Структура социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:48, контрольная работа

Описание

Предметом изучения любой науки является определенная область объективной реальности. Предпосылкой социологического познания является взгляд на общество, как особый тип реальности - целостный социальный организм. Объектом исследования социологии выступают люди, их поведение, а предметом изучения - взаимодействие людей, социальных групп, объединений.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 25.96 Кб (Скачать документ)

Вариант 4.

Задание 1 (Тема 1). Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности.

Предметом изучения любой  науки является определенная область  объективной реальности. Предпосылкой социологического познания является взгляд на общество, как особый тип реальности - целостный социальный организм. Объектом исследования социологии выступают люди, их поведение, а предметом изучения - взаимодействие людей, социальных групп, объединений. Продуктом взаимодействий и взаимоотношений людей, социальных групп выступает общество. Задача социологии -  выявление знания о социальной действительности, что связано с описанием, объяснением процессов социальной реальности, разработкой социологических теорий, методологии и методов исследования. Главное при определении предмета социологии, чтобы студенты уяснили, что социология изучает общество не как механическую совокупность граждан, а как сложное качественное образование, социальную систему, имеющую свою структуру. В свете сказанного можно определить социологию, как науку об общих и специфических закономерностях функционирования и развития общества, а также реальных действиях людей в различных социальных общностях и группах.

Структура социологического знания

Социология, как и другие науки, имеет многоуровневую структуру. Она исследует, как общество в  целом, так и на уровне общностей, групп и на уровне личности, межличностных отношений. Что и даёт основание для подразделения социологического знания на макросоциологические или общетеоретические исследования, т.е. направленные на выявление общих закономерностей развития социума, во вторых: на социологические исследования среднего уровня, изучающие функционирование отдельных частей социальной системы, (например, социология города, социология образования и т.п.) и микросоциология, изучающая личность, её поведение.

По способам получения  социологической информации, социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. В теоретических социологических исследованиях изучаются сущностные, родовые свойства социальных явлений, процессов, на уровне научных теорий или обобщений накопленного разнообразного фактического материала. В эмпирическом социологическом исследовании, которое опирается на фактическое, опытное знание, происходит сбор и накопление социальных фактов путём непосредственной регистрации социальных явлений, событий.

По целям и задачам  социологию подразделяют на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование социологической теории и методологии науки, прирост нового социологического знания.

Прикладная социология направлена на решение практических задач в жизни общества, на выработку рекомендаций по поставленным вопросам.

Методы социологии

Специфика методов социологии определяется предметом её исследования. Так как общество является предметом  многих наук, то социология наряду со своими специфическими методами исследования применяет к изучению социальной реальности и общенаучные методы.

Исходя из теоретического и эмпирического уровней социологического знания, можно подразделить и методы, применяемые в теоретических и эмпирических социологических исследованиях.

Методы  теоретической социологии:

1)       сравнительно-исторический;

2)       сравнительно-типологический;

3)       структурно-функциональный;

4)       диалектический;

5)       генетический.

Методы  эмпирической социологии:

1)       наблюдение;

2)       тестирование;

3)       опрос;

4)       эксперимент;

5)       контент-анализ;

6)       социометрический метод;

7)       методы математической статистики.

      Каждая область науки выполняет определенные задания, исследует разнообразные проблемы. Для этого определяются соответствующие направления исследований и анализа социальной реальности, практическая реализация этих исследований осуществляется на определенных уровнях специальными квалифицированными научными заведениями.

     Социология, как и любая другая наука, имеет свою структуру, что предопределенно ее содержанием и заданиями. Прежде всего сами социологические знания имеют три основных уровни:

- фундаментальные социологические  теории (создают теории, концепции,  парадигмы, которые раскрывают  универсальные закономерности и  принципы построения разнообразных  социальных систем, а также теорию  случайных и таких, что само  организуются, само управляются,  социальных процессов и явлений);

- теории среднего уровня (призванные  обобщать и структурировать эмпирические  данные в пределах отдельных  отраслей социологического знания);

- эмпирический (находит, определяет и обобщает социальные факты).

      Специальные социологические теории; или теории среднего уровня, изучают закономерности и случайности развития и воссоздания отдельных социальных общностей (социология города, села, этнической группы, демографической группы и тому подобное). До среднего уровня принадлежат отраслевые теории; что раскрывают закономерности, случайности и механизм жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах (социология труда, социология образования, социология быта, экономическая социология, социология управления и тому подобное), и теории; что анализируют отдельные элементы социального механизма (теории коммуникации, социальной активности, социология организаций и тому подобное). Эмпирическая социология изучает, анализирует и обобщает социальные факты. Она использует методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов). Между разными уровнями социального знания нет абсолютного предела. Теоретические и эмпирические знания тесно связаны между собой. Теоретические знания необходимы для грамотного осуществления эмпирических исследований, а эмпирическая социология обеспечивает теоретические разработки проверенными и обобщенными социальными фактами.

 

Задание 2 (Тема 2). Раскройте суть учения Э.Дюркгейма о методе в социологии.

       В XIX в. для дальнейшего развития социологических' знаний качественно новые условия создало социальное познание XVII— XVIII вв. Широкое развертывание социальных исследований обусловлено социально-экономическими, политическими, духовными потребностями и логикой развития самого научного познания действительности. Развитие математических знаний, в том числе и закона великих чисел и на основе открытий определенных константных зависимостей и закономерностей между социальными явлениями возникают принципиально новые идеи, аргументы и способы объяснения, изменяющие старые образцы систем, обусловливает появление новых методов логических и мировоззренческих представлений об обществе. Некоторые идеи высказаны в XVIII в. Одной из самых важных тогда стала идея возможности предвидения развития социальных событий и социальных прогнозов. Открытие законов материального производства классиками политической экономии и установление статистических и демографических объективных тенденций и закономерностей стали дополнительными аргументами и укрепляли уверенность в объективности законов присущих не только отдельным элементам социальных подсистем, но и обществу. Достижение политэкономии социальной и моральной статистики, фундаментальные идеи философии истории о целостности и единстве человечества и общих законах его развития стали толчком в познании социального. Социальные знания вступают в XIX в. с массой новых творческих идей и проблем.             Предшественники, современники и последователи Огюста Конта — Иммануил Кант, Георг Вильгельм Гегель, Ани Робер Жак Тюрго, Жан Антуан Кондорсе, Карл Маркс, Фердинанд Тенгене, Эмиль Дюркгейм и др. выступали с различными толкованиями и обоснованиями основного закона, способного преобразовать донаучные знания об обществе, о человеке в научные. 

       Ряд идей Эмиля Дюркгейма легли в основу очень многих положений современной социологии, в частности в концепцию структурно-функционального анализа.

          Дюркгейм считал предшественником научной социологии Шарля Монтескье, который обосновал идеи социальной науки. Это идеи, связанные с принципом детерминизма и внутренней законосообразности развития социальных явлений. Ж.Ж. Руссо Дюркгейм рассматривал через призму идей общественного договора и общей воли.

На Дюркгейма оказали  большое влияние и идеи Карла  Маркса. Дело в том, что в то время  марксизм был чрезвычайно популярен, и все мало-мальски заметные мыслители  считали своим долгом выступить  с критикой марксизма. Дюркгейм тоже обратился к нему. Он отрицал влияние  Маркса и интерпретировал его  идеи в духе экономического рационализма. Дюркгейм считал, что идея экономического детерминизма никак не связана с  социалистическим движением. По Дюркгейму, социализм не связан неразрывно с  классовой борьбой. Социализм может  быть объектом научного анализа, но сам  не является научной теорией.

      Цель Дюркгейма – доказать, что социология может и должна развиваться как объективная наука. Т.е. социология должна иметь свой собственный предмет и он должен быть доступен для наблюдения и объяснения. Это определение ведет к двум формулам, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:

  1. Социальные факты следует рассматривать как вещи. 
  2. Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.

 

Дюркгейм  разделил социологию на три основные отрасли:

  1. Социальная морфология. Она исследует материальную основу общества (его форму, структуру), географическую основу жизни, народонаселение, объем и проч.  
    2) Социальная физиология. Она исследует жизненные проявления общества. Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали,   эстетическая, юридическая и т.д.  
    3) Общая социология. Она подобна общей биологии. Осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы.

 

Задание 3 (Тема 6). Сформулируйте критерии отнесения людей в современной России к социальной группе бедных.

Любое общество всегда имеет  социальную структуру, под которой  понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.  
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.  
 
      Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. 

Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.  
 
Общности бывают:  

    • статические (номинальные категории) - например, по прописке;  
    • реальные - те же горожане, в реальной обстановке;  
    • массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;  
    • групповые - малые и большие социальные группы.  

      Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.

 

 


Информация о работе Структура социологического знания