Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:38, реферат
Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Развитие нового – буржуазного – общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления.
Введение…………………………………………………………………...3
Периодизация науки …………..............…………………..…………..5
Развитие классической науки .......................................................…….9
Неклассическая наука ...................…………………………………...10
Постнеклассическая наука...................................................................11
Заключение……..…………………………………………………....…..13
Список литературы ...…........……..………
С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. Галилей предположил, что, если допустить существование абсолютно горизонтальной поверхности, убрать трение, то движение тела будет продолжаться. В этом предположении заключен закон инерции, сформулированный позже И. Ньютоном.
Принцип
относительности Галилея, преобразования
Галилея, принцип инерции и другие
понятия непосредственно вошли в механику
Ньютона, с которой и началось классическое
естествознание. Начало первого – классического
– периода в истории науки обычно связывают
с именем И. Ньютона.
3. Неклассическая наука
Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.
Буквально в течение первой четверти века был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.
Что же принципиально нового в понимании природы принесло с собой неклассическое естествознание?
1. Прежде всего, следует иметь в виду, что решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию.
2.
Второй особенностью
3.
Далеко за рамки
4.
Для неклассического
5.
Произошла в неклассической
4. Постнеклассическая наука
Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон и т.д. Основная цель генных технологий – видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке методов анализа генов и геномов, а также их синтеза, т.е. конструирование новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонирование.
Если классическая и неклассическая наука занималась в основном изучением непрерывно протекающих процессов, достаточно плавных переходов между состояниями рассматриваемых объектов, то постнеклассическая наука начинает в первую очередь интересоваться вопросами возникновения новых качеств, связанных с переходом на более высокие уровни структурной организации. В связи с этим можно говорить о повороте от науки "существующего" к науке "возникающего", повороте от "бытия" к "становлению". Эволюционная наука постепенно переходит от индуктивно-эмпирического к дедуктивно-теоретическому уровню познания.
Таким
образом, в постнеклассической науке утверждается
парадигма целостности, согласно которой
мироздание, биосфера, ноосфера, общество,
человек и т.д. представляют собой единую
целостность. И проявлением этой целостности
является то, что человек находится не
вне изучаемого объекта, а внутри него,
он лишь часть, познающая целое. И, как
следствие такого подхода, мы наблюдаем
сближение естественных и общественных
наук, при котором идеи и принципы современного
естествознания все шире внедряются в
гуманитарные науки, причем имеет место
и обратный процесс. Так, освоение наукой
саморазвивающихся "человекоразмерных"
систем стирает ранее непреодолимые границы
между методологиями естествознания и
социального познания. И центром этого
слияния, сближения является человек.
Заключение
наука познание естествознание парадигма
Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.
Цель
науки всегда была связана с описанием,
объяснением и предсказанием
процессов и явлений
Одна из наиболее интересных проблем внешней истории состоит в том, чтобы уточнить психологические и, конечно, социальные условия, необходимые (но, конечно, всегда недостаточные) для научного прогресса, однако в самой формулировке этой “внешней” проблемы должна принимать участие некоторая методологическая теория, некоторое определение науки. История науки есть история событий, выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. И если это так, то проблема оценки конкурирующих логик научного исследования и, следовательно, конкурирующих реконструкций истории – проблема, на которую до сего времени не обращали внимания, – приобретает первостепенное значение.
Задачей
философии науки было определить
принципы рационального
Список литературы
1. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. История науки. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е. – Р-н/Д.: Феникс, 2003. – 448 с.
2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соиск. уч. степ. канд. наук. / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.
3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. − М.: ПРИОР, 2001.
4.
Спиркин А.Г. Философия.
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. − М., 1997.
6.
Краткая философская
7. Структура развития науки. Из Бостонских исследований по философии науки. − М., 1978. − С. 170-190.
Информация о работе Структура науки и направление научных исследований