Технологии социальной работы с малообеспеченными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей социальной работы учреждений социальной защиты в решении проблем малообеспеченных семей.
В соответсвии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- проанализировать литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть государственную и социальную политику в отношении малообеспеченных семей;
- выявить сущность проблем малообеспеченных семей;
- рассмотреть основные технологии социальной работы с малообеспеченными семьями.

Работа состоит из  1 файл

Настин курсач.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение

 

     Положение семьи в Российской Федерации  в современных условиях можно  охарактеризовать как кризисное. Сегодня  повышение благосостояния населения  является одной из основных целей  любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. В результате проведения либеральных реформ в 90-х годах ХХ века наша страна подверглась интенсивным процессам социально-экономических преобразований, которые повлекли за собой изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Обесценивание доходов в результате гиперинфляции привело к массовому снижению уровня жизни россиян. 

     В настоящее время негативное влияние  на благосостояние семей оказывают  высокий уровень безработицы, высокие  тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости  жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические и рекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер. Таким образом, бедность – одна из наиболее актуальных и острых проблем современной России. 

     Одной из основных целей экономических  реформ, проводимых Правительством Российской Федерации, является повышение уровня жизни населения страны. Уровень  жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также  доступностью услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных и других социальных услуг. Государство при этом обеспечивает соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан. Социальные гарантии на практике воплощаются в определенных минимальных стандартах, связанных с доходами населения, возможностями получения образования и медицинской помощи, обеспеченностью жильем и т. д. Эти гарантии обеспечиваются в России учреждениями социальной защиты населения. 

     В настоящее время в России проживает 43% малообеспеченных граждан и семей. При этом 16% всех малообеспеченных-это  малообеспеченные, балансирующие на грани бедности . Действующая долгие годы система социальных льгот относительно стабильно поддерживала жизненный уровень малообеспеченных слоев населения. Однако неоправданное увеличение числа льгот и льготников, сопровождаемое множеством нарушений и злоупотреблений при их распределении, привело к значительному обременению экономики, сдерживающему ее развитие. Призванная решить данную проблему и вводимая с 2005 года реформа замены льгот денежными компенсациями пока не выполняет эту задачу, ибо механизмы ее решения недостаточно продуманы и направлены скорее на сугубо прагматическое сокращение бюджетных расходов и обязательств, нежели на реальную поддержку нуждающихся слоев населения в силу предельно низких установленных нормативов компенсационных выплат.Сегодня семье,как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе через систему организации территориальных служб и учреждений социальной защиты населения. 

     Недостаточно  эффективно решаются проблемы, связанные с изменением принципов финансирования, адресности поддержки нуждающихся членов общества, качества и доступности социальных услуг для данной категории населения. 

     Таким образом, актуальность этих проблем  обусловила выбор темы курсовой работы, и состоит в том, что малообеспеченная семья в современных условиях не всегда сама находит выход из трудных жизненных ситуаций и нуждается в помощи со стороны. Такую помощь могут оказать социальные службы и социальный работник как субъекты социальной защиты населения.

     Целью курсовой работы является изучение особенностей социальной работы учреждений социальной защиты в решении проблем малообеспеченных семей. 

     В соответсвии с поставленной целью  выделяются следующие задачи:

- проанализировать  литературу по проблеме исследования; 

- рассмотреть  государственную и социальную  политику в отношении малообеспеченных  семей; 

- выявить  сущность проблем малообеспеченных  семей; 

- рассмотреть основные технологии социальной работы с малообеспеченными семьями.

     Объект  исследования – социальная работа с малообеспеченными семьями в современной России. 

     Предмет исследования - технологии социальной защиты малообеспеченных семей. 

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. 

 
 

Глава 1. Теоретические  основы

Глава 2. технологии социальной работы с малообеспеченными  семьями

Заключение

 

     Малообеспеченные  семьи – семьи, имеющие среднедушевой  доход, равный 1,5-2 размерам прожиточного минимума, установленного в регионе, и имеющие право на получение государственной социальной помощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников). 

     Основной  целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан. Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого государства. 

     Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность социального обеспечения малообеспеченных семей: 

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи" (с изменениями  от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 8 декабря 2010 г.) 

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ Об основах  обязательного социального страхования (по состоянию на 01.01.2010 ) в ред. фз №117-ФЗ от 14.07.2008; №213-ФЗ от 24.07.2009) 

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 23 июля 2008 г.) 

Федеральный закон от 11 августа 1995 г № 135-ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (по состоянию на 10.01.2009) в ред. фз № 276-ФЗ от 30.12.2006; № 309-ФЗ от 30.12.2008). 

Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (принят ГД ФС РФ 17.05.1995)с изм. по состоянию на 7 июля 2009 года. 

и др. нормативно –правовые акты, Постановления Правительства  РФ и области. 

     Выделяют  следующие технологии социальной работы с малообеспеченными слоями населения: 

1. Экстренная  социальная помощь — это разовое,  единичное содействие индивиду  или семье, испытывающим трудности,  путем выдачи денег, продуктов  или вещей. 

