Сущность, особенности и типология девиаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:15, реферат

Описание

В настоящем реферате мы рассмотрим негативное отклонение в поведение девиантов, которые оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом; способы предупреждения девиантного поведения людей в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. СУЩНОСТЬ, ОСОБЕНОСТИ И ТИПОЛОГИЯ ДЕВИАЦИЙ……..3
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…….6
3. СНОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕ-
НИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ……………………………………………10
4. Заключение……………………………………………………………15
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

      Искажение в системе ценностей  большей частью ведут к разложению социальных институтов. Например, нарушения в работе институтов юстиции - суда, прокуратуры, пенитенциарной системы - ведут к разложению аппарата власти, порождают аморализм, безверие в правосудие, апатию и агрессивность. Возникает «двойная мораль», при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом или социальной группой для разных целей и в разных противоположных ситуациях. Это проявляется в деятельности некоторых представителей власти, политиков, бизнесменов и др. Общественные нормы предписывают «не укради», а государство ограничивает возможность использовать законные пути для получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать социальные нормы, допускать социальные отклонения. Возникает «теневое нормотворчество», своеобразная «мораль преступного мира». Отсюда явное противоречие между потребностью субъекта в выходе из конфликтной ситуации и невозможностью сделать это социально приемлемым, легальным путем (см.: 6, с.202-203).

      Культурологические тории (Селин,  Миллер, Сутер-Ленд) считали, что  причина девиации - в конфликтах  между нормами господствующей  культуры и нормами субкультуры,  складывающиеся в той или иной  социальной группе (6, с.204-204).

      Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считали, что девиация - это «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят поведение менее защищенных групп или отдельного человека (6, с.204).

      Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивали позицию, что девиация - это результат противодействия нормам капиталистического общества (6, с.205).

      Новейшие теории девиации делают  акцент на характере общества  и стремятся выявить, в какой  мере оно заинтересованно в  создание и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества (см.: 6, с.206-208).

      Изучение механизмов социальных  отклонений показывает, что факторами,  предопределяющими отклонение от  социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регуляторов поведения человека и сформировано отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права. 
 

3.   СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

      Поведение людей, уже состоявшихся как девианты, плохо поддается коррекции. Именно поэтому важнейшим направлением тематических государственных программ Российской Федерации является профилактика девиантного поведения населения, особенно актуальная в психолого-педагогической работе с детьми и подростками.

      На современном этапе общественного  развития России демократические  и экономические преобразования  привели к коренным изменением  в сознании людей. Особенно трудно в этот период личностного развития, взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого (который сам порой теряет ориентацию в ценностно-смысловой сфере современного общества и не может поддержать подростка в этом не простом выборе), формируется самооценка, самосознание, возникает чувство взрослости, желание эмансипироваться от взрослых. Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями, так и в связи с негативными процессами в семье, школе.

      Успешная деятельность по предупреждению  девиантного поведения людей  в обществе, государстве может вестись только в границах, устанавливаемых психологическими, нравственными и правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становиться целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические или межгосударственные столкновения.

      Профилактика девиантного поведения представляет собой по своей сути воздействия на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Предупреждения девиантного поведения следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления его причин. Как уже отмечалось, все многообразные причины девиантного поведения могут быть представлены как имеющие два уровня: объективный (социальный) и субъективный (психологический).

      Рассмотрим группы причин девиантного поведения и способы воздействия на них в целях предупреждения (профилактики) девиантного поведения. Объективные, или социальные причины - это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне жизни социальных групп, неэффективное управление, духовная нетерпимость, фанатизм и т. п. Методы предупреждения причин девиантного поведения этого уровня достаточно хорошо известны и сводятся к проведению экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости; укреплению во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка; повышению культурного уровня населения. Реализация этих социальных программ - самое надежное средство исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов, как и многих других негативных явлений.

      Важнейшую роль среди этих  программ играет воздействие, прежде всего с помощью средств массовой информации, на духовный мир людей, изжитие из массового сознания «субкультуры» насилия и агрессии, изменение ценностных ориентации в направлении уважения к правам личности, доброжелательности во взаимоотношениях, укрепления взаимного доверия, преодоления нетерпимости и насилия. Особенно важно учитывать эти положения в воспитательской и коррекционной работе с социально неблагополучными детьми и подростками, добиваться их вовлечения в полноценный процесс социализации, развивать у них чувство самоценности и самоуважения, показывать и обучать навыкам эффективной коммуникации.

      Современное общество, в том числе  и российское, еще весьма далеко  от решения этих задач. Так,  например, по данным исследований  отечественных психологов, около  40 % российских женщин подвергаются  систематическому насилию в семье (1, с.215). Конечно, полностью избежать проявлений насилия нельзя, поскольку оно является одной из естественных поведенческих реакций человека, а также нравственными регуляторами его поведения.

      Среди причин, порождающих девиантное поведение, кроме социальных, выделяются и психологические. Предупредить или ослабить девиантное поведение психологического уровня можно, только нейтрализовать агрессивные чувства и устремления людей, что является весьма и весьма сложной задачей. Добиться трансформации сложившихся агрессивных установок можно только на основе глубокого анализа психологической ситуации по возможности на самых ранних этапах возникновения соответствующих мотивов у противоборствующих сторон. Только на этой основе, возможно, добиться блокирования развития девиантного поведения в деструктивную фазу с применением насилия и других разрушительных средств (см.: 7, с.304).

      Однако в работе по предупреждению  девиантного поведения любого  вида нельзя надеяться на использование  каких-то быстродействующих, чудодейственных средств. Это работа не эпизодическая, не разовая, а систематическая, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом профилактики девиантного поведения является создание в обществе в целом такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает самую возможность возникновения агрессивных устремления, ведущих к тяжелому  девинтному поведению. Достижение этой цели возможно только в результате последовательного осуществления комплекса мероприятий по укреплению отношений сотрудничества и взаимопомощи между людьми (8, с.150-151). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Написание реферата позволило  сделать следующие основные выводы.

      Несоблюдение человеком норм  и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явления, которое называется девиация.

      Девиации включают в себя девиантное, делинкветное и криминальное  поведение. Девиантное поведение  - это один из видов отклоняющегося  поведения, связанный с нарушением  соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений и малых половозрастных социальных групп.

      Делинкветное поведение характеризуется  как повторяющиеся асоциальные  проступки, которые складываются  в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности.

      Криминальное поведение определяется  как противоправный поступок, влекущий  за собой уголовную ответственность.  Криминальному поведению, как правило, предшествует девиантное и делинкветное поведение.

      Негативные формы девиаций являются  социальной патологией: пьянство  и алкоголизм, токсикомания и  наркомания, проституция, суицид, правонарушения  и преступность. Девиации являются серьезной социологической проблемой общества, государства; они дезорганизуют систему, подрывают ее основы, и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого индивидуума.

      Успешная деятельность по предупреждению  девиантного поведения людей в обществе, государстве может вестись только в границах, устанавливаемых психологическими, нравственными и правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Важнейшую роль в социальной политике любого государства должно играть социологические программы профилактики девиантного поведения детей и подростков -  будущего нации. 

                 
 

          

     

     

     

     

  

Информация о работе Сущность, особенности и типология девиаций