Структура социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:26, контрольная работа

Описание

Объектом изучения социологии, как и многих других социальных наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Но это – довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией, и т.д.

Содержание

1) Структура социологического знания……………………………………....……………………..........стр. 3
2) Взаимосвязь форм собственности и социальной структуры общества……………………………………………………………….стр.6
3) Социальная сущность конфликтов в обществе……………………………………………………….......….стр.13
4) Список литературы………………………………………………..стр.24

Работа состоит из  1 файл

контр.работа Социология.docx

— 46.74 Кб (Скачать документ)

Отдельные объекты общей  собственности могут находиться в совместном пользовании (дом, квартира и т. д.), а другие - в индивидуальном (личные вещи).

Типам собственности соответствуют  различные формы собственности. Частная собственность имеет  место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным  лицам. Коллективная (групповая) собственность  выражает коллективное единство труда  и собственности, т. е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств  производства и производимой продукции. Общественная собственность представляет совместное достояние, принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной  собственности. В условиях рыночной экономики, где господствующей является частная собственность, государственная  собственность может возникать  в результате:

1. национализации (переход  имущества из частной собственности  в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);

2. строительства новых  объектов за счет средств государственного  бюджета; 

3. покупки государством  контрольного пакета акций частных  компаний.

На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении  разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно  указывали в свое время О. Конт и Э. Дюркгейм, русские мыслители  М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин и др. Развернутое  учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, в  том числе в развитии социальной структуры общества, содержится в  социально-экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений  собственности в этом процессе.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

- классы, которые занимают  различное место в системах  общественного разделения труда,  отношений собственности на средства  производства распределения общественного  продукта. С таким их пониманием  согласны социологи разных направлений;

- жителей города и деревни;

- представителей умственного  и физического труда;

- сословия;

- социально-демографические  группы (молодежь, женщины и мужчины,  старшее поколение);

- национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу  и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие  как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Так что социальная структура  в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных  деятелей. Важно понять, что без  уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о  том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они  будут действовать, нельзя сделать  ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Таково значение проблемы социальной структуры общества. К  ее решению необходимо подходить  на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.

 

Вывод: Итак, в основе развития социальной структуры общества лежат  общественное разделение труда и  отношения собственности на средства производства и его продукты. Отношения  собственности на средства производства экономически закрепляют внутреннюю расчлененность (социальные группы, классы, профессиональные группы и т.д.) общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Отношения  собственности определяют, в чьих интересах ведется производство, т.е. его целевую направленность, тип общества, его классовую структуру. Каждый крупный этап общественного  развития имеет только ему присущую систему отношений собственности, которая и обуславливает специфику  данного общества.

 

 

3. Социальная  сущность конфликтов в обществе.

Понятие социального  конфликта.

Понятие «конфликт» характеризуется  исключительной широтой  содержания и употребляется в разнообразных  значениях.  Самым  общим  образом  конфликт понимается  как  предельный  случай  обострения   противоречий.   Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие  связано  с острыми эмоциональными переживаниями.

Психологический антагонизм –  это  эмоциональная враждебность и сходные с ней явления.

Интерактивный антагонизм -  понимается как взаимодействие, строящееся по  типу  борьбы  или  вмешательства  в  дела противоборствующей стороны.

Известный польский социолог Я. Щепаньский определяет  конфликт  –  как

столкновение, вызванное  противоречием установок, целей  и  способов  действия по отношению  к конкретному предмету или ситуации.

Реальный  конфликт   представляет   собой   социально-психологический  процесс.   Социальные   психологи   предлагают   определять   конфликт   как возникающее в сфере общения  столкновение, вызванное противоречивыми  целями, способами  поведения,  установками  людей,  в  условиях  их  стремления,   к достижению  каких-либо   целей   (Гришина   Н.В.).   Или   же,   аналогично, столкновение личностей  в виду несовместимости потребностей, мотивов,  целей, установок, взглядов, поведения  в  процессе  и в  результате  общения  этих личностей (Ершов  А.А.).  Согласно  К. Боулдингу,  конфликт  знаменует  собой осознание  и созревание противоречия и столкновения интересов.

Конфликты следует отличать от других  форм  конфронтации  в  обществе, которые могут быть следствием:

1. отсутствия согласия  между участниками дискуссии,

2. противоречия интересов,

3. коллизии,

4. соперничества,

5. соревнования.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов  различных  социальных  субъектов,   происходящий   публично.   Часто   конфликт   имеет политическое измерение (так  как социальный конфликт задевает  управленческие системы) - социальный конфликт чреват  политическим  конфликтом.  Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический  конфликт  связан  с взаимоотклонением ответственности и власти.

Западными социологами и  философами  конфликты  признаются  важнейшими факторами социального  развития. Английский философ  и  социолог  Г.  Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением  в  истории  человеческого  общества  и стимулом социального развития". Немецкий философ и социолог  Г.  Зиммель,  называя  конфликт  “спором”, считал  его  психологически  обусловленным  явлением   и   одной   из   форм социализации.

