Становление социального государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:46, контрольная работа

Описание

Исследование особенностей и перспектив становления социального государства в России целесообразно осуществить на основе сравнительного анализа с формированием классической формы такого типа государства, существующего в развитых странах Запада. Сфокусируем внимание на социокультурном подходе, который требует сосредоточения на ценностном, социально направленном поведении, традициях, ориентациях, культурной оснащенности факторов политической жизни.

Работа состоит из  1 файл

Становление социального государства в России.docx

— 37.35 Кб (Скачать документ)

Современное российское государство – переходное. Становление  социально-правового государства  в России – процесс длительный и сложный. Его специфика в  том, что он не будет, подобно западному, разделен на два этапа, правовой и социальный, а должен представлять единый, целостный, по возможности органичный процесс. Конституция РФ 1993 г. впервые в истории отечественного правового развития признала, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17). Вместе с тем государство берет на себя функцию не только защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования. Конституция РФ содержит законодательное закрепление широкого перечня прав и свобод, что идет в русле современной международной конституционной практики.

Становление социально-правового  государства связано с решением целого комплекса задач. Выделим  приоритетные, на наш взгляд, направления. Необходима корректировка политического  курса либерально-рыночных реформ в  направлении создания более благоприятных  условий жизнедеятельности широких  социальных слоев, разработки и реализации долгосрочных программ в сфере образования, культуры, здравоохранения. Это даст возможность сформировать политику, идеологию, психологию общенационального  согласия, сообщество граждан с соответствующими ценностными ориентациями. Блок регионально-отраслевой, профессиональной, хозяйственной бюрократии и национально ориентированных  интеллектуалов может стать двигателем преобразований, интегратором широкомасштабного  компромисса. Кооперативная организация  общества при сохранении гибких и  подвижных границ между корпорациями коррелируется с национальными  традициями служения общественному  идеалу, солидаризма. «Договорный корпоративизм», сохраняя базовую инфраструктуру экономики, может способствовать развитию цивилизованных рыночных отношений в потребительском секторе, вытеснению паразитирующих, криминогенных групп из хозяйственных и политических структур, оттеснению их на периферию общественно-политической жизни, что придаст процессу перехода к рынку постепенный характер, уменьшит социальную плату.

Мощному государству  в России всегда отводилась особая роль. Если на Западе государство выполняло  функцию нейтрального арбитра, следящего  за соблюдением правил политической игры, которую ведут политические партии, то в России его главная  задача заключалась в охране и  развитии общей для всех граждан  социокультурной среды. На Западе государство  служит индивиду, в России индивид  служит государству. В устойчивых формах политического поведения россиян  явно прослеживается их особая чувствительность к идеям социальной справедливости, защищенности, равенства. Поэтому двигателем и гарантом продолжения реформаторского  курса с большей социальной ориентированностью является государство. Кейнсианские и  неокейнсианские экономические модели, ориентированные на расширение внутреннего рынка и регулирующую, контролирующую роль государства как гаранта справедливости, наиболее предпочтительны для России.

Российская политическая культура пока неадекватна новым  требованиям гражданского общества, правового государства, что выражается в релаксивной осознанности гражданами политических интересов, способов их артикуляции и отстаивания, незрелости политических партий, открыто оппозиционном характере отношений между уровнями и органами власти, неинституционали-зированности важнейших демократических ценностей, готовности элиты и контрэлиты ужесточать требования, переходить к форсированным средствам достижения целей, насильственным аргументам обоснования позиций. В этой связи важное значение имеет формирование влиятельного политического центра, который уравновешивает крайности, обеспечивает устойчивость политической системы, общепризнанный и, следовательно, легитимный вариант развития. В российском политическом спектре отсутствуют влиятельные социал-демократические партии. Политическое участие россиян характеризуется, с одной стороны, ломкой привычных каналов вовлеченности граждан в политический процесс, увеличением «заявок» на участие в политическом управлении, а с другой стороны, нежеланием менять привычные формы презентации своих интересов, недоверием к официальным источникам, институтам, индифферентностью к постоянному конструктивному участию в политической жизни.

Тем не менее, компромиссная  политика, предполагающая синтез идей, методов, темпов перемен, не только крайне необходима, но и реальна, хотя ее проведение потребует значительных усилий со стороны  конструктивных сил общества. Цементирующей  основой широкой коалиции сил, на наш взгляд, должны стать центристские силы. В отличие от политических сил, ратующих за возврат к прежней  административно-командной системе, умеренные поддерживают идеи рыночной, плюралистической многоукладной экономики, правового государства, но с сохранением  определенных элементов прежней  системы с большей регулирующей ролью государства, следовательно, меньшими социальными издержками.

Стабильность западных обществ покоится на консенсусе относительно основополагающих ценностей, целей, путей  их достижения, что порождает диффузию различных субкультур, прагматический политический стиль, позволяет проводить  альтернативные политические курсы, не подвергая эрозии государственно-правовые принципы, положенные в основу общественно-политической системы. В современной России большинство  граждан утратили традиционные общинные навыки, почтение к старшим, альтруистическую трудовую этику, а утверждение новых  общественных ценностей (напряженный  труд, социальная самостоятельность, инициативность, законопослушание, личная ответственность) пока не произошло. Большинство людей сегодня может объединить стремление к порядку, миру, здравому смыслу, разумному компромиссу с принципами свободы и равенства, экономической эффективности и социальной справедливости.

Утверждающиеся в  политическом пространстве России представления  о демократии как «правлении многих»  не адекватны переходным системам, кризисным периодам развития, не эффективны в управлении большими социальными  группами. Неустойчивость, дисбаланс  интересов социальных групп, расширение поля социального напряжения, свойственные переходным системам, делают весьма проблематичным эффективность «правления многих», усиливают опасность охлократии, что чревато серьезными социальными коллизиями. Даже в стабильных, сбалансированных системах правление большинства оказывается лишь прикрытием правления профессиональной элиты. В переходных системах, при неразвитости гражданского общества элитарная демократия не только наиболее вероятный, но и наиболее предпочтительный вариант. Другое дело, что необходима эффективная система рекрутирования элиты, контроля за ней, обучение принципам и культуре социального партнерства. Подход к демократии как институционализации политического порядка, основанного на конкурентном формировании органов государственной власти посредством выборов из альтернатив, как развитой способности элиты адекватно реагировать на потребности граждан создает большой потенциал для продолжения реформаторского курса, утверждения социально-правовой государственности.

Циркулирующую в  обществе информацию нельзя оставлять  без контроля. Политические власти должны дозировать, но не исключать  поток дескриптивной, рекламно-развлекательной  информации, стимулирующей завышенные притязания, ориентирующей на ценности западного потребительского общества и, как правило, не раскрывающей пути достижения высоких жизненных стандартов (высокотехнологичное производство, жесткая аскеза труда, традиции самоограничения, самодисциплины, экономии, законопослушания). Сказанное не означает, что такого рода информация должна полностью блокироваться. Речь идет о том, что приоритет  должен быть отдан прикладному информационному  обмену с целью создания новых  промышленных, социальных, политических технологий, ориентации на формирование взвешенных притязаний, отвечающих реалиям  России.

Таковы лишь некоторые  общие направления утверждения  в России социально-правовой государственности.

   
 

        Список литературы:

  1. Государство и исторический процесс. От раннего государства к зрелому: Л. Е. Гринин — Москва, Либроком, 2010 г.
  2. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Л. Е. Гринин — Москва, ЛКИ, 2011 г.
  3. Конституция РФ

Информация о работе Становление социального государства в России