Сущность и содержание социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:57, реферат

Описание

Существуют и развернутые определения управления, подробно излагающие содержание этого процесса, например: «Управление есть выработка управляющим органом управляющей информации, соответствующей программе управления, передача ее объекту управления, получение и анализ осведомительной информации от объекта управления о его фактическом поведении, а также соответствующая результатам этого анализа корректировка или выработка новой управляющей информации с целью оптимизации функционирования объекта управления».

Работа состоит из  1 файл

социология управления.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Планирование  предполагает ряд этапов: оценка ситуации и обстановки; определение цели и  задач; прогнозирование возможных  последствий; определение наиболее целесообразных альтернатив; сравнение  альтернатив; выбор оптимальной  альтернативы, т. е. принятие решения; формулирование плана деятельности; детализация и уточнение (математизация) плана деятельности.

Организация - это  деятельность (организация-функция), направленная на создание необходимой структуры  управляемого объекта (организации-структуры).

Создание работоспособной  организации - нелегкая творческая задача. Но организация неизбежно со временем меняется, и не всегда в лучшую сторону. Многие организации деградируют, что  приводит к противоречию между формой и содержанием, структурой и функциями, наконец, к противоречиям между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Возникает революционная ситуация, требующая перестройки (реорганизации).

Работа с кадрами - это так называемая кадровая функция, состоящая в определении потребности в кадрах; в подборе, оценке и расстановке кадров; в их профессиональной подготовке и переподготовке. Некоторые специалисты называют эту функцию комплектованием (штатов). Оперативное руководство - функция, выполняемая в основном непосредственными начальниками по отбошевию к своим подчиненным. Состоит в профессиональном обучении и воспитании, в инструктаже, уточнении служебных заданий, даче указаний, создании благоприятных условий для работы. Именно при выполнении этой функции главное значение имеет так называемый «человеческий фактор», суть которого состоит в отношении к работникам не только как к производительной силе) но и как к коллективу полноправных граждан и членов организации, как к личностям, наделенным всем богатством чувств и мыслей, желаний и потребностей, способностей и возможностей. Искусство руководства состоит в умелом использовании всего этого человеческого богатства в интересах дела, а интересах всего коллектива. Чем эффективнее руководство, тем больше люди понимают, что их личные цели находятся в гармонии с целями организации.

Координирование - функция, которую многие специалисты  считают основой управления. Это  деятельность, направленная на синхронизацию  действий всех элементов управляемой  системы, на согласование и регулирование поведения всех работников (своеобразное дирижирование).

Контроль - сопоставление  промежуточных и конечных результатов  деятельности с целями и планами  деятельности, оценка деятельности и  ее результатов, выявление нежелательных  отклонений.

В соответствии с этим контроль бывает промежуточный и конечный (итоговый).

Все виды самоуправляемых  систем контролируют себя сами посредством  информационной обратной связи. В кибернетических  системах на базе ЭВМ для целей  контроля за управляемым объектом переводят ЭВМ в «режим реального времени». Однако во многих случаях удастся лишь получать информацию об отклонениях в режиме реального времени. Что же касается анализа причин отклонений и разработки программы коррекции» то они требуют значительного времени. Значит, контроль «в реальном времени» (в то время, когда события происходят) не всегда достижим даже при условии использования ЭВМ. Именно поэтому нужны методы, которые обеспечивали бы «опережающий» контроль, заблаговременное предупреждение о неблагополучии. Простой обратной связи для этого недостаточно.

С этой целью  используют методы прогнозирования, методы сетевого планирования И управления (СПУ), но существуют и старые, традиционные виды учета, в частности бухгалтерский  учет. К таким же традиционным методам контроля относятся статистическая отчетность, различные разновидности проверок и ревизий, а также личное наблюдение руководителей за ходом работ.

Эти управленческие функции характерны (в том виде, в котором они здесь изложены) только для организационного управления. Всякое организационное управление, а особенно государственное управление,-управление правовое, основанное на правовых нормативных актах. Право-главное средство управления. Поэтому автоматизация социального управления есть автоматизация правовых процессов и отношений. Другими словами, в традиционную сферу правоотношений вводится новый «субъект» - ЭВМ, который становится посредником между людьми, и игнорировать этот факт невозможно. Таким образом, проблемы АСУ-это только наполовину математические и инженерные проблемы. Вторая половина проблем связана с юристами. Без активного участия юристов создать АСУ невозможно. Следовательно, проблемы автоматизации организационного управления входят в предмет правовой науки.

Автоматизация не только производства, но и управления им - объективная необходимость, появившаяся еще в первой половине нашего века и лишь во второй половине века (после изобретения компьютеров) получившая возможность для реализации. .

С первым кризисом управления человечество столкнулось  еще в прошлом веке: оказалось, что традиционные формы управления производством (директор, управляющий и т. п.) уже не в состоянии обеспечить эффективность управления. Кризис был успешно преодолен, во-первых, путем создания больших иерархических управляющих систем с разделением труда (функций) между членами этих систем (правление, дирекция, заводоуправление и т. п.), а во-вторых, путем развития косвенного управления на основе товарно-денежных отношений.

Второй кризис управления возник к середине нашего века, когда оказалось, что никакие меры организационного характера (создание новых, еще более громоздких и разветвленных организационно-управленческих структур) уже не могут обеспечить эффективное управление.

Стало ясно, что  единственный выход из кризиса -резкое увеличение производительности труда в сфере управления, ибо альтернативой этому выходу из кризиса может быть только поголовное вовлечение в решение задач управления всего населения планеты.

