Суицидальное поведение как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление и теоретическое рассмотрение «групп риска», склонных к суицидальному поведению.
Объектом исследования является суицидальное поведение.
Предмет исследования – суицидальное поведение как социальная проблема.
Задачами курсового исследования являются:
- изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- определение возможных причин и природы возникновения суицидального поведения;
- определение технологий профилактики суицидального поведения;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Суицидальное поведение как социально-педагогическая проблема 6
1.1. Проблема суицида 6
1.2. Подлинные причины суицида 11
1.3. Психология суицида 18
Глава 2. Социально-педагогическое взаимодействие с людьми «группы риска» 21
2.1. Технологии профилактики суицидального поведения 21
2.2. Консультирование уцелевших после суицида 24
Заключение 29
Литература 31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 72.32 Кб (Скачать документ)

Но  было бы большим упрощением рассматривать  суицид как явление всегда однородное. Существуют очень разнообразные типы суицидов и самоубийцы вызывают разные оценки. Люди убивают себя от несчастной любви, от сильной страсти или от несчастной семейной жизни; убивают себя от потери вкуса к жизни, от бессилия; убивают от позора и потери чести; от потери состояния и нужды; убивают себя, чтобы избежать измены и предательства; убивают от безнадежной болезни и страха страданий. Суицид может быть от совершенного бессилия и от избытка сил. Психология суицида так странна, что бывали случаи, когда люди убивали себя от страха заразиться холерой. В этом случае они хотели прекратить невыносимое чувство страха, которое страшнее смерти. Суицид может совершиться и по мотивам эстетическим, из желания умереть красиво, умереть молодым, вызвать к себе особую симпатию. Соблазн красоты самоубийства бывает силен в некоторые эпохи и он заразителен. Синдром Вертера, или смерть из подражания, яркое тому подтверждение. Но как ни разнообразны мотивы суицида и душевная его окраска, он всегда означает переживание отчаяния и потерю надежды.

 

Глава 2. Социально-педагогическое взаимодействие с людьми «группы риска»

 

2.1. Технологии профилактики суицидального  поведения

 

   В настоящее время нет единых  взглядов на то, как следует  работать по профилактике суицидального  поведения. Существует много публикаций  на данную тему, встречаются фильмы, книги, которые детально обсуждают  те или иные аспекты данной  проблемы. Практика показывает, что  после очередного сообщения в прессе или реального самоубийства известного человека в молодежной среде обязательно происходит подобный случай и увеличивается количество суицидальных попыток. Включается некий механизм, пока не изученный, результатом работы которого становится резкий рост  количества собственно суицидов, а также неосторожного поведения, приводящего к несчастным случаям с летальным исходом.

    Проблема не новая, и человечество  давно выработало механизм профилактики  данного явления. Позиция православной  церкви по данному вопросу всегда была четкой: самоубийство – это грех, и данная тема вообще не обсуждается.

   Поэтому в работе с суицидальны  событием среди подростков и  молодежи самым важным является предотвращение психического заражения по механизму одной из подростковых реакций – реакции имитации. Все случаи суицида действительно должны быть изучены, проанализированы и обсуждены, но только с узким кругом специалистов. Психологи категорически против публичных групповых обсуждениях данной темы. А профилактику суицидального поведения необходимо строить в направлении формирования у детей и подростков саногенного мышления, а также повышения общей психолого-педагогической компетентности взрослых: родителей, педагогов, работников СМИ.

   В случае незавершенного суицида  рекомендуется индивидуальная работа  специалистов – психиатра, психотерапевта, психолога – с самим суициндентом и с его семьей. Нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, порицания или оказывать давление: это либо не эффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции. Снижение суицидальных тенденций достигается не прямым воздействием, а путем уменьшения эмоционального напряжения. Таким образом, целью вмешательства должно стать снижение давления травматических жизненных обстоятельств, вызывающих у подростков эмоциональное напряжение (необходима помощь в преодолении психотравмирующей ситуации). Затем необходима комплексная программа для обретения и тренинга новых навыков адаптации. В подростковой среде, где произошел подобный случай, педагог, пользующийся  уважением и доверием ребят, должен добиться развенчания романтического ореола вокруг суицидента. Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, смелости. Поэтому с детьми следует говорить о необратимости факта смерти, подводить к мысли о том, что психически здоровый, благополучный, сильный, ответственный человек никогда так не поступит. Подобный поступок свидетельствует о слабости, эгоизме, безответственности, неумении решать проблемы, нарушениях психического здоровья.

