Структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание

Культурные элементы и комплексы. Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобелъ предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется "считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта". Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок.

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 44.25 Кб (Скачать документ)

    Культурный  релятивизм. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования "нашей" культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от "наших" интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур.

    Нужно понять основное положение культурного  релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы  являются правильными и общепринятыми  потому, что они хорошо себя зарекомендовали  именно в этой системе; другие же считаются  неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные  и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и этно-центризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

      ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ  И РАСПРОСТРАНЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ

    Происхождение культуры. Многие так называемые субчеловеческие виды животных имеют свою систему социальной жизни. В определенное время года некоторые виды птиц сбиваются в стаи с весьма упорядоченными внутренними нормами существования. У таких видов насекомых, как муравьи или пчелы, существует четкий порядок совместной жизни с жестко закрепленными "профессиями", подчинением, тщательно разработанными обязанностями и правами. Но социальная жизнь субчеловеческих видов животных основана на инстинкте, а не на социальном обучении. Так, все муравейники, построенные одним видом муравьев, одинаковы, в то время как человеческие жилища разно-образны. Человек утерял те врожденные инстинкты, которые присущи субчеловеческим видам животных. Вместо этого при рождении он наследует систему естественных потребностей, желаний, которые можно рассматривать как движители его последующих действий и всего поведения. Эти потребности заставляют человека искать наилучшие способы их удовлетворения. В процессе удовлетворения потребностей человек создает культуру, помогающую ему добиваться исполнения своих желаний и осуществлять совместную деятельность. Таким образом, человек начинает создавать систему норм, ценностей, пригодную для удовлетворения многочисленных потребностей наилучшими способами. Не имея спасительных инстинктов, он, для того чтобы выжить, должен опираться на культурные образцы.

    Как живое существо человек уступает в силе и ловкости многим животным. Физические черты и особенности  строения не дают ему возможности  конкурировать в этом отношении  с представителями животного  мира. Так, человек изначально не приспособлен к холоду, жаре, быстрому передвижению по пересеченной местности. Его дети долго остаются беспомощными и неспособными существовать автономно. Человек не имеет когтей для защиты или нападения. Но ему присущи другие, более важные преимущества. Он может употреблять  в пищу различные продукты, практически  всеяден в отличие от животных. Он обладает прекрасным зрением на дистанциях от нескольких сантиметров  до нескольких километров, чего нельзя сказать о многих животных. Но одно из самых главных преимуществ  человека состоит в том, что он удерживает равновесие на двух конечностях, а две другие остаются свободными для различных действий. При этом исключительная подвижность пальцев  дает ему возможность манипулировать предметами с помощью рук.

    Способность к обучению. Все перечисленные преимущества человека не много бы стоили в борьбе за существование, если бы не его способность к обучению. Однако нельзя утверждать, что животные вовсе не имеют такой способности. Они могут передавать друг другу некоторую примитивную информацию и обучаться ограниченному набору действий в ходе взаимодействия. Например, с помощью опытов, проведенных Ц. Као (174, с. 35), выяснилось, что 85% котят в шестимесячном возрасте, когда кошка обучает их охотиться на крыс, могут убить крысу. В то же время из тех котят в том же возрасте, которые не обучались кошкой, только 16% могли это сделать. Опыт показывает, что животные способны обучаться на примерах и владеть определенными формами социального обучения. Это обстоятельство дало повод некоторым ученым предположить, что отдельные виды животных могут иметь свою культуру. Но если предположить, что кошки обладают "крысоловной" культурой, то это означало бы, что они близки по уровню к охотничьим племенам индейцев с культурой "буйвола" в Америке или к аборигенам Австралии, имеющим культуру "крокодила". Очевидно, что эти элементы даже нельзя сравнивать. Идея культуры животных становится еще более нелепой и абсурдной, если представить себе льва, который действует в соответствии с привычками, традициями или создаваемыми идеалами.

    Только  человек создает культуру, потому что он обладает величайшим преимуществом - способностью обучать и обучаться  через взаимодействия с другими  людьми. Шимпанзе можно научить доставать  банан из труднодоступных мест, но не передавать эту мысль другим особям. Животное живет только инстинктами  и собственным опытом, в то время  как человек "стоит на плечах своих  предков" и решает свои проблемы с учетом их совокупной мудрости.

    Язык  и символические  коммуникации. Многие животные обмениваются чувствами с помощью мурлыканья, рычания, криков или других звуков. Некоторые из них издают запахи или совершают телодвижения, имеющие определенное значение для других особей. Однако весь этот достаточно богатый арсенал знаков нельзя считать языком. Рычание собаки означает желание, радость, боль, но оно не несет даже примитивной смысловой нагрузки. Язык же, напротив, представляет собой систему звуков, каждому из которых соответствует определенное значение.

    Однако  мать часто способна определить, когда  ее ребенок плачет потому, что он голоден, или болен, или сердится, хотя он просто выражает свои эмоции, не используя средств языка. Говорить об общении с использованием языка  можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Идея "стула" может быть представлена комбинацией из тысячи звуков. Члены  общества должны прийти к согласию относительно того, что определенный набор звуков должен соответствовать  понятию "стул", и тогда это  слово будет входить в состав языка. Таким образом, мы ограничиваем понятие "язык" символической коммуникацией и исключаем обмен понятиями через крики или звуки, которые не являются настоящим языком.

    В популярных книгах и статьях встречается  термин "язык жестов" или "язык телодвижений". Несомненно, что люди могут обмениваться некоторыми понятиями  таким способом. Однако, хотя язык жестов и служит определенным способом человеческого  общения, но не является языком в истинном смысле этого слова, так как в  данном случае отсутствует разработанная  система символической коммуникации.