Возможность многократного  повышения производительности управленческого труда сегодня могут дать только ЭВМ и основанные на их использовании АСУ.

Абсолютная необходимость  и неизбежность АСУ объясняется  многими причинами. Рассмотрим кратко лищь самые главные из этих причин.

1. Стремительный  рост масштабов и сложности  всех видов производства. Он означает не только количественное увеличение числа предприятий и работников, но и возрастание числа экономических взаимосвязей между партнерами, номенклатуры изделий (в 10 раз за 25 лет), резкое усложнение технологии их изготовления и т. д. Это ведет к многократному усложнению управленческих задач, появлению новых, нетрадиционных задач и методов их решения.

Усложнение производства и структур производственных связей в условиях административно-командной  системы управления не могло не привести к безудержному разрастанию статистической и иной отчетности.

Но и после  этой реформы промышленное предприятие  за год представляет в среднем  более 320 отчетов (по 90 формам различной  периодичности). Колхоз дает в год 210 отчетов:

Подлинное же бедствие - это незаконная отчетность, представляемая сверх и помимо тех двух тысяч форм отчетности, которые утверждены статистическими органами.

Информационный  взрыв и процесс информатизации общества. Общая сумма знаний раньше (в прошлом веке) удваивалась за 50 лет. В середине нашего века -за 10 лет, в последние годы - каждые 5 лет, а с 1985 года - за 20 месяцев. В развитых странах давно уже поставили «информационные ресурсы» по значению на первое место среди всех видов стратегических ресурсов. Происходит переход от индустриальной экономики к «информационной экономике». Как и предсказывал Н. Винер, «век энергетики» и «техники сильных токов» сменяется «веком информации» и «техники слабых токов», т. е. электроникой и связью.

Информация - ничем  не заменимый, драгоценный ресурс, но не уменьшающийся, а бурно растущий, умножающийся. С одной стороны, это хорошо, но с другой - плохо, ибо избыточная информированность тоже может парализовать, как и недостаточная. В СНГ ежегодно циркулирует около 80 млрд. различных управленческих документов, что означает 5 книг по 30 печатных листов (660 с.) на душу населения.

3. Предел возможностей  человеческого мозга. Усложнение  задач управления и волны информации  поставили человека у естественного  порога возможностей его мозга.  Речь не идет, конечно, обо всех способностях и возможностях. Творческие способности неограничены. Память, как известно, используется людьми на одну треть или даже менее того. А вот способность и возможность обработать за короткое время большой объем информационных данных действительно на пределе.

Мозг человека осуществляет два вида информационных процессов. Одни процессы полностью  или частично управляются подсознанием: восприятие органами чувств, запоминание  информации, интуитивные догадки, речевая  передача информации и т. п. По эффективности их выполнения мозг превосходит любую ЭВМ. Но есть процессы, контролируемые дискурсивным мышлением, требующие логических размышлений. Эти процессы разбиваются на отдельные логические шаги и протекают со скоростью нескольких шагов в секунду. Именно в таких процессах ЭВМ превосходит человека, совершая от нескольких сотен тысяч до миллионов операций (шагов) в секунду.

Важную роль в реализации этих задач должна играть наука, и прежде всего социальная кибернетика - наука, изучающая организационное (социальное) управление, его закономерности, его технологию, содержание тех общественных отношений, которые называются управленческими отношениями. В этой науке широко используются все теории, относящиеся к процессу подготовки и принятия управленческих решений субъектами управления (теория исследования операций, теория игр, теория рефлексивного управления, теория алгоритмов, теория прогнозирования, теория «искусственного интеллекта», т. е. экспертных систем, теория моделирования и т. д.).

Социальная кибернетика исследует управление социальными системами в четырех основных аспектах:

1) философско-общественном, когда управлейие исследуется  как нечто присущее всякой  коллективной деятельности людей,  как феномен общества и общественной  жизни, как целенаправленная интеграция и координация усилий отдельных лиц, групп, классов и масс людей.

Этот аспект изучается с использованием методов  философии, политической экономии, социологии;

2) государственно-правовом, исследующем роль права как  средства управления. Здесь используются методы правовых наук, прежде всего государственного и административного права;

3) психологическом,  когда управление рассматривается  как интеллектуальный, волевой и  эмоциональный акт поведения  людей, выступающих в качестве  субъектов и объектов управления. Здесь используются методы психологии, прежде всего социальной психологии;

4) информационно-кибернетическом,  когда управление рассматривается  как обмен информацией между  элементами системы управления, а процессы управления - как такие  процессы, которые имеют математические и формально-логические закономерности. При исследовании управления в этом аспекте широко используются методы информатики, кибернетики, логики, математики и других наук.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов А.  А. Всеобщая организационная наука (тектология). Т. 1.Изд. 3-е. М., 1925; Т. 2. Изд. 3-е. М„ 1927; Т. 3. Изд. 2-е.М„ 1929.

2. Глушков В.  М. Основы безбумажной информатики.  М., 1982.

3. Кунц Г., 0'Дтнел  С. Управление: системный и ситуационный  анализ управленческих функций. Пер. с англ. Т. 1. М., 1991.

4. Моисеев Н.  Н. Социализм и информатика.  М., 1988.

5. Попов Г. X. Проблемы  теории управления. М-, 1974.

6. Старосцьяк  Е. Элементы науки управления. М., 1985.

7. Боголепов  В. П. О состоянии и задачах  развития общей теории организации // В кн.: Организация и управление. М., 1988.

Информация о работе Сущность и содержание социального управления