   В случаях завершенного суицида  необходима групповая работа  с подростками ближайшего окружения  самоубийцы, направленная на отрегулирование чувств и обсуждение поисков других возможных выходов из возникшей кризисной ситуации.

Необходима  систематическая работа по психологической  диагностике эмоционального состояния  у подростков с целью профилактики депрессивных и суицидальных состояний.

   Для подростков с выявленными  или подозреваемыми устойчивыми  депрессивными симптомами необходимо  организовать щадящую обстановку  на уроках (не ругать, не устраивать  публичных разбирательств и т.п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период – не учебные достижения, а эмоциональное благополучие.

   В рамках данной проблемы профилактический  эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте. С подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего. Необходимо формировать однозначно негативное отношение к самоубийству как варианту решения проблем. Необходима серьезная работа по развитию духовно- нравственной сферы подростков как фактора, предупреждающего суицидальную направленность.

   Требуется углубленная работа  по психологическому просвещению  и оздоровлению климата в семье  в связи со значимостью отношений  с родителями [29].

Хочется напомнить всем людям, что  ценить жизнь молодым людям помогает любовь и сочувствие, а от отчаянного шага часто удерживает возможность поговорить "по душам" с человеком, который выслушает, посочувствует  и поймет.

 

 

 

2.2. Консультирование  уцелевших после суицида

 

В западной суицидологии понятие «уцелевшие после самоубийства» (англ. survivors) распространяется не только на пытавшихся покончить с собой, но чаще всего и на их родственников и близких, переживающих горе. Если последние обращаются за консультированием, то цель работы состоит в принятии и интеграции [22]. В процессе беседы с уцелевшими после самоубийства приходится сталкиваться со следующими темами и чувствами:

1. Вопрос «Почему?». Поиски ответов на этот вопрос вызывают тревогу и психическую боль. Потребность знать «правду» обычно приводит к двум заблуждениям: «Это случилось, потому что я сделал (или не сделал) что-то» или «Это произошло, так как кто-то сделал (или не сделал) что-то». У них появляется чувство вины, и в большинстве случаев требуется осознание различий между «виной» и «причиной смерти».

2. Сожаления. Часто клиент говорит: «Если бы я был добрее...» или «Если бы я сделал для него ...», и это может отражать действительность. Но дальше обязательно добавляет: «...то он, конечно, был бы жив». Это заключение, основанное на эмоциях, является ложным. Это может быть генерализацией, бесспорным доказательством своего краха как отца, брата или человека. Это приводит к аутоагрессивным мыслям и углубляет чувство стыда, становящегося хронической семейной проблемой.

3. Гнев. Переживание гнева, как и вины, является естественным, поскольку человек чувствует утрату. В случае суицида гнев связан не только с оставленностью, но и с отвержением со стороны того, кто покончил с собой, отказавшись от помощи. Этому немало способствуют посмертные письма с обвинениями, в которых нельзя оправдаться. Переживания сожаления, вины, гнева кажутся слишком разными, чтобы встречаться одновременно, и действительно, во многих классификациях стадий «реакции на острую потерю» разводятся во времени. Но подобное разделение относительно, так как на разных этапах совладающего реагирования выходят на первый план разные грани единого, целостного, внутренне конфликтного переживания. Оно-то, в конечном итоге, и озвучивает фактический сценарий. «В моей смерти прошу никого не винить» может оказаться более тяжким обвинением, чем откровенный навет или посмертное сведение счетов с оставшимися. И консультанту принципиально важно иметь в виду, что индивидуальные карты переживаний клиента хоть и несут на себе отпечаток общих закономерностей, никогда не клишируют их.

4. Стигма. Лишь небольшое число уцелевших обходятся без стигмы и не страдают от клейма, оставленного суицидальной попыткой. Обычно клеймо возникает в силу интериоризации негативного отношения окружающих к случившемуся. Стигматизация приводит к тому, что уцелевшие, чувствуя себя «изгоями», отличающимися от других, еще больше изолируются от окружения.

