Структура анкеты и виды вопросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:31, доклад

Описание

В социологии вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента, отсюда вытекают требования к его формулировке. В жизни общение врача с пациентом или следователя с подсудимым либо беседа двух прохожих имеют межличностный характер. Их адресат индивидуален. При анкетировании ситуация иная. Автор социологической анкеты обращается к большой совокупности неизвестных людей. Следовательно, вопрос анкеты должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам.

Работа состоит из  1 файл

доклад ко 2му семинару.docx

— 34.51 Кб (Скачать документ)

 

Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой части этой совокупности. (В последнем случае добавляют вопрос-фильтр).  

 

Достаточно ли объяснена  респонденту техника заполнения вопроса. 

 

Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса  и шкалой измерения. 

 

Содержатся ли в формулировке вопроса слова, термины, которые  могут быть непонятны опрашиваемым. Как их заменить, не нарушая смысла вопроса.  

 

Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого. (Если такое подозрение есть, нужен контрольный вопрос-фильтр на проверку компетентности). 

 

Не превышает ли вопрос возможностей памяти опрашиваемых. 

 

Не слишком ли многочисленны  варианты ответов на вопрос. Если это  так, то нужно расчленить список на тематические блоки и вместо одного вопроса сделать блок вопросов. 

 

Не задевает ли вопрос самолюбия  респондента, его достоинства, престижных представлений. 

 

Не вызовет ли вопрос отрицательных  эмоций у опрашиваемого (опасения за последствия опроса, неприятные ассоциации, печальные воспоминания и другие негативные эмоциональные состояния, нарушающие психологический комфорт  ситуации опроса). 

 

Результатом логического  контроля анкеты выступает совокупная оценка ее качества, которая характеризуется  числом полученных замечаний по различным  критериям. В зависимости от этого  все вопросы анкеты сортируются  и отбраковываются те из них, которые  содержат очевидные методические просчеты, не поддающиеся исправлению. Их целесообразно  заменить на вопросы, имеющие иное методическое решение. Сам по себе логический контроль качества вопросов анкеты служит подготовительной процедурой для разработки задач пилотажного (пробного) исследования. 

 

Во втором случае композиция анкеты проверяется на соответствие следующим критериям: 

 

Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых в начале анкеты к наиболее сложным в середине и простым в конце.

Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие.

Отделены ли смысловые  блоки вопросов «переключателями внимания», обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока.

Снабжены ли вопросы-фильтры  указателями-переходами для разных групп респондентов.

Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента.

Нет ли нарушений в верстке  и графическом оформлении анкеты (перенос части вопроса на другую страницу; неразлинованные таблицы; «слепой» текст анкеты; недостаточное место для ответов на открытые вопросы и т.п.). 

 

Окончательный вердикт качеству всей анкеты выносит пилотажное (пробное) исследование. Оно вскрывает все  недочеты анкеты и особенно в составлении  вопросов. Один из верных показателей  непригодности вопроса – большая  доля не ответивших или затруднившихся ответить на него. Значение данного  показателя интерпретируется в зависимости  от познавательной задачи вопроса. Если изучается распространенное явление, о котором должны знать все  или подавляющее большинство  людей, а доля затруднившихся ответить высока, то это свидетельство методической погрешности в составлении вопроса. А если измеряется информированность опрашиваемых о достаточно редком явлении и доля не ответивших или затруднившихся ответить высока, то вполне можно заключить, что вопрос соответствует поставленной задаче.  

 

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям  исследования и служит получению  только такой информации, которая  проверяет гипотезы. 

 

Журналист, врач или следователь  тоже придерживаются определенной программы  и целей, но научных гипотез они  не выдвигают, хотя следователь проверяет  определенную версию, журналист заранее  строит план интервью. 

 

Вопросы в анкете формулируются  максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.  

 

Практический пример 1 Разработка теоретической модели предмета исследования

Представьте себе, что вы, начинающий социолог, поставили перед  собой задачу выяснить, кто больше ворует – представители богатого, среднего или бедного класса? Как  и где вы будете проводить исследование? Предположим, вы решили это сделать  в своем классе. Как вы поступите?  

 

Двигаться к цели можно  двумя путями – эмпирическим и  теоретическим. Покажем, что только второй является правильным. 

 

Вы составили анкету и  включили в нее так называемую «паспортичку», где указывается пол, профессия, возраст, доход, социальное происхождение респондентов. Получив и обработав ответы на вопрос: «К какому классу Вы себя относите?», мы тем самым вроде бы решили главную задачу, а именно выяснили, представители какого класса больше всего воруют. На самом деле мы не имеем полной и всесторонней картины, мы получили данные лишь об одной переменной.  

 

Информация получена на основе самооценки, а она вполне может  быть ошибочной. Можно повысить степень  достоверности информации. Самооценка проверяется по пересечению трех вопросов в «паспортичке»: доход, профессия (занятие), социальное происхождение. Сопряжение двух вопросов с целью их самопроверки называется взаимоконтролем переменных (вопросов).


Информация о работе Структура анкеты и виды вопросов