2. Адресная  социальная помощь оказывается  малообеспеченным слоям населения  и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно 

3.Также  возможно предоставление других  видов помощи (правовой, психологической,  информационной, профориентационной  и т.д.), в которых остро нуждаются  клиенты системы социального обслуживания.  
 

Список  литературы

  1. Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993г. 

  2. Федеральный  закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи" (с изменениями  от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 25 декабря  2009 г., 8 декабря 2010 г.) 

  3. Федеральный  закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ  Об основах обязательного социального  страхования (по состоянию на 01.01.2010) в ред. фз №117-ФЗ от 14.07.2008; №213-ФЗ от 24.07.2009) 

  4. Федеральный  закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 23 июля 2008 г.) 

  5. Федеральный  закон от 11 августа 1995 г № 135-ФЗ  О благотворительной деятельности  и благотворительных организациях (по состоянию на 10.01.2009) в ред. фз № 276-ФЗ от 30.12.2006; № 309-ФЗ от 30.12.2008). 

  6. Федеральный  закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов" (принят  ГД ФС РФ 17.05.1995)с изм. по состоянию на 7 июля 2009 года 

  7. Федеральный  закон № 122 « О замене льгот  денежными компенсациями» от 22.08.2004 г. 

  8. Федеральный  закон от 24 октября 1997 года №  134-ФЗ «О прожиточном минимуме  в Российской Федерации» (в ред.  Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) 

  9. Постановление  Правительства РФ «Об утверждении  положения о республиканской  (федеральном) и территориальном  фондах социальной поддержки  населения и мерах по обеспечению  деятельности этих фондов от 19 февраля 1992 г. N 121 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.95 N 507). 

  10. Постановление  администрации Брянской области  от 31 декабря 2009 г. № 1532 «О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов» 

  11. Постановление  об утверждении долгосрочной целевой программы города Брянска «социальная защита населения г. Брянска на 2009-2013 г.г. от 9 октября 2008 г. № 1088-п 

  12. Постановление  Брянской городской Администрации  от 24 января 2011 г. N 67-п "О величине  прожиточного минимума в городе  Брянске за 4 квартал 2010 года" 

  13. Государственный  стандарт «Социальное обслуживание  населения Брянской области. Контроль  качества социальных услуг»// Утвержден  постановлением администрации Брянской  области от 10 декабря 2009 г. №  1319. 

  14. Государственный стандарт "Социальное обслуживание населения Брянской области. Термины и определения"»// Утвержден постановлением администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. № 1319. 

  15. Государственный  стандарт "Социальное обслуживание  населения Брянской области. Классификация учреждений социального обслуживания"»// Утвержден постановлением администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. № 1319. 

  16. Государственный  стандарт "Социальное обслуживание  населения Брянской области. Система  качества учреждений социального обслуживания"»// Утвержден постановлением администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. № 1319. 

  17. Государственный  стандарт «Социальное обслуживание  населения Брянской области. Основные  виды социальных услуг» »// Утвержден  постановлением администрации Брянской области от 10 декабря 2009 г. № 1319. 

  18. Аналитический  доклад в сотрудничестве с  Представительством Фонда имени  Фридриха Эбета в РФ « Малообеспеченные  в России. Кто они? Как живут?  К чему стремятся? 

  19. Бабич  А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань: Белка, 2004. – С. 268. 

  20. Байгереев  С.А. Бедность и политика адресной  социальной помощи малоимущим  семьям. 1999. – С. 197. 

  21. Бодалев  А.А. Рабочая книга практического  психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с. 

  22. Волгин  Н.А. Социальная политика: Учебник  /Н.А. Волгин. – М.: Издательство  «Экзамен», 2003. – 736 с. 

  23. Глэддинг  С.Г. Психологическое консультирование / С.Г. Глэддинг. - 4-е изд. — СПб: Питер, 2002. — 736 с. 

  24. Гусев  А.Н. Социальная политика государства.  М.:РАГС, 2001. – С. 231. 

  25. Гришина  Л.П. Проблемы инвалидности в  Российской Федерации. - М., 1995. 125 с. 

  26. Дурасанова Т.П. Введение в специальность «Социальная работа». Учебное пособие. Балашов, 2000г. 

  27. Дедов  Н.П. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.П. Дедов, А.В. Морозов,  Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова. –  М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с. 

  28. Заяц  О. В. Экономические основы  социальной работы Владивосток  2003г-С.71 

  29. Кадомцева  С.В. Социальная защита населения.  М.:РАГС, 2003. – С. 264 

  30. Карелова  Г.А. Социальная защита: вчера,  сегодня и завтра. //Человек и труд.-2002.-№6.- С. 24-28. 

  31. Курбатов  В.И. Социальная работа. Серия  «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 256. 

  32. Кудрявцев  М.В. Социальное обеспечение в  Российской Федерации 1999. – С. 358. 

  33. Комарова  Е.И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Комарова, А.И. Войтенко, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 288с. 

  34. Лисовский  В.А. Комплексная профилактика  заболеваний и реабилитация больных  и инвалидов: Учебн. пособие  / В.А. Лисовский, С.П. Евсеев, В.Ю. Голофеевский, А.Н.Мироненко. Под редакцией проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. — 320 с. 

Информация о работе Технологии социальной работы с малообеспеченными семьями