5. Суицидальные намерения. Описанные эмоциональные переживания могут привести к мысли, что суицид является возможной альтернативой. Как показывают исследования, эти намерения возникают у уцелевших в 6 раз чаще, чем у переживающих горе вследствие других утрат.

6. Семья. Суицид всегда затрагивает семью как целое. В этой ситуации необходимы изменения и пересмотр отношений, но горе и отвержение этому мешают. Семья обладает мощными ресурсами психологической поддержки и интеграции и способна вынести из случившегося важный интеграционный урок, но может и разрушить себя.

7. Религиозные аспекты. Для некоторых клиентов эти аспекты являются особо болезненными. Они говорят о потере веры, гневе на Бога, ставят под сомнение свои духовные ценности, реорганизация которых является, тем не менее, важной частью их возвращения к реальности.

Что следует делать консультанту в работе с уцелевшими после суицида:

1) быть принимающим и заботливым;

2) давать возможность неоднократно  возвращаться к обсуждению печальных  событий;

3) подчеркивать, что переживания являются  естественными;

4) информировать о системах поддержки  личности, например о группах  самопомощи.

Не  следует:

1) Не следует принимать просьбы,  которые вы не можете выполнить;

2) рационализировать события;

3) давать неисполнимые обещания;

4) делать замечания типа: «У вас  есть еще дети», «Это была  Божья воля», «Не стоит говорить  об этом», «Это и без того  давит на вас».

Необходимо  помнить, что те, кто решил оказать  посильную поддержку (в том числе  телефонные консультанты или другие помощники), во время работы могут  испытывать эмоциональные реакции, осложняющие ситуацию, такие как [22]:

а) паника («Я не в силах чем-либо помочь»);

б) страх («Что, если я даже помогу чем-то, а он все равно сделает это?»);

в) фрустрация («Еще один длинный разговор, которого я не желал бы»);

г) гнев («Неужели можно быть настолько слабовольным, чтобы решиться на такой поступок?»);

д) обида («Его намерения не выглядят серьезными, наверное, он использует меня»),;

е) внутренний конфликт («Если человек чего-то хочет, вряд ли кто-то вправе остановить его»);

ж) безвыходность («Эта ситуация безнадежна: как я могу заставить ее (его) захотеть жить?»);

з) отречение («В такой ситуации я вел бы себя так же»).

С учетом возникновения таких осложняющих  реакций принципы консультирования суицидального клиента должны быть следующими:

1. Не впадать в панику.

2. Быть вежливым и открытым, принять  клиента как личность.

3. Стимулировать беседу, не упуская  никакую значимую информацию.

4. Тактично искать ситуации, в которых  клиент любим или нужен.

5. Вести беседу так, как если  бы консультант обладал неограниченным  запасом времени.

6. Возрождать надежду и искать  альтернативы суицида, возможности  выхода.

7. Не проявлять даже тени отрицательных  эмоций.

8. Позволить клиенту проявлять  к себе жалость.

9. Суицидальное поведение следует  рассматривать как просьбу о  деятельной помощи.

10. Блокировать суицидальные действия, используя интервенцию

11. Быть уверенным, что предприняты  все необходимые действия.

12. Обсудить беседу и свое состояние  с супервизором.

Руководитель  известной в США клиники W. Menninger предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства пациента.

Мировоззренческие установки:

- специалист не может нести ответственность за то, что говорит и делает пациент вне стен терапевтического кабинета;

- суицид иногда происходит вопреки заботливому отношению;

- нельзя предотвратить суицид, если пациент действительно принял такое решение.

Тактика при консультировании пациентов  с суицидальными намерениями:

- необходима бдительность и готовность к неудаче;

- в рискованных случаях обязательно консультируйтесь с коллегами;

- необходимо обсудить с коллегами самоубийство пациента как возможный вариант его выхода из кризиса. Следует помнить, что роль консультанта состоит в том, чтобы предостеречь пациента от суицида и помочь ему найти другие способы разрешения проблем.

 

Заключение

 

Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это  явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным  мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда  индивид не может разрешить такой  конфликт иным, более позитивным путем. Из приведенных в работе данных можно  сделать вывод, что на уровень  самоубийств влияют как объективные, так и чисто субъективные факторы. И хотя мною были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить клиенту помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства. Однако для этого необходима дальнейшая разработка данной проблемы.

Информация о работе Суицидальное поведение как социальная проблема