Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа
Сегодня остро ощущается потребность в том, чтобы перевести общегуманитарные и теоретические рассуждения в экономические категории. В настоящем работе предпринята попытка системного междисциплинарного анализа проблемы инвалидности и инвалидов. Была поставлена задача оценить современное состояние проблемы, понять, какое место в современном обществе занимают инвалиды, какова роль и конфигурация социальной политики в отношении инвалидов в общей социальной парадигме российского государства и каков ее эффект.
Введение.
1. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов.
2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов
3. Занятость инвалидов.
4. Потребности инвалидов в высшем образовании
5. Социальная политика в отношении инвалидов.
5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов
5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)
5.3. Динамика занятости инвалидов
5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов
5.5. Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам
5.6. Специализированные предприятия
5.7. Оплата труда инвалидов
5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела.
5.9. Квотирование рабочих мест
6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе.
7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы
8. Технические средства реабилитации инвалидов в России
Заключение.
Список литературы.
Далеко не каждый нуждающийся в трудоустройстве инвалид владеет специальностью, пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае требуется дополнительное обучение или переподготовка. Профессиональная подготовка осуществляется за счет средств Фонда занятости, также как и выплата стипендий на время учебы. Среди людей с ограниченными возможностями, трудоустроенных с помощью Комитета, имеются программисты, юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и другие специалисты высокой квалификации. Понятно, что реализация программы по их профессиональной подготовке требует немалых сил и средств.
В службу занятости столицы обратилось около 4-х тысяч инвалидов с трудовыми рекомендациями МСЭ, из которых почти 2-м тысячам человек удалось оказать содействие в трудоустройстве, в том числе, и лицам с 1-ой и 2-ой группами инвалидности. По подсчетам, к общественно-полезной деятельности стремятся 65-70% инвалидов трудоспособного возраста, то есть 120-130 тысяч москвичей. На сегодняшний день трудоустроено более 60 тысяч. Это означает, что около половины претендующих на трудоустройство столичных инвалидов нуждаются в нашей помощи и поддержке. Люди, готовые к преодолению своих недугов, имеют право на полноценную работу по избранной специальности.
В памяти старшего поколения еще живы времена, когда вернувшимся с фронтов Второй мировой войны искалеченным ветеранам разрешалось передвигаться по городам и селам только на открытых велоколясках с двухтактным одноцилиндровым двигателем, называемых по городу-производителю “Киевлянками”, хотя, по слухам, их конструкция и даже комплектующие части были заимствованы у проигравших войну немцев. Лишь десятилетие спустя инвалиды войны добились разрешения устанавливать ручное управление на обычные автомобили и получать лицензии на право их вождение.
Внутри старого жилья довоенных построек, в бараках промышленных поселков, в сельских деревянных избах и позже в новых “малогабаритных” квартирах в пятиэтажных домах без лифтов, подаренных населению Никитой Хрущевым, безногие и парализованные инвалиды, прежде всего инвалиды с детства, передвигались в худшем случае ползком или на низких тележках-платформочках, отталкиваясь от пола деревянными “утюгами”, а в лучшем - в громоздких креслах, сделанных из грубого железа, фанеры, заменителя кожи и ваты. На улицах российских городов, на рынках и около церквей часто можно было видеть людей в трехколесных рычажных велоколясках времен Русско-японской 1905 г. и Первой мировой 1914 г. войн. Их называли “крокодилами” то ли за архаичность, то ли за грязно-зеленую окраску. Удивительно, но они встречаются в глухой провинции и до сих пор.
Обстановка стала изменяться в 60-ых годах, когда главным коммунистом Хрущевым была провозглашена задача построить к 1980 г. материальную базу коммунизма. Инвалидам, прошедшим строгую медицинскую комиссию, разрешалось приобретать автомобили с ручным управлением. Основным транспортным средством, выдаваемым ветеранам с затруднениями в ходьбе бесплатно, а прочим с существенной скидкой и главное без очереди (обычные граждане, не герои труда, дожидались своей очереди на любой автомобиль, на дефицитные запасные части и даже на шины в течение 5-10 лет), был 30-сильный малолитражный украинский автомобиль с воздушным охлаждением "Запорожец". Известны две его модификации: более раннюю, похожую на старый Fiat-600, окрестили “Горбатым”, а более современную из-за выступающих воздухозаборников “Ушастым”. Офицеры-инвалиды и более состоятельные граждане, получившие трудовое увечье, могли рассчитывать на получение или оплату по льготным расценкам автомобиля "Москвич" с тремя рычагами ручного управления. Инвалиды с детства, как правило, довольствовались двухместной и очень ненадежной, а скорее, и просто опасной во многих отношениях, но зато бесплатной мотоколяской second-hand, достававшейся после использования ее ветераном войны. Эти коляски “Серпуховки” начали выпускаться еще раньше Запорожцев по специальному заказу командующего бронетанковыми войсками, и для их рамы первоначально использовались прочные детали от оставшихся после войны минометов.
Протезная промышленность в России издавна базировалась на сети заводов в каждой из более чем 100 областей Советского Союза. Протезы выпускались из липы и металлических узлов. Шинно-гильзовые аппараты для парализованных конечностей спинальников и лиц с последствиями полиомиелита делались, да и продолжают делаться, также из кожи и металла. Полимерные материалы не применялись и практически не применяются по сей день. Россия - страна лесов, поэтому костыли и трости изготавливались тоже из дерева. Для современного европейского или американского читателя эти изделия могут показаться верхом гигиенического и экологического совершенства, так же, как нижнее белье из хлопка по сравнению с синтетикой, но они были, тем не менее, тяжелы, громоздки и, главное, непрочны. Слуховые аппараты были крайне несовершенны акустически и неудобны в ношении.
Переворот в производстве инвалидных колясок произошел в начале 80-ых гг., когда один из заводских цехов в центрально-европейской России вблизи ее древней столицы Владимира, согласно решению Правительства, стал выпускать по лицензии германской фирмы Meyra две модели комнатных и одну модель прогулочной (рычажной) колясок и быстро довел свою производительность почти до 30 тысяч колясок в год. И хотя немцы продали морально устаревшие и тяжелые образцы, благодаря их возможности складываться десятки тысяч инвалидов могли теперь не только спускаться по лестницам и выезжать в открытый мир своих городов, но и путешествовать с ними в машинах и лечиться на курортах. Эти коляски выдавались по рекомендации медицинских комиссий местными комитетами Министерства социального обеспечения бесплатно: комнатная коляска на 7 лет, прогулочная на 5 лет. Кстати, эти коляски являются до сих пор самыми популярными и дешевыми (около 200 долларов США) и поставляются во многие регионы России, причем сроки пользования ими сохранены вплоть до настоящего времени.
Ситуация в стране резко изменилась с горбачевской перестройкой, с которой связаны открытость в сторону остального мира и информированность о технических возможностях других стран во всесторонней реабилитации инвалидов. В крупных городах, в основном благодаря деятельности благотворительных организаций, стали появляться современные коляски, слуховые аппараты и другие изделия. В России обосновались представительства ведущих западных фирм-производителей протезов и реабилитационной техники, которая, будучи недоступной по ценам для рядовых граждан, заказывается и закупается состоятельными семьями или чаще богатыми предприятиями, где раньше работали или продолжают работать инвалиды с трудовым увечьем.
В начале 90-х годов в Москве, а затем в Петербурге появились мастерские, в которых по западным, в основном шведским, образцам стали конструироваться и собираться новые для России компактные легкие инвалидные коляски из титана и алюминия для активного образа жизни. Характерно, что руководителями этих небольших предприятий (“Преодоление”, “Катаржина”, “Люкор”), а также дизайнерами и рабочими являются сами инвалиды, в основном пара- и тетраплегики. Их коляски вполне сопоставимы по основным параметрам с западными аналогами, но в три-четыре раза дешевле их (около 400 долларов США). Несмотря на это приобретать их могут далеко не все региональные комитеты социальной защиты, которые имеют свой самостоятельный и очень ограниченный бюджет, и тем более покупать на свои деньги сами инвалиды, социальные пенсии которых в среднем в 25 раз меньше стоимости таких колясок.
Сейчас мощности трех крупных заводов-производителей инвалидных колясок в Уфе (столица Башкирской республики в Предуралье), Петербурге и Владимирской области вполне могли бы обеспечить потребность страны, в которой проживают около 40 тысяч инвалидов-колясочников. Проблема в другом: После децентрализации федерального бюджета комитеты социальной защиты населения во многих дотационных регионах не имеют собственных средств на закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на получения бесплатных колясок в них поэтому растягиваются на несколько лет. Вторая проблема - малый ассортимент продукции: Вряд ли количество всех моделей отечественных колясок превысит 3 десятка. Очень мало колясок для детей и практически не выпускаются коляски с электрическими двигателями, если не считать нескольких небольших мастерских, делающих электроприводы к стандартным комнатным коляскам.
Примерно такая же ситуация с многолетними очередями сложилась в России и в обеспечении инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но нет денег ни у населения, ни у государственных органов, которые на местах решают, какой транспорт и с какими дотациями предоставлять разным социальным категориям инвалидов. Главной инвалидной автомашиной в России стала двухцилиндровая микролитражка “Ока”, габаритами напоминающая “Fiat-Uno” и стоящая около 1500 долларов США (около 90 месячных пенсий среднего инвалида). Она выпускается в подмосковном городе Серпухове в трех модификациях: для лиц с одной ногой и с полным ручным управлением включая автоматический электровакуумный привод сцепления. В ряде регионов она выдается бесплатно взамен недавно снятой с производства мотоколяски, в других, в частности в Москве, инвалид оплачивает примерно половину ее стоимости. Столичные власти также компенсируют затраты на горючее в размере около 170 литров в год (около 3 тысяч километров пробега или 25% реального годового пробега инвалида-жителя Москвы).
Вторая более вместительная автомашина с объемом цилиндра 1500 куб. см, оснащенная старомодным рычажным ручным управлением, “Москвич” производится на Московском Автозаводе имени Ленинского Комсомола, прежнее полное названии которого стыдливо спрятано в нынешнюю пост-коммунистическую эпоху в форме аббревиатуры АЗЛК. В Москве эта машина предоставляется безвозмездно ветеранам Второй мировой войны и инвалидам всех недавних вооруженных конфликтов.
К сожалению, адаптированное управление для инвалидов без одной или обеих рук в России перестало выпускаться вовсе.
В последний год появились небольшие партии автомобилей “Кинешма” с мотоциклетным двигателем. Они характеризуются повышенной проходимостью и упрощенным дизайном и предназначены, в основном, для сельских инвалидов.
Большинство водителей самостоятельно устанавливают ручное управление на свои отечественные или перевозимые из сопредельных государств (в основном second-hand) автомобили или используют заготовки полукустарных частных мастерских. При этом нередко возникают сложности с их лицензированием в органах дорожной полиции. Но с еще большими проблемами сталкиваются тетраплегики, а также лица, страдающие миопатией, дефектами остеогенеза (например, ломкостью костей), нанизмом, а также другие тяжелые инвалиды. Им просто отказывают в праве вождения любого транспорта, и им приходится добиваться получения водительской лицензии противозаконными методами, водить машину нелегально или оформлять ее на родственников. Но радует уже то, что сравнительно недавно было разрешено управлять автомашиной лицам с потерей слуха.
Было бы несправедливо не упомянуть об автобусах, оборудованных подъемниками для колясок, которые делаются в Брянске и благодаря которым члены общественных инвалидных организаций совершают коллективные поездки на собрания и праздничные встречи и радостные экскурсии по окрестностям своих городов. Такие автобусы стали доступны не только для столичных отделений Всероссийского общества инвалидов, но и для крупных региональных центров.
Надо подчеркнуть особо, что в современной России расслоение населения по материальным показателям уровня жизни достигла критического и даже опасного контраста. То же можно отметить и в отношении обеспеченности инвалидов основными средствами реабилитации: На фоне удручающей нищеты, особенно в провинции, появляются обеспеченные даже по западным меркам люди, разъезжающие на престижных иностранных автомобилях и дорогих электроколясках, причем далеко не всегда они заработаны собственных трудом.
До сих пор шла речь о таких предметах первой значимости для свободы передвижения, как автомобиль, инвалидная коляска и протез, и, как мы видим, их производство медленно, но неуклонно идет по пути прогресса. Однако, производство более мелких, но не менее необходимых вещей, в частности, противопролежневых подушек для пара- и тетраплегиков, специальных приспособлений для лиц со слабыми пальцами, современных слуховых аппаратов, говорящих часов и звуковых сигнальных устройств для незрячих, подъемников для ванн, современных мочеприемников для плегиков и калоприемников для стомированных онкологических больных и др. практически стоит на месте.
Если раньше главный тормоз в реадаптации инвалидов, в том числе и техническими средствами, крылся в пренебрежении к этой группе советских граждан, в нежелании и неумении решать накопившиеся проблемы, то теперь все сложности в реализации реабилитационных программ упираются в отсутствие или нехватку средств для этого.
Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.
В России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства. Однако нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании. На наш взгляд, для этого необходимо предпринять следующие действия: 1) внести в российское законодательство нормы, направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного отказа в приеме на работу; 2) установить повышенные гарантии и дополнительные социальные льготы для инвалидов, увольняемых по инициативе работодателя; 3) расширить структуру и виды общественных работ, условия их организации, проведение и финансирование с учетом привлечения к ним инвалидов; 4) принять соответствующие нормативные акты по расчету стоимости рабочих мест, что даст реальную возможность применять штрафные санкции к работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые места; 5) развивать систему непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей самообучения; 6) формировать систему, которая сможет обеспечить трудоустройство и социально-бытовую адаптацию инвалидов по окончании специальных образовательных учреждений; 7) незамедлительно создать на территории всей страны Государственную службу медико-социальной экспертизы, что позволит инвалидам своевременно предоставлять индивидуальные программы реабилитации, подписанные МСЭК, в органы службы занятости, быть признанными безработными с правом получения пособия по безработице; 8) провести техническое перевооружение имеющихся протезно-ортопедических предприятий, развивать индустрию реабилитационной техники для инвалидов; 9) ввести систему стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов; 10) предоставить предприятиям, использующим преимущественно труд инвалидов, такие же льготы, как и для специализированных предприятий обществ инвалидов; 11) создать благоприятные экономические условия для предприятий, применяющих труд инвалидов, на региональном уровне; 12) расширить источники формирования ГФЗ, ввести новый механизм перераспределения средств фонда, наиболее полно учитывая интересы инвалидов.
Информация о работе Технические средства реабилитации инвалидов в России