Структура, свойства и характеристики общественного мнения. Функции общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций1. Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь.

Содержание

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО
МНЕНИЯ ………….………………………………………………………….…….5
1.1. Определение общественного мнения…………………...……………………..5
1.2. Сущность, содержание общественного мнения ..…………………………….6
1.3. Требования изучения общественного мнения………………………………...8
1.4. Этапы формирования общественного мнения……………………………….10
1.5. Функции общественного мнения……………………………………………..10
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН………………………………………………………………………….13
2.1. Социальная установка…………………………………………………………14
2.2. Социальное и общественное настроения…………………………………….15
2.3. Информация и общественное настроение …………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

исследование соц-экон процесса.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     4) Проведение анкетирования, опроса.

     Как правило, его надо проводить анонимно, что повышает достоверность информации. Многое зависит от организаторов этого дела, насколько умело, они настроят, подготовят людей на откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.

     5) Обработка анкет, подготовка выводов,  рекомендаций и предложений, по  преодолению развития нежелательных процессов, прогнозирование возможных результатов и последствий их реализации.

     6) Принятие конкретных мер.

     7) Последующие проверки правильности  решений и результатов принятия  мер (отслеживание).

1.4 Этапы формирования  общественного мнения

       Здесь уместно было бы кратко изложить механизм формирования общественного мнения.

       Выделим следующие основные этапы:

       1. Восприятие реформации (объективной,  субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

       2. Выводы и оценки индивидуума  - на основе имеющихся знаний и опыта, умения анализировать, уровня информированности.

       3. Обмен имеющейся информацией,  выводами, дискуссии с другими  людьми.

       4. На этой основе, формирование  определенного мнения небольшой  группы людей.

       5. Обмен между небольшими группами  и формирование мнения социального слоя.

       6. Возникновение общенародного мнения.

       Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного  мнения:

       1. Рождается

       2. Достигает определенной степени  развития

       3. «Умирает» или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.

       Практика  показывает, что если необходимые  меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или  на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно  легче сориентировать в позитивном, нужном направлении, либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни. 

1.5. Функции общественного мнения

       Функции общественного мнения различаются  в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная; директивная.

       Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

       Таким образом, объективным содержанием  деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся.

       Вторая  функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

       И, наконец, директивная функция общественного мнения - проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

       В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений. 

 

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

2.1. Социальная установка

       Говоря  об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка.

       Было  осуществлено много попыток измерения  социальной установки как латентного отношения к социальным ситуациям  и объектам, характеризующегося модальностью и вербализирующегося. С этой целью в социальной установке выделяются функции и структура.

       К деятельности личность побуждают потребности  и мотивы. Социальная установка объясняет, почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом. Это понятие объясняет особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению.

       Социальная  установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей. В отличие  от кратковременных эмоциональных  реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей).

       В современной социальной психологии есть два определения явления «социальная установка»:

       - устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект;

       - психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение4.

       Опросы  общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции:

       приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;

       знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению  к какому-либо объекту,

       выражения (саморегуляции) - как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

       защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

       Говоря  о социальной установке, важно отметить, что у индивида может существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в конкретной ситуации может происходить конфликт между  социальной установки на объект и социальной установки на ситуацию, а также в зависимости от ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный компоненты структуры социальной установки.

       Изменение социальной установки может происходить  под влиянием убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или же благодаря более глубокому знакомству с объектом установки. Существует две теоретических моделей, объясняющие изменение социальной установки5:

       1. Бихевиористская теория предполагает, что социальные установки индивида изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление какой-либо социальной установки. Изменение социальной установки зависит от системы вознаграждений и наказаний.

       2. Когнитивистская (теория соответствия). Социальная установка изменяется, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения социальной установки является потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира. 

2.2. Социальное и общественное  настроения

       Но  не стоит забывать, что важнейшей, если не определяющей характеристикой  реально функционирующего сознания, его доминантой является феномен  социального настроения. Принципиально  важно подчеркнуть, что оно одновременно является и реальной формой поведения, вернее, вероятностной формой выражения общественного сознания в процессе превращения его в общественную силу. Говоря о феномене социального настроения, необходимо отметить ряд его сущностных черт6.

       Во-первых, социальное настроение носит результирующий характер, вбирающий в себя одновременно влияние как объективных условий, так и субъективных факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств, умонастроений, ценностных ориентации и установок, который не является их механической суммой или неким условным объединением: это принципиально новое качество общественного сознания, по которому можно говорить о нем с большей долей достоверности и определенности.

       Во-вторых, социальное настроение более определенно  и более наглядно и специфически «отражает» предшествующий опыт, «переваривает» его, сопоставляя прошлое, и особенно уже происшедшее в общественной и личной жизни, делая выводы и получая уроки на будущее.

       В-третьих, социальное настроение - это «неотложенное», актуализированное реальное сознание, которое управляет жизнью человека именно в данный момент времени. Несмотря на то, что настроение может иметь волнообразный характер выражения и в нем на первый; план могут выходить те или иные проблемы, оно обладает в целом большей долговременностью своего действия, чем общественное мнение, носящее часто быстро преходящий характер.

       В-четвертых, социальное настроение - это тот  элемент реально функционирующего, сознания, который означает практическую готовность к действию и является непосредственным предшественником и  даже компонентом поведения. Если при изучении общественного сознания мы постоянно убеждаемся, что далеко не все его реальные элементы - информированность, знания, суждения, мнения - приобретают характер активного начала, то социальное настроение - именно тот предшественник (а иногда участник) поведения человека, по которому непосредственно можно судить о реальных действительных намерениях людей, их отношении к окружающему миру и процессам, происходящим в нем.

       И наконец, социальное настроение - это  еще и фон, который «окрашивает» жизнь людей, показывает с высокой степенью вероятности направленность их поведения и помогает спрогнозировать возможность усиления позитивных и ослабление негативных аспектов общественного сознания.

       Но  кроме понятия «социального настроения» существует и понятие «общественного настроения»7. Принципиальных различий между этими двумя понятиями нет, но общественное настроение - более широкое понятие, характеризующее отношение людей к экономическому, политическому, социальному состоянию общества в определенный период времени. Общественное настроение объединяет и побуждает к действию определенные группы, слои населения и даже народы.

       Первое  отличие общественного настроения от социального настроения состоит  в том, что социальное настроение в настоящее время в значительной степени находится под воздействием общественно-политических процессов, и именно в политическом аспекте глубже затрагивает социальные проблемы жизни общества. Оно может проявляться через отдельные проблемы, даже детали этих проблем. Скажем, для человека не важно, каковы сегодня российско-американские политические отношения, но для него важно - что он конкретно будет чувствовать, если они улучшатся или ухудшатся. На его социальное настроение вряд ли сможет положительно повлиять информация о том, что в каком-то регионе полностью решена жилищная проблема, если он не имеет своей квартиры. Иными словами, на социальное настроение влияет не только вся масса проблем, неразрешенных вопросов, но и отдельные их проявления. Это второе отличие общественного настроения от социального настроения. И, наконец, третье отличие общественного настроения от социального состоит в том, что общественное настроение - это массовое явление, способное быть движущей силой всего общественного развития, тогда как социальное настроение большей частью - лишь отражение доминант общественного сознания и социальной практики людей, социальных групп и социальной организации общества8.

Информация о работе Структура, свойства и характеристики общественного мнения. Функции общественного мнения