Средний класс в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:32, реферат

Описание

Средний класс играет в обществе особую роль. Образно её можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому организм сохраняет равновесие и устойчивость. В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость или ярко выраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Учёные, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там где нет среднего класса или он ещё не сформировался общество не стабильно.

Содержание

Введение 3
1. Понятие среднего класса 4
2. Качественные характеристики среднего класса 6
3. Структура российского среднего класса 8
3.1. Нижний средний класс 8
3.2. Верхний средний класс 9
3.3. Структура расходов среднего класса 10
3.4. Трансформация 11
Заключение 13
Список использованной литературы 144

Работа состоит из  1 файл

Реферат - социология.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

Третья особенность заключается  в том, что, являясь главным покупателем на  рынке одежды и обуви, мебели, крупной бутовой и видеотехники, средний класс тратит на товары длительного пользования не более 25% своих денег, и эта доля постепенно снижается, в то время как менее обеспеченные граждане вынуждены покупать самые дешевые товары, тратя на них более 30% своего бюджета.

Структура потребления семей среднего класса имеет незначительные отличия, связанные с уровнем дохода и социальным статусом, регионом проживания, возрастом и этапом жизненного цикла семьи, образованием и размером домохозяйства. Но различия эти на порядок ниже, чем различия между структурой расходов среднего класса и других социальных групп. В частности, структуры расходов семей среднего класса, проживающих в Москве и Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске, других крупных городах страны, в значительной степени схожи между собой и столь же значительно отличаются от структур расходов менее обеспеченных семей, проживающих в тех же самых городах. И это обеспечивает возможность реализации единой национальной маркетинговой стратегии.

3.4. Трансформация

 

Конечно, структура расходов семьи  российского среднего класса пока ещё  не устоялась, и будет трансформироваться. В частности, постепенно должна снижаться доля расходов на питание – до 20-25% от совокупных потребительских расходов семьи. Доля расходов на одежду и обувь также представляется еще слишком высокой и в среднесрочной перспективе должна снизиться до 10% от бюджета. Доля расходов, связанных с недвижимостью – приобретением и ремонтом жилья, коммунальными платежами и т. п. – должна постепенно увеличиться, и в перспективе она достигнет 17-23% от совокупных расходов семьи. Более высокие темпы улучшения жилищных условий среднего класса повлекут за собой увеличение спроса на мебель и бытовую технику. Будет постепенно возрастать доля расходов, связанная с оплатой услуг в системе здравоохранения, со страховой медициной, - в отдаленной перспективе она может достичь 7-9% совокупных расходов семьи. Страхование жизни  и здоровья наряду с ипотечными инвестиционными программами вскоре может стать источником длинных денег для экономики страны. Что, с одной стороны, обеспечит ресурс для устойчивого экономического роста, а с другой – даст стимул для дальнейшего расширения российского среднего класса.

Заключение

 

Как уже было сказано, неравенство  доходов непреодолимо. Это вовсе  не значит, что данная проблема не заслуживает  внимания. Государство, проводя определенную социальную политику, и, тем самым, регулируя  процесс перераспределения доходов, обеспечивает стабильное развитие экономики и снятия напряжения в обществе.

Средний класс - уникальное явление в мировой  истории. Можно сказать, его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.

Он состоит  из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не даёт им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение.

В заключение можно  сказать, что социально-классовая  структура строится на основании  неравенства с учётом такой характеристики, как гетерогенность. Близость социальных статусов приводит к образованию  социальных слоёв, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д

Список использованной литературы

 

    1. Авромова Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки// Общественные науки и современность. – 2002. - № 1. – С. 17-24.
    2. Березин И., Ушаков Д. Накануне осени – 2002// Эксперт. – 2002. – 1 июля. – стр. 56-57.
    3. Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации// Вопросы экономики. – 2001. - № 1. – С. 45-61.
    4. Космарская Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России// Вопросы экономики. – 2001. - № 1 – С. 62-73.
    5. Кузнецова Е., Кузнецова С. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование// Экономист. – 2002. - №4. – С. 47-53.



Информация о работе Средний класс в России