Технологический процесс в социальной работе с пожилыми и престарелыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:23, реферат

Описание

Сущностная характеристика и структура технологического процесса. Основная функция технологии социальной работы.
В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия.
2. Выработка и выбор способов воздействия.
3. Организация воздействия.
Пути совершенствования технологического процесса в социальной работе.
4. Оценка и анализ результатов воздействия.

Содержание

1.1 Технологический процесс в социальной работе………………………………………………2
1.2 Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми…….6
1.3 Литература……………………………………………………………………………………….11

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

    На  наш взгляд, именно клубы пожилых  людей могут стать эффективным  средством возрождения групп  самопомощи. Вовлечение пожилых людей  в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием социального работника, может, бесспорно, принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки и интерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других. Иначе говоря, в данном случае имеет место «эффект группы».

      Однако  далеко не каждый пожилой человек  стремится стать членом клуба, а  некоторые физически не в состоянии  прийти в клуб. В этом случае основные задачи социального работника следующие:

    1) выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании;

    2) установление и поддержание связи с трудовым коллективом, в котором ранее работали ветераны войны и труда и инвалиды;

    3) налаживание контактов с комитетами Красного Креста, советами ветеранов войны к труда, другими общественными организациями для оказания шефской помощи одиноким пенсионерам;

    4) содействие в оформлении необходимых документов при установлении опеки или попечительства, а также помещении в дома-интернаты или территориальные центры:

    5) предоставление разнообразных услуг одиноким пенсионерам (доставка на дом обедов. полуфабрикатов, сдача вещей в химчистку, стирку и т.п.);

    6) выполнение просьб, связанных с перепиской с родственниками, друзьями, выполнение других разовых поручений;

    7) организация погребения умерших одиноких пенсионеров.

      Исключительное  значение в повышении эффективности  социальной работы с пожилыми людьми имеет самообразование, самопознание социального работника.

    Социальный  работник должен учитывать, что психика  пожилых людей неустойчива и  им зачастую присуща раздражительность. Разговаривая с таким клиентом, необходимо ощущать уверенность в себе; стул, на котором сидит социальный работник, должен быть выше стула, предназначенного для клиента. При желании сорвать свой гнев на клиенте следует расслабить плечи и сделать три глубоких медленных вдоха и выдоха, сфокусировав внимание на счете; можно также попытаться воспринимать клиента как маленького ребенка, требующего внимания и участия.

      Заключение  контракта или договора (письменного  или устного) на оказание социальных услуг будет способствовать рациональному  использованию времени и возможностей клиента и специалиста. В контракте  определяются формы, содержание и задачи предстоящей деятельности. Если подобное соглашение не заключено, то существует риск расхождения ожидаемых результатов. Первоочередная задача контракта — уточнение ожиданий каждого участника, причем клиент воспринимается как лицо, принимающее решения. Обсуждение контракта и планирование деятельности создают ощущение надежности, повышают мотивацию и предоставляют возможность своевременно отказаться от контракта и даже контакта. В контракте должны быть оговорены: проблемы, на которых необходимо сконцентрироваться; цель контакта; место встреч; частота и продолжительность встреч; методы работы; обязательства по сохранению тайны; дополнительные структуры, которые могут или должны быть задействованы; правила, действующие в случае отсутствия клиента или появления его в нетрезвом виде; правила, действующие в учреждении (если речь идет о помещении клиента в это учреждение). Особенно популярно заключение контракта со слабо мотивированными клиентами. В контракте должны быть оговорены не только требования и обязательства, но и выгоды, возможности, которые клиент может получить благодаря контакту и сотрудничеству с социальным работником.

      Строгость и требовательность — это качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, эти качества не должны трансформироваться в жестокость или жесткость. Очень важно, чтобы социальный работник относился критично к качеству своей работы, не преувеличивал своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критицизм, неуверенность в себе, усталость могут препятствовать продуктивной деятельности социального работника. Общаясь с клиентом, социальный работник должен все время отмечать положительные сдвиги: позитивное подкрепление — мощный стимул для самоорганизации клиента.

      Вежливость, приветливость, тактичность — обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Позитивный эмоциональный настрой социального работника, наличие у него чувства юмора способствуют выходу клиента из депрессивного состояния. Важным является также умение говорить и слушать, не только получая информацию от клиента, но и постигая его внутренний мир, его скрытые побуждения. Для этого очень полезно развивать навыки саморефлексии.

      В заключение отметим, что социальные работники должны уметь предусматривать  и новые потребности тех, кто  будет нуждаться в их помощи в  меняющихся социально-экономических  условиях, и обязаны проявлять  гибкость в поисках путей оптимальной  реализации таких потребностей. Насущно необходима исследовательская работа для определения природы и масштабов потребностей, обеспечения эффективности программ и их экономичности без ущерба для качества, стимулирования новых видов услуг. 
 

      Литература: 

      1. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — Тюмень. 1995.

      2. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. — М., 1980.

      3. Пожилые: Словарь-справочник по социальной работе. — М., 1997.

      4. Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга специалиста по социальной работе. — М.: Институт социальной работы, 1996.

      5. Старость: Популярный справочник /Под ред. Л.И. Петровской. — М., 1996.

      6. Интернет-ресурс http://soc-work.ru

Информация о работе Технологический процесс в социальной работе с пожилыми и престарелыми людьми