Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:24, контрольная работа
Сегодня «функциональный подход» в социологии – один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию и определении их места (функции) в некоторой связи, качественная определенность которых делает необходимым его системное рассмотрение. В том или ином виде функциональный подход присутствует во всех социальных концепциях, где общество рассматривается системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……………………..3
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ОБЩЕСТВА……………….5
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ……….….9
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ (ПОНЯТИЕ ЯВНОЙ И СКРЫТОЙ ФУНКЦИИ, ДИСФУНКЦИЯ)………………………………………...…14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....17
СОДЕРЖАНИЕ
Структурный функционализм - это методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм.
Сегодня «функциональный
подход» в социологии – один из
основных методологических подходов в
современном обществоведении. Его
сущность состоит в выделении
элементов социального
Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма:
Современные представления
о человеческом обществе во многом
основаны на системном подходе к
его анализу. Под системой обычно
понимают совокупность образующих ее
элементов, находящихся в устойчивых
связях и отношениях друг с другом.
С системной точки зрения общество
есть некоторая совокупность людей,
связанных между собой
Общество, как и любая
живая система, представляет собой
открытую систему, которая находится
в состоянии непрерывного обмена
с окружающей его природной средой,
обмена веществом, энергией и информацией.
Общество обладает более высокой
степенью организации, нежели окружающая
его среда. И чтобы сохранить
себя как целостность, оно должно
постоянно удовлетворять свои потребности,
в первую же очередь потребности
людей, которые имеют объективный
и вместе с тем исторически
изменчивый характер. Степень удовлетворения
этих потребностей — материальных,
социальных, духовных — выступает
самым наглядным
Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ее наличие. Но самое поведение общества, его конкретные действия говорят гораздо больше о наличии такой цели, чем слова и теории. Речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы.
Субъект управления на основе, имеющейся у него информации о состоянии окружающей среды и самого общества, формулирует команды объекту управления о дальнейших его действиях по взаимодействию с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь — информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть, в конечном счете, судьба общества как системы.
С таких предельно абстрактных позиций можно еще многое сказать об обществе. Существует и большая литература на эту тему. Однако важно четко представлять, каким образом системный подход способствует углублению философского взгляда на общество.
Прежде всего, системный
подход требует, чтобы были выявлены
действительно всеобщие стороны, связи
и отношения общества, то есть такие,
которые присущи обществу на всех
этапах его исторического развития
и, стало быть, носят необходимый
и достаточный характер. Сложность
реализации этой установки заключается
в том, что каждая из указанных
всеобщих сторон и связей может иметь
разную полноту исторического
Количество и сущность
всеобщих сторон, связей и отношений
общества обусловливается в первую
очередь специфически общественным,
человеческим взаимодействием с
природой. Правильно, но недостаточно
сказать, что общество постоянно
и целенаправленно осуществляет
вещественно-энергетически-
Философская мысль Запада на протяжении долгого времени трудилась над правильной постановкой этой проблемы. И. Кант в своей «Критике чистого разума» дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы, которая и была в дальнейшем принята: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»1. Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса могут быть сведены к одному — вопросу о человеке.
Общественный человек осваивает окружающую действительность тремя возможными способами. Это — чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение и, наконец, ценностное освоение.
Все эти три способа обретают свой смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели. Философский взгляд на природу общества не должен упускать из виду внутреннюю напряженную связь между целевыми устремлениями системы и ее настоящим состоянием. Таково еще одно требование системного подхода, которое вытекает из признания телеологического характера системы. Тем самым системный подход позволяет глубже понять специфику философии, которая призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представления о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл.
Своеобразие социологии как
самостоятельной науки среди
других общественных наук находит своё
выражение в том, что она изучает
общество, его функционирование и
развитие под специфическим углом
зрения – сквозь призму социальных
явлений, процессов, отношений, составляющих
основное содержание социальной реальности
– социума как объекта
Социология имеет сложную структуру, которая состоит из разных элементов и компонентов. Социальная структура − это устойчивая связь элементов в социальной системе. Другими словами, это внутренний устрой общества, который состоит из соответственно расположенных элементов, которые взаимодействуют между собой. Понятие «социальная структура» охватывает системно-организационный и страфикационный аспекты.
Социальная структура:
Основными элементами социальной структуры общества являются, во-первых, индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), во-вторых, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы или иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д. Она, указывая на различное положение людей, по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой критерий выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, стратификационная, институциональная, организационная и т.д.
Объектом большинства
общественных наук является не
всё общество, а та или иная
его сторона, форма проявления
и т.д. Изучаемая социологией
социальная жизнь общества –
это область социальных
Социальная группа (общность)
– относительно стойкая,
В социологии существует
множество классификаций
Важнейшую роль в
социальной жизни и в жизни
каждого индивида играют
Характерными признаками первичной социальной группы являются:
1) малочисленный состав;
2) пространственная близость членов;
3) длительность существования;
4) общность групповых ценностей норм и образцов поведения;
5) добровольность вступления в группу;
6) неформальный контроль за поведением членов.
Вторичная социальная
группа – социальная общность,
социальная связь и
Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа – это малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью» интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада).