Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:15, реферат
В настоящем реферате мы рассмотрим негативное отклонение в поведение девиантов, которые оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом; способы предупреждения девиантного поведения людей в обществе.
Введение……………………………………………………………………2
1. СУЩНОСТЬ, ОСОБЕНОСТИ И ТИПОЛОГИЯ ДЕВИАЦИЙ……..3
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…….6
3. СНОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕ-
НИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ……………………………………………10
4. Заключение……………………………………………………………15
Список литературы
Искажение в системе ценностей большей частью ведут к разложению социальных институтов. Например, нарушения в работе институтов юстиции - суда, прокуратуры, пенитенциарной системы - ведут к разложению аппарата власти, порождают аморализм, безверие в правосудие, апатию и агрессивность. Возникает «двойная мораль», при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом или социальной группой для разных целей и в разных противоположных ситуациях. Это проявляется в деятельности некоторых представителей власти, политиков, бизнесменов и др. Общественные нормы предписывают «не укради», а государство ограничивает возможность использовать законные пути для получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать социальные нормы, допускать социальные отклонения. Возникает «теневое нормотворчество», своеобразная «мораль преступного мира». Отсюда явное противоречие между потребностью субъекта в выходе из конфликтной ситуации и невозможностью сделать это социально приемлемым, легальным путем (см.: 6, с.202-203).
Культурологические тории (
Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считали, что девиация - это «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят поведение менее защищенных групп или отдельного человека (6, с.204).
Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивали позицию, что девиация - это результат противодействия нормам капиталистического общества (6, с.205).
Новейшие теории девиации
Изучение механизмов
3.
СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Поведение людей, уже состоявшихся как девианты, плохо поддается коррекции. Именно поэтому важнейшим направлением тематических государственных программ Российской Федерации является профилактика девиантного поведения населения, особенно актуальная в психолого-педагогической работе с детьми и подростками.
На современном этапе
Успешная деятельность по
Профилактика девиантного поведения представляет собой по своей сути воздействия на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Предупреждения девиантного поведения следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления его причин. Как уже отмечалось, все многообразные причины девиантного поведения могут быть представлены как имеющие два уровня: объективный (социальный) и субъективный (психологический).
Рассмотрим группы причин девиантного поведения и способы воздействия на них в целях предупреждения (профилактики) девиантного поведения. Объективные, или социальные причины - это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне жизни социальных групп, неэффективное управление, духовная нетерпимость, фанатизм и т. п. Методы предупреждения причин девиантного поведения этого уровня достаточно хорошо известны и сводятся к проведению экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости; укреплению во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка; повышению культурного уровня населения. Реализация этих социальных программ - самое надежное средство исключения из социальной жизни разрушительных конфликтов, как и многих других негативных явлений.
Важнейшую роль среди этих программ играет воздействие, прежде всего с помощью средств массовой информации, на духовный мир людей, изжитие из массового сознания «субкультуры» насилия и агрессии, изменение ценностных ориентации в направлении уважения к правам личности, доброжелательности во взаимоотношениях, укрепления взаимного доверия, преодоления нетерпимости и насилия. Особенно важно учитывать эти положения в воспитательской и коррекционной работе с социально неблагополучными детьми и подростками, добиваться их вовлечения в полноценный процесс социализации, развивать у них чувство самоценности и самоуважения, показывать и обучать навыкам эффективной коммуникации.
Современное общество, в том числе
и российское, еще весьма далеко
от решения этих задач. Так,
например, по данным исследований
отечественных психологов, около
40 % российских женщин
Среди причин, порождающих девиантное поведение, кроме социальных, выделяются и психологические. Предупредить или ослабить девиантное поведение психологического уровня можно, только нейтрализовать агрессивные чувства и устремления людей, что является весьма и весьма сложной задачей. Добиться трансформации сложившихся агрессивных установок можно только на основе глубокого анализа психологической ситуации по возможности на самых ранних этапах возникновения соответствующих мотивов у противоборствующих сторон. Только на этой основе, возможно, добиться блокирования развития девиантного поведения в деструктивную фазу с применением насилия и других разрушительных средств (см.: 7, с.304).
Однако в работе по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написание реферата позволило
сделать следующие основные
Несоблюдение человеком норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явления, которое называется девиация.
Девиации включают в себя
Делинкветное поведение
Криминальное поведение
Негативные формы девиаций
Успешная деятельность по
Информация о работе Сущность, особенности и типология девиаций