Структура доходов и дифференциация российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:54, контрольная работа

Описание

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов.

Содержание

Введение
Понятие доходы населения и их классификация
Неравенство доходов населения России
Причины неравенства доходов
Политика государства в области доходов
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Анал по социологии.docx

— 14.02 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Аналитическая работа по социологии на тему:

«Структура  доходов и дифференциация российского  общества»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:Ульянчук И.А.

 

 

 

 

 

Содержание

  • Введение
  • Понятие доходы населения и их классификация
  • Неравенство доходов населения России
  • Причины неравенства доходов
  • Политика государства в области доходов
  • Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого  человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования  людей. Поэтому возникает необходимость  для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко  доходы большей части населения  бывают очень низкими по сравнению  с доходами незначительной части  населения. В связи с этим возникает  социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также  приходится заботиться государству. Чем  больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т.к. возникает мотив для  достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность  производства, значит, лучше экономическая  ситуация в стране. Поэтому регулирование  доходов, заработной платы является частью политики любого государства. Таким  образом, доходы населения и источники  их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна  в любые времена, в любой стране, при любом экономическом строе. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень  остро. Решение проблем требует  большего государственного вмешательства, чем в развитых странах.

 

Понятие доходы населения  и их классификация

Доход - это денежная сумма регулярно и законно  поступающая в непосредственное распоряжение субъекта рыночных отношений. При этом необходимо подчеркнуть  следующие моменты:

1. доход, как  правило, представлен деньгами;

2. регулярность  получения;

3. критерий законности.

В широком смысле "доход" - это денежная оценка результатов  деятельности любого субъекта рыночной экономики (юридического и физического  лица).

Под доходами населения  понимается сумма денежных средств  и материальных благ, полученных или  произведенных домашними хозяйствами  за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень  потребления населения прямо  зависит от уровня доходов. Доход  отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:

1. доход, получаемый  владельцем фактора производства - труда;

2. доход, получаемый  за счет использования иных  факторов производства (капитала, земли,  предпринимательских способностей);

3. трансфертные  платежи (пособия, стипендии, пенсии)

Основными видами доходов являются: заработная плата, рента, процент (или ссудный процент), прибыль. Рассмотрим каждый из этих видов  доходов подробнее:

Заработная плата, или ставка заработной платы - это  цена, выплачиваемая за использование  труда. Экономисты часто применяют  термин "труд" в широком смысле, включая оплату труда:

1. Рабочих в  обычном понимании этого слова,  то есть "голубых и белых  воротничков" самых разных  профессий;

2. Специалистов - юристов, врачей, преподавателей  и т.д.;

3. Владельцев  мелких предприятий - парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой  техники и множество различных  торговцев - за трудовые услуги, предоставляемые при реализации  их деловой активности.

Важно также провести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная  заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно  приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата - это "покупательная способность" номинальной  заработной платы.

Заработная плата  на территории Российской Федерации  носит не равномерный характер. Межрегиональная  дифференциация в заработной плате  существует во всех странах. Оплата труда  не может быть единой для всех регионов страны, поскольку региональные рынки  труда предъявляют спрос на работников разной квалификации и в то же время  по-разному оценивают труд работников схожих профессионально-квалификационных групп. Более того, в условиях конкурентной экономики на рынке труда генерируются компенсирующие различия в заработной плате. Согласно теории компенсирующих различий, работники должны получать компенсацию в терминах заработной платы за занятость в регионах с относительно худшими условиями  проживания и более высокой стоимостью жизни.

 

Неравенство доходов населения России

Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Неравенство в доходах населения формируется в результате комплексного взаимодействия факторов, характеризующих экономическую, социальную и географическую ситуацию. Растущий разрыв между богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознании сохраняется представление, что относительно однородное по структуре общество за достаточно короткий период называемый "переходным", превратилось в общество с одним из самых высоких уровней неравенства. У России было слишком мало времени, чтобы приспособиться привыкнуть к быстрому росту неравенства доходов и имущества. Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время как жизненные стандарты среднего россиянина значительно снизился. Хотя люди и получили больше политических свобод, они заплатили за это высокую цену.

Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы  и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что  миллионы людей оказались за чертой бедности в 90-е годы.

Дифференциация  доходов присуща любой экономике, но чрезмерный ее уровень не допустим, поэтому важно знать, как формируется  неравенство, какие факторы, причины  в какой мере воздействуют на различия в величине денежных доходов.

Чтобы эффективно реагировать на дифференциацию в  распределении доходов, экономическая  и социальная политика должна опираться  как формируется эта дифференциация, какие группы населения в результате изменения дохода вносят наибольший вклад в динамику неравенства.

Усиление дифференциации может происходить в двух формах. Во-первых, в форме поляризации, когда  бедные беднеют, а богатые богатеют. Во - вторых, в форме однополюсной динамики, когда или бедные беднеют, или богатые богатеют при сохранении относительно стабильного положения  на шкале доходов на шкале остальных  доходных групп.

В России высокая  степень дифференциации сложилась  в условиях сравнительно никого среднедушевого дохода и поэтому повлекла за собой  увеличения числа бедных жителей  страны. Напряжение в обществе, как  показывает практика, вызывает не дифференциация доходов, а их низкий уровень.

 

Причины неравенства доходов

Причинами неравенства доходов являются:

1. Наследственные причины,  например обеспеченность ресурсами,  способностями и наличие одаренности;

2. Человеческий капитал  в виде профессиональных качеств,  наличие опыта в какой-либо  деятельности, уровень образования.  Эти факторы не являются врожденными,  а приобретаются индивидом в  процессе его жизнедеятельности;

3. Трудовые усилия работников, их заинтересованность в труде;

4. Наличие или отсутствие  рыночной дискриминации;

5. Везение и другие  факторы, влияющие на решения,  принимаемые экономическим субъектом  и определяющие результат его  деятельности;

6. разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход,  чем в форме лопаты);

7. разная успешность использования  факторов производства (например, работник  в фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары  которой продаются с трудом);

8. разный объем принадлежащих  людям факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает  при прочих равных условиях  больший доход, чем владелец  одной скважины).

Кроме того, на распределение  доходов оказывают большое влияние  структурные особенности экономики: состояние отраслей, рыночная ситуация, степень монополизма, развитость международных  отношений, а также структура  экспорта и импорта.

Политика  государства в области доходов

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных  выплат населению, не связанных с  его участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация  отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание  внутреннего спроса.

Государство, организуя через  бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов  малоимущих слоев населения, создает  условия для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.

Возможности государства  в перераспределении доходов  во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

Перераспределение доходов  от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил  с "дырявым ведром", т.е. этот процесс  неизбежно ведет к снижению экономической  эффективности. Масштабы "утечки" из "ведра Окуня" определяются тем, в какой мере повышение налогов  и рост социальных трансфертов уменьшают  объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда  по заработной плате высока, повышение  налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному  сокращению предложения труда в  легальном секторе экономики  и перетеканию его в теневой  сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Государство непосредственно  вмешивается в первичное распределение  денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение  оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  национальной продукции, поощрения  инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с  учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы в странах с  рыночной экономикой является определение  гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и  профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также  оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости  от уровня квалификации.

В России с 1991г. действует  периодически пересматриваемый минимальный  размер оплаты труда (МРОТ). В России с 1 января 2009 года МРОТ равен 4330 рублей.

Информация о работе Структура доходов и дифференциация российского общества