    Только  человек способен использовать символы, с помощью которых он развивает  общение, позволяющее достигать  обмена не только простыми чувствами, но и сложными идеями, идеалами, мыслями  и внутренними побуждениями. Используя  символическую коммуникацию, человек  обменивается указаниями, открытиями, ценными мыслями, способами совместных действий. Без столь разработанного, богатого и разнообразного общения  люди не слезли бы с деревьев и не вышли бы из пещер.

    Как речь отделяет людей от животных, так  и письменность проводит грань между  примитивными культурами и цивилизацией. Человек дописьменной культуры всегда должен был держать в памяти наиболее ценные образцы традиционных учений и верований. И если при этом у него была прекрасная память, он был ценен для окружающих как ходя-чая библиотека. Старые, много повидавшие и знающие люди всегда ценились и использовались в примитивных обществах именно в этом качестве, они являлись хранителями обычаев, традиций и других элементов культуры. Но человеческая память не беспредельна.

    Культура, зависящая от человеческой памяти и  устной передачи культурных образцов, вынуждена оставаться предельно простой. Однако использование письменности позволило практически неограниченно усложнять и развивать культуру, охватывая культурным влиянием все более широкий круг людей. Письменность позволила сохранять и передавать мельчайшие детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, что давало возможность не только полностью передавать, транслировать их, но и практически в точности воспроизводить утерянные и разрушенные культурные комплексы. Даже неграмотный человек в современном обществе подвергается воздействию письменной культуры, потому что окружающие его люди формируют его культуру с помощью написанных слов. Афоризм, используемый еще при египетских фараонах: "как написано, так и будет сделано" - является основой жизни каждого цивилизованного общества.

    Язык  настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в  общественное культурное наследие обязательно  связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и многие другие большие группы в  обществе могут иметь свой язык, словарный запас которого отличается от словарных запасов языков других групп. Иначе говоря, каждая субкультура  имеет свои особенности языкового  общения. Язык связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими  отношениями, с его помощью происходит социализация личности, ее адаптация  к окружающей среде.

    Не  только культура изменяет язык, но и  язык может активно помогать или  мешать развертыванию и распространению  культуры. Действительно, для того чтобы  понять или принять культурный образец, необходимо понимание и согласие относительно его содержания. В ходе общения хорошо понятые и усвоенные слова являются мостом для передачи традиций, норм или ценностей; но если группы общаются на разных языках, такая передача культурных образцов становится просто невозможной. Каким образом можно, например, передать такие понятия, как "доброта" или "необходимость", без достаточно четкого понимания смысла этих слов? Иногда идею или концепцию бывает трудно перевести на другой язык в силу того, что в этом языке нет адекватных слов для их выражения. Скажем, невозможен перевод на латынь таких слов, как "автоматизация" или "атомный реактор". Узбеки, туркмены и многие другие народы, входившие в состав СССР, были вынуждены включать в свой язык многие русские слова, так как для выражения содержания этих слов в их языках не было соответствующих аналогов.

    Язык  настолько срастается с культурой, что при переводе письменных текстов  с одного языка на другой специалисты-переводчики  должны иметь понятие о культуре обоих обществ. Примером, подтверждающим это, может явиться следующий  анекдотический случай. Несколько ученых разработали компьютерную программу  перевода с английского языка  на русский. Первое испытание программы  показало, что в ней недостаточно учтены культурные особенности русского и английского общества. Так, выражение "дух бодр, плоть же немощна" было переведено на русский язык следующим  образом: "вино хорошее, пища же невкусная".

    Развитие  культуры. Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет сделать вывод, что долгое время человек по своему образу жизни практически не отличался от животных. Древнейшие люди, наши предки, не имели каких-либо сносных построек, одежды, домашних животных, не использовали огня. Источником питания служили плоды растений. Археологические раскопки показывают, что должны были пройти тысячи лет, прежде чем человек научился готовить себе пищу, строить жилища и разводить скот. Нам, ожидающим каждый год серьезных изменений в своей жизни, трудно представить себе эпоху, когда на протяжении жизни многих поколений практически не менялись привычки и образ жизни человека.

    Медленно, в течение многих веков люди делали единичные изобретения и открытия, которые стали культурной основой  для лавины открытий и изобретений  будущего. Несколько сотен тысячелетий  понадобилось человеку для изобретения  колеса, которое использовалось затем  в тысячах других изобретений и открытий. Этот и многие другие при-меры показывают, что в человеческом обществе культура развивалась чрезвычайно медленно в доисторические времена, более быстрыми темпами в средние века и в период новой истории, а затем необыкновенно быстро и с неограниченной областью распространения в наше время. Значительная часть проблем современного человека заключается в том, чтобы приспособиться самому и приспособить социальное устройство общества к быстро меняющейся культуре.

    Если  попытаться даже поверхностно сравнить культуры, например древних германцев  или других народов, населявших в  то время территорию Европы, с современными европейскими обществами, то станут очевидными поразительные перемены, происшедшие  буквально во всех сферах общественной жизни. Даже оставляя в стороне значительный прогресс материальной культуры и многократное развитие средств распространения  культурных образцов, нельзя не увидеть  коренных изменений в нормах повседневной жизни, политических нормах, законах  и государственном устройстве. В  результате полностью преобразовались  государственные, религиозные, экономические, образовательные и семейные институты, а также структуры взаимоотношений  между членами общества.

Информация о работе Структура культуры