Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:44, реферат
Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях. Это — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.) процессах и общественных социальных общностях людей
Введение…………………………………………………….3
1. Уровни социологического знания………………………..4
2. Различные подходы к структуре социологии…………..10
3. Функции социологии и их современное содержание…..16
Заключение…………………………………………………20
Список использованной литературы……………………...22
Диагностика состояния общества, изучение проблем, возникающих по мере его развития - это одна из важнейших задач социологии. Социологическая составляющая присутствует не только в работе специалистов-социологов, но и во многих других современных профессиях. Например, маркетинг. Прежде чем начать большую рекламную компанию, крупные фирмы проводят маркетинговые исследования рынка спроса и предложения товара, который они хотят продвинуть. Для этого они, используя прикладные социологические технологии, проводят опросы, выявляя потенциальных потребителей, круг их предпочтений. Полученные результаты используют в целях продвижения товара. Современная политическая борьба немыслима без изучения мнения, установок, предпочтений электората, поэтому политология широко использует приемы и методы социологического анализа.
Современный этап развития гуманитарных наук характеризуется возрастанием роли социологии в обществе. Она занимает в системе общественных наук все более ведущую роль. Это диктуется рядом факторов.
Во-первых, социология дает другим общественным наукам обоснованную теорию общества, его структурных элементов, обеспечивает понимание их взаимодействия.
Во-вторых, представляет им технику и методику изучения личности и ее деятельности, изучения социальных систем различных уровней; методы социального измерения, разрабатываемые социологией, активно используются другими общественными науками.
В-третьих,
социология проводит так называемые
“социальные” исследования, то есть междисциплинарные
исследования: социально-экономические,
социально-политические, социально-демографические,
социально-психологические и т.д.
Заключение.
Социология придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. “Понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения идеализации и абстрагирования из многообразных действий люди наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни”.
Термин “институт” имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем он приобрел два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово “институт” в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН – это конкретное учреждение, а наука – это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.
Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, не существует единства взглядов. В социологии имеется не одно, а множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Хотя его книга “Теория праздного класса” появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые по своей природе не отличаются от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.
По
мнению Л. Бовье, социальный институт –
это система культурных элементов,
ориентированных на удовлетворение набора
конкретных социальных потребностей или
целей. Собственно институт составляют
взаимодействующие индивиды. Социальный
институт – культурно санкционированный
способ выполнения работы или совокупности
работ. Индивид участвует в институте
через механизм социальных статусов. Дж.
Бернард и Л. Томпсон определяют институт
как совокупность норм и образцов поведения.
Это сложная конфигурация обычаев, традиций,
верований, установок, правил-регуляторов
и законов, которые имеют определенную
цель и выполняют определенные функции.
Причем, поскольку институты – это нормы
или правила поведения, имеющие отношение
только к людям, индивиды – это институциональные
учреждения (организации) или ассоциации,
исполняющие определенные функции и сосредоточенные
в материальном окружении — зданиях, заводах
и т.п.
Список использованной литературы.
1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. Москва, 1996, издание 2-е переработанное, дополненное.
3. Смелзер М. Социология. М., 1998.
4. Фролов С. С. Социология. М., 1998.
5. Левада. Ю.A. Лекции по социологии. М., 1999
6. Социология: Словарь-справочник М., 2004. Т. 1-3.
7. Социология
наука об обществе. Под ред. Проф. В.П. Андрущенко,
проф. Н.И.Горлача. Харьков, 1996г.