Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:23, реферат
Сущностная характеристика и структура технологического процесса. Основная функция технологии социальной работы.
В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия.
2. Выработка и выбор способов воздействия.
3. Организация воздействия.
Пути совершенствования технологического процесса в социальной работе.
4. Оценка и анализ результатов воздействия.
1.1 Технологический процесс в социальной работе………………………………………………2
1.2 Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми…….6
1.3 Литература……………………………………………………………………………………….11
На наш взгляд, именно клубы пожилых людей могут стать эффективным средством возрождения групп самопомощи. Вовлечение пожилых людей в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием социального работника, может, бесспорно, принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки и интерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других. Иначе говоря, в данном случае имеет место «эффект группы».
Однако далеко не каждый пожилой человек стремится стать членом клуба, а некоторые физически не в состоянии прийти в клуб. В этом случае основные задачи социального работника следующие:
1) выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании;
2) установление и поддержание связи с трудовым коллективом, в котором ранее работали ветераны войны и труда и инвалиды;
3) налаживание контактов с комитетами Красного Креста, советами ветеранов войны к труда, другими общественными организациями для оказания шефской помощи одиноким пенсионерам;
4) содействие в оформлении необходимых документов при установлении опеки или попечительства, а также помещении в дома-интернаты или территориальные центры:
5) предоставление разнообразных услуг одиноким пенсионерам (доставка на дом обедов. полуфабрикатов, сдача вещей в химчистку, стирку и т.п.);
6) выполнение просьб, связанных с перепиской с родственниками, друзьями, выполнение других разовых поручений;
7) организация погребения умерших одиноких пенсионеров.
Исключительное значение в повышении эффективности социальной работы с пожилыми людьми имеет самообразование, самопознание социального работника.
Социальный работник должен учитывать, что психика пожилых людей неустойчива и им зачастую присуща раздражительность. Разговаривая с таким клиентом, необходимо ощущать уверенность в себе; стул, на котором сидит социальный работник, должен быть выше стула, предназначенного для клиента. При желании сорвать свой гнев на клиенте следует расслабить плечи и сделать три глубоких медленных вдоха и выдоха, сфокусировав внимание на счете; можно также попытаться воспринимать клиента как маленького ребенка, требующего внимания и участия.
Заключение
контракта или договора (письменного
или устного) на оказание социальных
услуг будет способствовать рациональному
использованию времени и
Строгость и требовательность — это качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, эти качества не должны трансформироваться в жестокость или жесткость. Очень важно, чтобы социальный работник относился критично к качеству своей работы, не преувеличивал своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критицизм, неуверенность в себе, усталость могут препятствовать продуктивной деятельности социального работника. Общаясь с клиентом, социальный работник должен все время отмечать положительные сдвиги: позитивное подкрепление — мощный стимул для самоорганизации клиента.
Вежливость, приветливость, тактичность — обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Позитивный эмоциональный настрой социального работника, наличие у него чувства юмора способствуют выходу клиента из депрессивного состояния. Важным является также умение говорить и слушать, не только получая информацию от клиента, но и постигая его внутренний мир, его скрытые побуждения. Для этого очень полезно развивать навыки саморефлексии.
В
заключение отметим, что социальные
работники должны уметь предусматривать
и новые потребности тех, кто
будет нуждаться в их помощи в
меняющихся социально-экономических
условиях, и обязаны проявлять
гибкость в поисках путей оптимальной
реализации таких потребностей. Насущно
необходима исследовательская работа
для определения природы и масштабов потребностей,
обеспечения эффективности программ и
их экономичности без ущерба для качества,
стимулирования новых видов услуг.
Литература:
1. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — Тюмень. 1995.
2. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. — М., 1980.
3. Пожилые: Словарь-справочник по социальной работе. — М., 1997.
4. Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга специалиста по социальной работе. — М.: Институт социальной работы, 1996.
5. Старость: Популярный справочник /Под ред. Л.И. Петровской. — М., 1996.
6.
Интернет-ресурс http://soc-
Информация о работе Технологический процесс в социальной работе с пожилыми и престарелыми людьми