Классик социологии Р. Дарендорф  указывал  в  своих  трудах  на  тесную связь  конфликта  с  понятиями  кризиса  и  противоречий.  Кризис,   по Р. Дарендорфу,  - это  результат патологических изменений  в содержании и  формах жизни  населения,  серьезных  изменений  механизма  контроля   в   политике, экономике и культуре, взрыва массового  недовольства  граждан,  радикального разрыва с  традиционными  нормами  и  ценностями.  По  мнению  Р. Дарендорфа, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это  форма  отношений  между  потенциальными  или  актуальными  субъектами   социального действия,  мотивация  которых  обусловлена  противостоящими   ценностями   и нормами,  интересами  и  потребностями.  Существенная  сторона   социального конфликта  состоит в том, что  эти  субъекты  действуют  в  рамках  некоторой  более  широкой  системы  связей,  которая  модифицируется  (укрепляется  или разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным  конфликтом  в  современной  социологии понимают любые виды борьбы между  индивидами, цель которых - достижение  либо сохранение средств производства, экономической позиции,  власти  или  других ценностей,  пользующихся  общественным  признанием,  а   также   завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

Классификация конфликтов.

Разные авторы приводят классификацию  конфликтов  с  различных  точек  зрения,  например,   с   позиции   причин   возникновения,   основных   форм жизнедеятельности  (конфликты   в   трудовой,   религиозной,   политической, экономической  сферах  жизни),  по  группам  участников,   по   степени   их вовлеченности  в конфликт, по продолжительности  и т.д.

Рассмотрим некоторые  из классификаций.

Например, классификацию  конфликтов можно провести по двум параметрам: -по  типам  субъектов  (личностный,  групповой,  организационный,  нация как специфическая макрогруппа, государство  как  специфический  институт) -по протеканию конфликта  внутри системы или вне системы.

 

Личностный

Групповой

Организационный

Нация

Государство

Внутри системы

Внутриролевые

Внутригрупповые

Внутриорганизационные

 

Внутригосударственные

Вне системы

Межличностные

Межгрупповые

Межорганизационные

Межэтнические

Межгосударственные


По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:

1) Внутриличностный   конфликт,   который    выражается    борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой  эмоциональной напряженностью.

Одна из самых распространенных форм  –  ролевой  конфликт,  когда  к  одному человеку предъявляются  противоречивые  требования  по  поводу  того,  каким должен быть результат его работы.

2) Межличностный    конфликт.    Этот    тип    конфликта    самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить  что-то, неподкрепленное соответствующими  возможностями.   Межличностный   конфликт может также проявляться как столкновение  людей с различными   чертами характера, взглядами и ценностями.

3) Конфликт между  личностью и группой  может возникнуть,  если  эта личность  займет  позицию,  отличающуюся  от  позиции группы.  В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники.  Соблюдение  групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4) Межгрупповые  конфликты часто возникают из-за  отсутствия  четкого согласования  функций и графиков  работы  между   группами.   Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами.

По формам конфликты можно  разделить на:

  • полномасштабный -  открытая  социальная  борьба,  в  которой  четко представлены  противоборствующие  стороны,  их  интересы,   объект   борьбы, стратегия и тактика поведения.
  • неполный конфликт - вовлекает  меньшее  число  участников,  у  него слабо структурированы  интересы  и  состав  сторон,  он  в  меньшей  степени легализован и не  отличается  открытым  поведением  (например,  скрытый  или вялотекущий  конфликт  интересов  администрации   предприятия   и   рабочих, не принимающий формы массовой забастовки).

Конфликты по протеканию делятся  на:

  • кратковременные  (предмет  конфликта  исчерпывается  в   процессе контактных взаимоотношений);
  • продолжительные (затянувшиеся процессы по  отношению  к  ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).

По природе возникновения  выделяют конфликты:

  • деловые - имеют производственную основу  и  возникают  в  связи  с поиском путей решения сложных проблем, с  отношением  к  имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны.
  • эмоциональные - имеют сугубо  личностную  природу.  Источник  этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо  в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия:

  • вертикальные;
  • горизонтальные,

То есть между оппонентами  разных рангов и одного ранга.

Предметная  сторона  конфликта  зависит  от   интересов,   актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты  связаны  с  удовлетворением  потребностей конкретных  целей  в  процессе  трудовой  деятельности,  политические  –   с властными отношениями,  экологические  -  порождены  глобальными  проблемами современного поведения  участников.

Структура и динамика конфликта.

Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая  составляет  базу конфликта.  Конфликтной  ситуацией  называют  такую  ситуацию,   в   которой проявилась и осознана сторонами несовместимость  действий  одной  стороны  с нормами и  ожиданиями другой.

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект  конфликта.  Объект конфликта – то,  из-за  чего  возник  конфликт  между  оппонентами,  на  что претендует  каждый  из  его  участников.   Объект   конфликта   может   быть материальным (например, какая-нибудь  престижная  вещь),  так  и  идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.). В конфликтную  ситуацию  входят  и  участники  конфликта  (оппоненты). Участники  конфликта  обладают  разной  «силой»,   имеют   разный   ранг   в зависимости от  того,  кого  они  представляют  (например,  человек  говорит только от своего имени или выражает мнение большинства  людей). В структуре конфликта  также выделяют  внутреннюю  и  внешнюю  позицию участников. Во внутренней позиции участников можно  выделить  цели,  интересы   и мотивы  участников;  она  непосредственно  влияет  на  течение   конфликтной ситуации, находится  как бы за кадром  и  часто  не  проговаривается  в  ходе конфликтного  взаимодействия.  Внешняя   позиция   проявляется   в   речевом  поведении  конфликтующих,  она  отражается  в  их  мнениях,  точках  зрения, пожеланиях.

Информация о работе Структура социологического знания