Стадии социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:37, реферат

Описание

Представление о социализации наполнено позитивным содержанием, ибо предполагает усвоение, а, следовательно, и демонстрацию индивидом в своих поступках преемственности традициям, этическим, правовым, эстетическим нормам, признанным доминирующим большинством членов конкретного сообщества людей в качестве базовых. По форме и содержанию она может корректироваться в соответствии с изменением исторической эпохи, социально-политической системы, традиций и норм.
Цель работы исследование стадии социализации.

Содержание

Введение 3
1. Социализация: природа, социальные факторы 4
2. Основные этапы социализации 7
Заключение 15
Список литература 16

Работа состоит из  1 файл

стадии социализации.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Этапы развития личности по Эриксону

Этап развития

Психологический кризис

Доминирующая социальная среда

Благоприятный результат

Младенчество

Основы доверия в противовес недоверию

Семья

У ребенка вырабатываются доверительные  чувства к себе, своим родителям  и к миру

Раннее детство

Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям

Семья

Ребенок вырабатывает у себя чувство  самоконтроля без ущерба самоуважению

Возраст 4-5 лет

Инициатива в противовес чувству  вины

Семья

Ребенок учится задавать направление  и цель своим действиям

Возраст с 6 лет до начала периода  полового созревания

Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости

Соседи; школа

Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях

Подростковый период

Осознание собственной личности в  противовес путанице с социальными  ролями

Группа сверстников и внешние  группы

Индивид развивает самоидентификацию  – ясное ощущение собственного Я

Юность

Любовь в противовес одиночеству

Друзья и партнеры

Индивид вырабатывает способность  стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные  близкие – дружеские и любовные отношения

Взрослый

Творческий потенциал в противовес застою

Новая семья, работа

Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и  общество в целом

Пожилой возраст

Целостность в противовес отчаянию

Выход на пенсию и близящаяся

смерть

Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью


 

Средний возраст, или  зрелость.

Зрелый возраст лишен  той конкретики, которая присуща  младенчеству, детству и подростковому  периоду. Это всеобъемлющая и  довольно размытая категория. Иногда категория  “зрелости” используется для определения людей в возрасте за 30 лет, когда мужчины и женщины предположительно уже “определились” со своими семьями и профессиональными карьерами. Но этот термин также используется для обозначения индивидов “среднего возраста” – тех, кому примерно от 45 до 64 лет. Какое бы значение ни приписывалось термину “зрелый возраст”, основные цели остаются такими же, что и цели, стоящие перед мужчинами и женщинами в юности и молодости, и связаны с любовью и работой7.

Основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины  проводят на работе. Хотя доминируют экономические соображения, работа также помогает организовать время, является сферой общения человека с другими людьми, “лекарством от скуки”, поддерживает чувство необходимости и самоуважения. Если кто-то согласен платить за нашу работу, значит, мы нужны другим людям и вплетены в социальную ткань как ее необходимая часть. Для все большего числа как женщин, так и мужчин оплачиваемая работа начинает служить показателем их полноправного членства в обществе. В целом удовлетворение от работы принято связывать с возможностью свободного выбора и принятия решений.

В возрасте 30 лет и  чуть старше мужчины, как правило, ищут свою “нишу” в жизни, “окапываются”  в ней, “вьют гнездо”, а также  строят долгосрочные планы и приступают к их осуществлению. В 35-40 лет мужчины пытаются освободиться от власти других и утвердить свою независимость. Им часто кажется, что их начальники чрезмерно контролируют их и давят на них, не давая действовать самостоятельно, что они лишены творческого воображения и агрессивны. Миновав 40-летний рубеж, мужчины начинают размышлять, чего они добились в жизни, и оценивать результаты в достижении целей, которые были намечены ими в более молодом возрасте. Они могут ощутить несоответствие между “тем, что я имею сейчас” и “тем, чего бы мне действительно хотелось”, что влечет за собой период душевных терзаний. В 45 лет или около того некоторые мужчины переживают так называемый кризис среднего возраста. Согласно существующим стереотипам, мужчины в этом возрасте склонны к необдуманным, легкомысленным поступкам, по принципу “седина в голову, бес в ребро” – они бросают жен ради молоденьких женщин, вполне годящихся им в дочери, оставляют работу и живут на случайные заработки или превращаются в горьких пьяниц. Тем не менее большинству индивидов удается справиться с этим кризисом, они постепенно приводят свои желания в соответствие со своими достижениями без серьезных моральных переживаний и метаний.

Пожилой возраст, или  старость.

Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего, и самое главное – пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы – основную точку опоры для взрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера – решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Дело усложняется еще тем, что у пожилых слишком мало мотивов для того, чтобы примириться со своей “бессмысленной ролью” – социальным статусом, лишенным всякой значимости в обществе. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений8.

Смерть.

Осознание надвигающейся  смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной  сущности. Понятие “умирающий”  предполагает нечто большее, чем  просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью.

 

Заключение

 

Резюмируя рассмотрение понятий и понимания процесса социализации исследователями, представляющими психологию, социальную психологию и социологию можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности»

Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются  в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.

 

Список литература

 

  1. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. – М.: Академя, 2009. – 416с.
  2. Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2008. – 400с.
  3. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2007. — 512с.
  4. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Издательская группа НОРМА – ИИНФРА-М, 2010. – 355с.
  5. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2009.– 512 с.
  6. Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2010. – 364с.
  7. Харчева В. Основы социологии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. –  М.: Логос, 2011. – 302с.

1 Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2008. С.260.

2 Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика. – М., 2007. С.143.

3 Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М., 2010. С.275.

4 Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. – М., 2002. С.218-219.

5 Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. – М., 2002. С.220.

6 Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. – М., 2002. С.221.

7 Фролов С.С. Социология: Учебник. - М., 2010. С.196.

8 Фролов С.С. Социология: Учебник. - М., 2010. С.197.




Информация о работе Стадии социализации