средний  класс действительно занимает срединное  положение в обществе. Он объединяет тех людей, которые находятся  между бедными слоями и «новыми  русскими». Профессиональный состав среднего класса включает в себя представителей всех профессиональных групп в российском обществе. Средний класс – весьма сложно структурированная общность, включающая в себя группы с разными экономическими интересами и политическими ориентациями.

Вполне возможно, что  для характеристики этой общности вполне достаточно термина «средний слой» или «средние слои». Однако, уже сложилась определенная традиция в использовании понятия средний класс, тем более, что за этим термином имеется определенная смысловая нагрузка, о которой сказано выше.

Целесообразно отметить, что к факторам, препятствующим становлению среднего класса как целостной общности, следует отнести явную ориентацию нынешней власти на интересы преимущественно верхнего слоя общества. Если на Западе главный ресурс среднего класса – прежде всего, его профессиональный опыт и знания, его «человеческий капитал», то в России это логика оказалась деформированной: для многих, особенно в верхнем слое среднего класса, путь к успеху лежал не через накопление знаний и опыта, не через трудолюбие, а через близость к «большим деньгам» и связям. Невозможность реализации большинством представителей среднего класса своих социальных запросов блокирует формирование устойчивой, а, главное, общественно одобряемой модели поведения. В результате образ типичного представителя среднего класса – усердного работника, хорошего семьянина, добросовестного налогоплательщика, лояльного гражданина – пока не складывается.

Информация о работе Средний класс и его роль в обществе