Субкультура молодёжи: современные ценностные ориентации молодых россиян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:13, реферат

Описание

Одна из актуальных отраслей современной социологии — социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России. В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Содержание

Введение. 3
1.Молодёжь как социально-психологическая группа……………………………..4
2.Субкультура молодёжи………………………………………………………….....7
2.1.Возникновение молодёжных субкультур………………………………………7
2.2.Популярные субкультуры. Фэндом……………………………………………11
3. Ценностные ориентации современной молодёжи. 14
4. Социальные службы в решении молодежных проблем. 19
Заключение. 23
Список используемых источников 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 57.75 Кб (Скачать документ)

     Для молодых россиян характерны более высокий, чем у старшего поколения, уровень нетерпимости, особенно по национальному признаку, а также проблемы, вызванные такими противоречиями, как богатство и бедность, образованность и безграмотность, ценность здоровья, увлечение спортом и наркомания, курение, алкоголизм.

     Немаловажное  значение для успешного жизненного развития имеют оценки собственных  возможностей в самоопределении  и самореализации человека. Как известно, самореализация выступает как синтез цели и результата процесса формирования личности и в то же время как  критерий ее успешности. Он включает в  себя индивидуальный успех и самосохранение личности в социуме.

Самореализация  предполагает умение самостоятельно принимать  решения и быть ответственным  за него, наличие способности к  непрерывному саморазвитию, личностному и профессиональному росту, самоуправлению, самосовершенствованию, творчеству.

      Современной молодежью больше всего ценятся такие качества, как раскованность, стремление показать свою индивидуальность. На второе место среди важнейших черт личности молодежи современной России вышел эгоизм. Третье место заняло стремление к материальному успеху любым путем. Около трети респондентов (студенты, работающая молодежь и учащиеся) признали, что такая характеристика присуща современной молодежи, но только не персонально данному респонденту. Важно подчеркнуть, что также треть респондентов считают, что они – индивидуальность и личность, а все остальные молодые россияне намного отстают по такому параметру.

     Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

1. Ценностное культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими особенностями:

  • формирование ценностных отношений в молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс;
  • в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
  • духовные   ценности   занимают   незначительное   место   в ценностном пространстве личности современного молодого человека;  образование как ценность воспринимается через  призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием, что свидетельствует об утилитарном отношении к нему;
  • в    российской    ментальности    по-прежнему    серьезное значение имеют семейные ценности;
  • в ценностной иерархии современной российской молодежи
  • позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.
 

2. Мировоззренческий дуализм молодых россиян, состоящий в противоречии между преимущественно позитивной ценностной ориентацией мировоззрения большинства и девиантными формами поведения и общения, демонстрируемых меньшинством, обусловлен:

  • особенностями социального времени, содержание которого определяется перманентными реформами;
  • ситуацией ценностной неопределенности, сложившейся   в российском обществе;
  • влиянием замещающей внеобразовательной и внесемейной
  • социализации негативной направленности;
  • особенностями молодежной субкультуры;
  • возрастными и психологическими особенностями молодежи.
 

3.     Ценностный     мир     молодых     россиян     представлен многообразием ценностей  и ценностных ориентации, отражающих  многообразие общественных отношений  в условиях отсутствия государственной  идеологии общественного идеала  и общенациональной идеи.11

 

  4. Социальные службы в решении молодежных проблем.

 

     В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

     Социальная  служба – это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

     Система социальной защиты молодежи в субъектах  РФ имеет следующую структуру  учреждений социального обслуживания. 

1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

    а) центр  социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

     б) центр социальной помощи семье и  детям;

     в) социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних;

     г) социальный приют для детей и  подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

     а) центр психолого-педагогической помощи;

     б) центр экстренной психологической  помощи по телефону;

     в) дом милосердия;

    г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными  возможностями (в том числе для  детей и подростков).

     Изучение  реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

     Социальная  работа среди молодежи рассматривается  как обеспечение наиболее благоприятных  социально-экономических условий  развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению  личности, обретение ею всех видов  свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг. Так, открыты Центры социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

     С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей  для несовершеннолетних созданы  центры социальной реабилитации детей  и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи, и интернаты. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях  служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением. Кроме этого в ряде регионов созданы Центры социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

     Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального  развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной  и трудовой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими  проблемами, в том числе психологической  службы. В настоящий период она  представлена психологами в детских  садах и школах; семейной психологической  службой, организационно оформленной  в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой  является социальный работник.

     Базисными видами деятельности специалистов, указанных  служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная  работа, а также консультационная деятельность. Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе  психологического консультирования различают:

  • возрастно-психологические консультирования (контроль за состоянием психологического развития ребёнка);
  • семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
  • психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
  • консультационная работа социального работника, в функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.
 

В настоящее  время во многих регионах России открыты  центры социальной помощи семье и  детям. Работа с подростками в  них идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к различным специалистам) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п. Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации «Брак и семья», которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.12

 

  Заключение.

 

     На  мой взгляд, молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной  и актуальной проблемой, которой  в социологической литературе посвящено  много работ. Можно сделать вывод  о том, что исследования в этой области социологии необходимы для  разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких  аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность  очевидна. Только тщательные и систематические  исследования в области развития социальной работы с молодежью могут  помочь понять причины происходящего  в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения  того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить  к явлениям жизни современной  молодежи.  Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

     Ценности молодёжи – это общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Радикальные политико-экономические преобразования влекут за собой изменения ценностно-нормативной базы и общества в целом, и отдельных социальных групп. В первую очередь это касается молодого поколения. Молодежь, не отягощенная грузом предубеждений старых ориентиров, с одной стороны, быстрее адаптируется к новым условиям, и соответственно имеет больше шансов на реализацию активной жизненной стратегии и достижении успеха, а с другой стороны – она более подвержена деструктивному влиянию последствий макросоциальных процессов. Конфликтное самосознание молодежи следствие хаоса, существующего в общественной жизни современной России. Сегодняшнюю ситуацию в стране можно определить как период между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой системой ценностей, которая только зарождается. Это время, когда молодым людям на пороге жизни уже не навязан готовый идеал, а каждому приходится самому определять для себя смысл и направление своей жизни. Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Игнорирование в ходе экономических реформ, состояние в котором находится молодежное сознание, и сформировавшихся в нем устойчивых тенденций способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований и превратить их в нечто отличное от первоначального замысла.

     Всестороннее  изучение молодого поколения имеют  принципиальное значение для корректировки  государственной молодежной политики, для создания действенных и эффективных  программ, способствующих вхождению  этого поколения в социум. Анализу  подвергаются молодежные движения, молодежная субкультура, трудовая и общественная активность молодежи, процесс вступления молодежи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, объединения молодежи в рамках субкультур, социально-психологические особенности  молодежной возрастной группы и т.д. Социологию называют наукой XXI века. Исследования и научные разработки последних  пяти лет по молодежной проблематике дали обществу понимание многих процессов, происходящих в молодежной среде. Ученые говорят о дифференцированном подходе  в работе с подростками, молодыми людьми, молодыми семьями и т.д. Социология дает нам понимание молодежи как  части нашего общества, к которой  «взрослое сообщество» относится  либо с испугом, либо с раздражением, либо с непониманием. Тогда как  инновационное общество, заинтересованное в своем будущем, должно создать  условия для самореализации молодежи и корректно осуществлять социальный контроль над молодежью.

Информация о работе Субкультура молодёжи: современные ценностные ориентации молодых россиян