Структура науки и направление научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:38, реферат

Описание

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Развитие нового – буржуазного – общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Периодизация науки …………..............…………………..…………..5
Развитие классической науки .......................................................…….9
Неклассическая наука ...................…………………………………...10
Постнеклассическая наука...................................................................11
Заключение……..…………………………………………………....…..13
Список литературы ...…........……..………

Работа состоит из  1 файл

реферат ирине.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

       С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. Галилей предположил, что, если допустить существование абсолютно горизонтальной поверхности, убрать трение, то движение тела будет продолжаться. В этом предположении заключен закон инерции, сформулированный позже И. Ньютоном.

       Принцип относительности Галилея, преобразования Галилея, принцип инерции и другие понятия непосредственно вошли в механику Ньютона, с которой и началось классическое естествознание. Начало первого – классического – периода в истории науки обычно связывают с именем И. Ньютона. 

       3. Неклассическая наука

       Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.

       Буквально в течение первой четверти века был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.

       Что же принципиально нового в понимании  природы принесло с собой неклассическое естествознание?

       1. Прежде всего, следует иметь в виду, что решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию.

       2. Второй особенностью неклассического  естествознания является преобладание же упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма.

       3. Далеко за рамки естествознания  вышла сформулированная Н. Бором  и ставшая основой в неклассической  физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Таким образом, с точки зрения неклассического естествознания невозможно не только однозначное, но и всеобъемлющее предсказание поведения всех физических параметров, характеризующих динамику микрообъектов.

       4. Для неклассического естествознания  характерно объединение противоположных классических понятий и категорий.

       5. Произошла в неклассической науке  и переоценка роли опыта и  теоретического мышления в движении  к новым результатам. Прежде  всего, была зафиксирована и  осознана парадоксальность новых  решений с точки зрения "здравого смысла". В классической науке такого резкого расхождения науки со здравым смыслом не было. Основным средством движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны дела, а сверху.  

       4. Постнеклассическая наука

       Постнеклассическая  наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция  в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность  решить ряд научных задач без  комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон и т.д. Основная цель генных технологий – видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов, а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонирование.

       Если  классическая и неклассическая наука  занималась в основном изучением  непрерывно протекающих процессов, достаточно плавных переходов между состояниями рассматриваемых объектов, то постнеклассическая наука начинает в первую очередь интересоваться вопросами возникновения новых качеств, связанных с переходом на более высокие уровни структурной организации. В связи с этим можно говорить о повороте от науки "существующего" к науке "возникающего", повороте от "бытия" к "становлению". Эволюционная наука постепенно переходит от индуктивно-эмпирического к дедуктивно-теоретическому уровню познания.

       Таким образом, в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся "человекоразмерных" систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек. 

       Заключение

       наука познание естествознание парадигма

       Наука занимает свое достойное место как  сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка  и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.

       Цель  науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием  процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система  наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

       Одна  из наиболее интересных проблем внешней  истории состоит в том, чтобы  уточнить психологические и, конечно, социальные условия, необходимые (но, конечно, всегда недостаточные) для научного прогресса, однако в самой формулировке этой “внешней” проблемы должна принимать участие некоторая методологическая теория, некоторое определение науки. История науки есть история событий, выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. И если это так, то проблема оценки конкурирующих логик научного исследования и, следовательно, конкурирующих реконструкций истории – проблема, на которую до сего времени не обращали внимания, – приобретает первостепенное значение.

       Задачей философии науки было определить принципы рационального исследовательского поведения, принципа опираясь на которые, можно приобрести какие-то знания обо  всей действительности; дать науке теоретическую основу для рациональных действий. Однако вместо этого философия науки открыла исследователям новые трудности и ограничения научных знаний. 

 

        Список литературы

       1. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. История  науки. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е. – Р-н/Д.: Феникс, 2003. – 448 с.

       2. Степин В.С. Философия науки.  Общие проблемы: учебник для аспирантов  и соиск. уч. степ. канд. наук. / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

       3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. − М.: ПРИОР, 2001.

       4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник.  − М., 1999. − Гл. XII.

       5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.  Учебник. − М., 1997.

       6. Краткая философская энциклопедия. − М., 1994.

       7. Структура развития науки. Из  Бостонских исследований по философии науки. − М., 1978. − С. 170-190.


Информация о работе Структура науки и направление научных исследований