Структурный функционализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание

Сегодня «функциональный подход» в социологии – один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию и определении их места (функции) в некоторой связи, качественная определенность которых делает необходимым его системное рассмотрение. В том или ином виде функциональный подход присутствует во всех социальных концепциях, где общество рассматривается системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………..3
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ОБЩЕСТВА……………….5
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……….….9
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ (ПОНЯТИЕ ЯВНОЙ И СКРЫТОЙ ФУНКЦИИ, ДИСФУНКЦИЯ)………………………………………...…14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....17

Работа состоит из  1 файл

Социология 2 курс 2 сессия.docx

— 46.18 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………..3
  2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ОБЩЕСТВА……………….5
  3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……….….9
  4. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ (ПОНЯТИЕ ЯВНОЙ И СКРЫТОЙ ФУНКЦИИ, ДИСФУНКЦИЯ)………………………………………...…14
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...16
  6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

 

Структурный функционализм - это методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм.

Сегодня «функциональный  подход» в социологии – один из основных методологических подходов в  современном обществоведении. Его  сущность состоит в выделении  элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию и определении  их места (функции) в некоторой связи, качественная определенность которых  делает необходимым его системное  рассмотрение. В том или ином виде функциональный подход присутствует во всех социальных концепциях, где общество рассматривается системным образом. При этом возникла и оказалась  очень устойчивой аналогия между обществом и организмом.

Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма:

  1. Общество - это система частей, объединенных в единое целое.
  2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы.
  3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в наше общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако сегодня, спустя 20 лет, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.
  4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.
  5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ОБЩЕСТВА

 

Современные представления  о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к  его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих  для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные  отношения, которые и есть структура  общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой  — целостностью, то есть ему присущи  свойства, которые нельзя вывести  из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются  поколения, но общество постоянно воспроизводит  себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению  к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая  живая система, представляет собой  открытую систему, которая находится  в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой  степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить  себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности  людей, которые имеют объективный  и вместе с тем исторически  изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей — материальных, социальных, духовных — выступает  самым наглядным доказательством  эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и  гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Одним словом, общество как  функционирующая система имеет  телеологическую природу. Оно стремится  к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно  ее определять или отрицать ее наличие. Но самое поведение общества, его  конкретные действия говорят гораздо  больше о наличии такой цели, чем  слова и теории. Речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы.

Субъект управления на основе, имеющейся у него информации о  состоянии окружающей среды и  самого общества, формулирует команды объекту управления о дальнейших его действиях по взаимодействию с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь — информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть, в конечном счете, судьба общества как системы.

С таких предельно абстрактных  позиций можно еще многое сказать  об обществе. Существует и большая  литература на эту тему. Однако важно  четко представлять, каким образом  системный подход способствует углублению философского взгляда на общество.

Прежде всего, системный  подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи  и отношения общества, то есть такие, которые присущи обществу на всех этапах его исторического развития и, стало быть, носят необходимый  и достаточный характер. Сложность  реализации этой установки заключается  в том, что каждая из указанных  всеобщих сторон и связей может иметь  разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретический способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине XX века стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации. И она далеко еще не до конца раскрыла свои возможности. Философия призвана показать специфику всеобщности науки, как и всех других сторон и связей общественной жизни.

Количество и сущность всеобщих сторон, связей и отношений  общества обусловливается в первую очередь специфически общественным, человеческим взаимодействием с  природой. Правильно, но недостаточно сказать, что общество постоянно  и целенаправленно осуществляет вещественно-энергетически-информационный обмен с окружающей его средой на основе обратной связи. Говоря философским  языком, речь должна идти о таких  различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, которые в своей совокупности раскрывают универсальный характер отношения общества (человека) к  природе и соответственно к самому себе.

Философская мысль Запада на протяжении долгого времени трудилась  над правильной постановкой этой проблемы. И. Кант в своей «Критике чистого разума» дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы, которая и была в дальнейшем принята: «Что я могу знать? Что я  должен делать? На что я могу надеяться?»1. Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса могут быть сведены к одному — вопросу о человеке.

Общественный человек  осваивает окружающую действительность тремя возможными способами. Это  — чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение и, наконец, ценностное освоение.

Все эти три способа  обретают свой смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели. Философский взгляд на природу общества не должен упускать из виду внутреннюю напряженную связь между целевыми устремлениями системы и ее настоящим состоянием. Таково еще одно требование системного подхода, которое вытекает из признания телеологического характера системы. Тем самым системный подход позволяет глубже понять специфику философии, которая призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представления о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

Своеобразие социологии как  самостоятельной науки среди  других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает  общество, его функционирование и  развитие под специфическим углом  зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии.

Социология имеет сложную  структуру, которая состоит из разных элементов и компонентов. Социальная структура − это устойчивая связь  элементов в социальной системе. Другими словами, это внутренний устрой общества, который состоит  из соответственно расположенных элементов, которые взаимодействуют между  собой. Понятие «социальная структура» охватывает системно-организационный и страфикационный аспекты.

  Социальная структура:

  • Индивиды, как носители статусов
  • Социальные общества (группы)
  • Социальные институты
  • Связи и отношения между ними

 

Основными элементами социальной структуры общества являются, во-первых, индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), во-вторых, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы или иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д. Она, указывая на различное положение людей, по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой критерий выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, стратификационная, институциональная, организационная и т.д.

 Объектом большинства  общественных наук является не  всё общество, а та или иная  его сторона, форма проявления  и т.д. Изучаемая социологией  социальная жизнь общества –  это область социальных отношений  как отношений между более  или менее широкими общностями  людей (классами, социальными слоями  и группами, национальностями и  народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими  в качестве представителей этих  общностей. На основе близости  социальных статусов, которые устанавливают  потенциальную возможность участие  индивидуумов в соответствующих видах деятельности, формировании сложные элементы общества – социальные группы (общности).

 Социальная группа (общность) – относительно стойкая, исторически  сформированная группа людей,  объединенных на основе общих  социально значащих признаков. 

 В социологии существует  множество классификаций социальных  групп по различным классификационным  критериям. В зависимости от  плотности, формы осуществления  связей и взаимодействий составляющих  их членов, функциональной роли  различают первичные и вторичные,  малые и большие, формальные  и неформальные, референтные и т.д. социальные группы.

 Важнейшую роль в  социальной жизни и в жизни  каждого индивида играют первичные  социальные группы. Первичная группа  – социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.

 Характерными признаками  первичной социальной группы  являются:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость  членов;

3) длительность существования; 

4) общность групповых  ценностей норм и образцов  поведения; 

5) добровольность вступления  в группу;

6) неформальный контроль за поведением членов.

 Вторичная социальная  группа – социальная общность, социальная связь и взаимодействие  в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный  характер. Первичная группа всегда  ориентируется на взаимосвязи  между ее членами, в то время  как вторичная группа ориентирована  на цель. В этих группах индивидуально  неповторимые черты личности  не имеют особого значения, а  больше ценится умение выполнять  определенные функции. 

 Первичные группы являются  разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа – это малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью» интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада).

Информация о работе Структурный функционализм