Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:18, курсовая работа
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями.
Введение
Основная часть
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский
химико-технологический
Институт химии и проблем устойчивого развития
кафедра
социологии
Курсовая работа на тему:
Статусно
- ролевая концепция личности
Выполнила: Бражкина Екатерина Евгеньевна
студентка группы ПР-23
Научный руководитель: Спасибенко С.Г.
доктор
фисолоф.наук, профессор
Москва 2011г.
Содержание
Введение
Любая
социологическая теория всегда предлагает
свой вариант ответа на вопрос о
том, как строятся отношения между
личностью и обществом, каковы закономерности
поведения личности и чем они определяются.
Поэтому каждая школа в социологии либо
создаёт свою объяснительную модель личности,
либо явно или неявно пользуется уже существующими
моделями. Отсутствие единства в понимании
того, что есть личность – характерная
черта современной социологии. С древнейших
времён человек задумывался над вопросом
о своей природе, о том, что он представляет,
какое место занимает в мире, каковы его
возможности, способен ли он стать господином
своей судьбы или обречён быть её слепым
орудием. Проблема человека и личности
является одной из центральных в системе
современного социологического знания.
Разумеется, социология в данной сфере
не монополист, ибо проблемой личности
занимаются все общественные науки: философия,
право, психология, этика, эстетика и др.
Каждая в соответствии со своей спецификой
рассматривает какую – либо из сторон
деятельности человека. Социология исследует
личность во взаимодействии с обществом.
Сегодня проблема человека очень актуальна,
поэтому находится в центре внимания вышеперечисленных
наук, составляет основу и предмет междисциплинарных
исследований.
Каждый
человек в социальной системе
занимает несколько позиций. Каждая
из этих позиций, предполагающая определённые
права и обязанности, называется
статусом. Человек может иметь несколько
статусов. Но чаще всего только один определяет
его положение в обществе. Этот статус
называется главным или интегральным.
Часто бывает так, что главный статус обусловлен
его должностью (например, директор, профессор).
Социальный статус отражается как во внешнем
поведении и облике (одежде, жаргоне), так
и во внутренней позиции (в установках,
ценностях, ориентациях).
Следует отметить, что любая роль не является
чистой моделью поведения. Главным связующим
звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом
поведением служит характер индивида.
Основная часть
Наиболее
полно статусно-ролевая
Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч. Кули. Ее основные положения сформулированы социальным психологом Дж. Мидом и социальным антропологом Р. Линтоном.
В теории Дж. Мида значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью.
Если Дж. Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р. Линтон описывает, прежде всего, социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определялась как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.
С ним связана непосредственно теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности. Следует различать два статуса личный и социальный, соответственно «роли для всех», «роли для группы» и «роли для себя».
Социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей.
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в соответствии с их статусом или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Здесь выделяют также понятие социального статуса.
Социальный статус – совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в социальной иерархии. Социальный статус отвечает на вопрос: "Кто этот человек", а социальная роль – "Что он делает?"
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
1. описание типа поведения, соответствующего данной роли
2. предписание (требования), связанные с данным поведением
3. оценка выполнения предписанной роли
4. санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими , политическими, экологическими.
Функционалисты (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли. Так вычленяется, по Т. Парсонсу, собственная социальная подсистема человеческого действия.
«Фундаментальной чертой всех человеческих обществ, — подчеркивал Т. Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа».
Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).
Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.
Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.
Социальный статус реализуется в ролевой структуре человека, в конкретных многообразных функциях, выполнение которых часто оказывается конфликтным, что выливается в межролевые и внутриролевые конфликты.
К межролевым
относят конфликты, вызываемые тем,
что индивиду одновременно приходится
исполнять слишком много
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
В предотвращении ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей — более эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли.
Так, например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной из ролей.
Степень принятия своих ролей – это индикатор не только эффективности их усвоения, но и показатель успеха ролевого поведения индивида.
Человек может иметь несколько статусов, но чаще только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Такова жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своим статусом и соответствующими ролями. Максимальное слияние с ролью называют ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием от роли.
Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для конкретного человека. В них не вкладывается частичка души и своего "Я".
Напротив, другие роли – их меньшинство – прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть своего "Я". И потеря его переживается особенно глубоко – как внутренняя трагедия.
Например, мужчина – кормилец семьи, ее глава. Потеря работы воспринимается им как крушение личности. У безработного изменяются стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей.