Технологии социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:39, реферат

Описание

Система функциональных технологий социальной работы включает в себя следующие, наиболее значимые технологические процедуры: социальную диагностику; социальную профилактику; социальную адаптацию; социальную реабилитацию; социальную коррекцию и терапию; социальную экспертизу, прогнозирование, моделирование; социальное посредничество и консультирование; социальное обеспечение и страхование; социальную опеку и попечительство; общественную некоммерческую благотворительную деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Технологии социальной работы.docx

— 113.37 Кб (Скачать документ)

Социально-технологическая  специфика социальной работы

1. Сущность социальной  работы в России 

Опыт социальной политики, проводившейся при Советской  власти, а также итог первых лет  радикальных экономических реформ заставляют в настоящее время  разрабатывать концепции социальной политики, решительно отвергающей «валовой»  подход, оказание всеобщей, безадресной  помощи. Причиной этому не только экономические  трудности государства, не способного обеспечивать «сплошную» социальную поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание роли индивидуальной ответственности, инициативы. В качестве приоритетных объектов социальной поддержки  выделены те малообеспеченные и социально  уязвимые слои населения, которые реально  столкнулись с угрозой экономической  и социальной деградации - инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы  более конкретно ориентируются  теперь на развитие самопомощи и самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов  и потребностей этих групп населения, на личностный характер помощи. Такой  подход получает правовое обеспечение  в Российской Федерации и ее субъектах, отражаясь в федеральных законах, указах Президента РФ и других нормативных  актах. 
Одной из ведущих форм социально-политического, организационно-управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию, инструментом осуществления социальной политики является профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством диагностирования их проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблем. 
Сущность социальной работы заключается в оказании помощи в осуществлении социальных прав как индивидов, так и групп различного характера. А поскольку социальные права охватывают собой все стороны и грани, обеспечивающие социальное функционирование личности, то характер проблем, с которыми имеет дело социальная работа, весьма обширен и разнообразен; более того, можно констатировать, что в конкретной социальной ситуации, с которой имеет дело социальный работник, пересекаются различные виды и типы социальных проблем. 
Во-первых, социальная работа имеет дело не только с индивидуальными, но и с групповыми клиентами - семьями, трудовыми и соседскими коллективами, молодежными или профессиональными группами, объединениями лиц со сходными трудностями. Поэтому в каждом действии социального работника, в любой применяемой им технологии или методике обязательно должно встречаться сочетание индивидуальных и групповых методов. 
В связи с этим анализ проблем социальной работы выявляет на первом этапе, их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе, пирамида причинно-следственных связей и опосредований может включать в себя все уровни, от индивидуального масштаба до общечеловеческого или планетарного – неоспоримо, что одной из причин голода и бедности являются глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов, - однако, помня об этих обстоятельствах, социальный работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему, должен вовлекать в рассмотрение в первую очередь проблемы и причины оперативного уровня, на которые он в состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или улучшить социальную ситуацию клиента. 
Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера осуществления власти. Социальная работа, по определению, принадлежит демократическому обществу и социальному государству. Однако ни демократичность, ни социальность не являются стабильными константами - их актуализация представляет собой процесс, который осуществляется со множеством флюктуаций и сбоев. Политическая декларация или даже юридическая фиксация демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией. Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения прямо влияет на социальную активность людей. Неудачное строение властных структур, когда-то отвечавшее потребностям времени, а потом безнадежно устаревшее, может сделать неэффективным проведение социальной политики, даже если предпосылки ее были вполне успешны. Наконец, личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений, на восприятие этой деятельности со стороны населения. 
Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет круг социально-экономических проблем, причем значение это многопланово. Во-первых, уровень средств, которые общество и государство способно направить на решение тех или иных социальных вопросов, зависит, не в последнюю очередь, от состояния экономики, устойчивости работы народнохозяйственного механизма. Во-вторых, немалое количество проблем в обществе имеет природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными. Наконец, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе невозможно без разрешения социальных проблем. 
Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С одной стороны, все более парциальная, учитывающая все более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных слоев и групп, система общества является атрибутом демократического и социального развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если не всех, то хотя бы максимально возможного числа интересов и предпочтений. Общество находит возможность институционализации и признания взглядов меньшинства в рамках субкультуры, не стремясь более подогнать всех индивидов под один ранжир. 
Проблемы символизации и моделирования мира относятся к полю социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу социальной работы. Однако в действительности это область осмысления мира, его ценностного анализа и освоения. 
Символизация мира заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы. Так, "мистическая сила закона" существует автономно от действующих кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с "обычным правом" ранних государственных образований, и может отсутствовать при самой виртуозно разработанной системе законодательства. "Образ личности" изменяется исторически и этнически, при этом наряду с множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому времени и народу идеальное представление о том, что такое личность. Наконец, трудно формулируемая, но властная система ценностей, которая превращает совокупность индивидов в общество, причем общество определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей, некоторым образом отличающейся от общей - это тоже относится к миру символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности характеризует разумную, интеллектуально-психическую сторону деятельности человека.

2. Технологизация  социальной работы 

Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов  социальных преобразований, необходимость  при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат - все  это повелительно требует обращения  к технологизации в социальной работе, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа. 
Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы:

  1. технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития);
  2. технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов;
  3. технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.

Если говорить о функциях технологий социальной работы, то в  первую очередь можно выделить следующие  их них:

  • аналитико-прогнозная: выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров;
  • диагностическая: анализ существующих актуальных и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов;
  • системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь, системы социального обслуживания на различных уровнях;
  • проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь определенной категории клиентов;
  • активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи;
  • инструментально-практическая: осуществление деятельности по оказанию различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления клиентами своих социальных прав, опека и попечительство по отношению к детям, лишившимся родительского попечения или к нуждающимся в этом совершеннолетним лицам и т.д.;
  • распорядительно-управленческая: менеджмент органов социального управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам, участие в работе по формированию социальной политики, подбор и воспитание кадров;
  • эвристическая: приращение социального знания, углубление понимания социальных проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих социальных работников, повышение их квалификации.

Специфика и классификация  технологий в социальной работе

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во- вторых, особенности  социальной работы как одного из видов  человеческой деятельности и, в-третьих, в связи с этим, особенности  объектов, субъектов, содержания, средств  и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). 
Классификация технологий в социальной работе может быть, самой разнообразной. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему как упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системе необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку она включает в себя три компонента: а) социальную работу как науку, б) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин), в) социальную работу как вид деятельности. 
Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле - социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки является анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения. 
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), то сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. То есть эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер. 
Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно т.н. "слабых" слоев и групп населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде выступают социальные технологии как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности. 
С учетом сказанного, классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую в себя такие компоненты ('элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. В соответствии с выделенными элементами и может быть осуществлена классификация технологий. Главным здесь является учет специфики объектов и видов социальной работы, интеграция первого и второго основания. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это - старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т.д. 
Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными и другими группами населения. Это - социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию. 
Несмотря на общность этих технологий в работе с дифференцированными группами населения, они серьезно различаются, если учесть специфику объектов социальной работы. 
Технологии можно делить в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со "слабыми" слоями населения) то в первом о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые бы способствовали уменьшению численности и доли населения., не нуждающегося в помощи и поддержке, о создании таких условий, которые помогали населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев. 
Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. То есть задача таких технологий (в деятельности государства, социальных институтов) состоит в том, чтобы не только способствовать лечению "социальных болезней", но и способствовать их предотвращению. 
Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии. 
Различаются технологии в социальной работе также по своему уровню:

  • простые (доступные неспециалистам);
  • сложные, требующие квалификации одного специалиста,
  • комплексные, требующие квалификации специалистов в разных областях.

Учитывая сложность субъекта социальной работы, в частности, социальные службы различных уровней и направлений, можно различать социальные технологии и по этому показателю. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить социальные технологии "внешние" по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. 
Возможно выделение технологий в социальной работе с населением, проживающими на территории страны и группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычным населением, русскими в государствах СНГ). 
Изучая зарубежный опыт, важно выяснить: 1) какие социальные технологии в России уже применяются; 2) какие еще можно применить (когда, в каких условиях); 3) что вызывает сомнение в применении тех или иных способов, методов, приемов решения социальных проблем, 4) что вообще неприменимо в нашей стране. Представляется, что эти критерии применимы и в одной стране с учетом особенностей ее отдельных регионов. Наконец, важен, на наш взгляд, учет технологий, которые имели место в социальной работе (в ее непрофессиональной и профессиональной форме) на разных этапах функционирования и развития российского общества. Это может значительно обогатить возможности в решении социальных проблем, позволит взять все лучшее, что имело место в социальной работе с разными группами населения в истории нашей страны. 
В социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором методов и средств уже устаревших, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высоким профессионализмом и наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием элементарной помощи нуждающимся людям, не требующей специальной подготовки.

Технология социальной экспертизы

Важнейшим компонентом целостной  системы социальной технологизации является экспертиза. Она применяется  при решении многих социальных задач  и оказании помощи некоторым категориям населения. Социальная экспертиза связана  и взаимодействует с такими функциональными  технологиями социальной работы, как  диагностика, профилактика и др. Например, экспертиза включает в себя диагностику  состояния социального объекта. В свою очередь, социальная экспертиза применяется при диагностике, проектировании, составлении прогнозов, а также  может использоваться и при решении  вопросов опеки, попечительства, социального  обеспечения. 
Потребность в проведении социальной экспертизы возникает тогда, когда принятие определенного социально значимого решения может сказаться неоднозначно (позитивно или негативно) на процессах реальной жизни, а у социального субъекта, принимающего нормативное решение, нет ясности относительно того, что за ним последует. В таком случае социальная экспертиза оказывается востребованной самой жизнью. 
В общем плане под экспертизой понимается такое исследование проблемы или ее аспектов, которое требует специальных знаний, с представлением обоснованного заключения. Социальная экспертиза имеет свою особенность. Под ней принято понимать профессиональное исследование состояния социального объекта и вынесение обоснованного заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз. В ряде случаев заключение может быть составлено в форме итогового протокола совещания специалистов. 
Следует отметить, что в ходе экспертизы для уяснения специфики социального объекта нередко применяется диагностика ее состояния. Когда заключение сложно сформулировать без применения элементов планирования, определенных изображений в виде схем, чертежей и объект экспертизы многосложен, то используется социальное проектирование, нацеленное на решение группы смежных проблем. Социальные проекты, подвергаемые экспертизе, могут быть нацелены на теоретическое обоснование и технологическое обеспечение нового типа межрегиональных хозяйственных и социальных связей. 
Реализация многих социальных проектов предполагает проведение социологических оценок состояния исследуемого объекта, использование перспективных информационных технологий, выявление основных тенденций социальных трансформаций и приоритетных направлений динамики социальной и духовной жизни. 
В научной и учебной социономической литературе определенное развитие получила проблема функционального обеспечения экспертизы. Ряд исследователей (Е.И. Холостова, В.А, Луков и др.) вполне обоснованно выделяет четыре основные функции социальной экспертизы: диагностическая, предполагающая освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования; информационно-контрольная, нацеленная на исследование достоверности информации о социальном объекте и внесение соответствующих корректив при ее искажении; прогностическая, означающая выявление возможных состояний социального объекта в зависимости от времени упреждения и вероятных сценариев развития процесса; 
проектировочная функция, сориентированная на выработку рекомендаций по тематике экспертизы для социального проектирования и принятия управленческих решений. 
При проведении экспертизы необходимо учитывать типологию ее организации. По мнению авторитетных специалистов, можно выделить три основных типа, или организационные модели экспертного исследования: рецензия, мониторинг, проект. Рецензия является наиболее простым и наименее затратным экспертным документом. Она носит преимущественно разовый характер. Если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то применяется мониторинговая модель экспертизы. В режиме мониторинга целесообразно проводить экспертное исследование при наличии достаточного материала для сравнения изучаемых явлений, процессов. Проектная модель экспертного исследования нацелена на решение целой группы смежных задач, когда экспертная оценка составляет основу проектирования желаемого общественного состояния. При проведении социальной экспертизы возможны и комбинации разных моделей экспортирования. 
В зависимости от характера социального объекта, на который направлена экспертиза, можно выделить различные виды социальной экспертизы. Среди них следует назвать следующие: социальная экспертиза нормативных решений административно-управленческих органов (документов, программ, проектов и т. п.); социально-психологическая экспертиза; судебно-медицинская экспертиза; 
судебно-психиатрическая экспертиза; медико-социальная экспертиза и др. 
Процессы социальной трансформации, происходящие в современном российском обществе, актуализируют задачу научного обоснования и ведения социальной экспертизы нормативных решений, принимаемых административно-управленческими органами различных уровней: от федерального до местного. На федерально-государственном уровне у нас в стране накоплен определенный опыт проведения экспертизы. Однако, как справедливо подчеркивает ряд исследователей (С.В. Дармодехин, Ю.И. Муратов и др.), достигнутый уровень социальной экспертизы проектов решений высших органов власти и государственного управления, с точки зрения прогнозирования всего комплекса социальных последствий, не соответствую современным задачам реформирования общества. Назрела необходимость введения социальной экспертизы в структуру органов исполнительной государственной власти и местных муниципалитетов. В рамках такой системы можно было бы не только анализировать решения государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их социальной обоснованностью, но и обеспечивать общественный контроль за реализацией таких экспертных рекомендаций. В экспертных заключениях, содержащих технологические решения по реализации приоритетов государственной социальной политики с учетом региональной специфики, заинтересованы и органы местной власти. 
Важнейшей задачей социальных служб федерального уровня является периодическое осуществление экспертизы проектов потребительской корзины различных территорий страны. На начало 2001 г. она была проведена в 68 субъектах Российской Федерации. Как справедливо считает руководство Министерства труда и социального развития, отсутствие утвержденной потребительской корзины существенно затрудняет принятие региональных нормативных правовых актов, устанавливающих величину прожиточного минимума, не позволяет в должной мере организовать работу по обеспечению адресной социальной поддержки малоимущих граждан и реализовать федеральные законы о государственной помощи. 
Отдельным направлением экспертной работы является социально-психологическая экспертиза. В практической социономии она применяется довольно часто. В такой экспертизе могут нуждаться лица, испытывающие затруднения в социальном общении. Экспертное заключение позволяет определить конкретные навыки и недостатки социального общения клиента. Экспертиза также является одним из важных методов анализа данных многочисленных исследований по социальной диагностике, широко используемых в практике социальной работы. 
Социально-психиатрическая экспертиза нередко применяется и в отношении лиц, склонных к девиантному поведению, к правонарушениям. Этот вид экспертизы позволяет предотвратить опасное для общества деяние или же помочь следствию, когда преступление уже совершено. Так, в случае группового правонарушения перед следствием на его предварительной стадии возникает вопрос о групповых ролях обвиняемых. Для этого эксперты определяют индивидуально-психологические особенности личностей, находящихся под следствием. Затем выявляется лицо, которое с учетом своей психологической специфики могло занимать лидирующее положение в группе. Эксперты также определяют, кому из подследственных присущи такие личностные качества, как повышенная внушаемость, робость, повышенная агрессивность. В заключение эксперты определяют уровень организованности преступной группировки и наиболее вероятный сценарий поведения подследственных в ситуации совершения преступления. В данном случае социально-психологическая экспертиза приобретает форму судебно-психиатрической экспертизы. 
В ситуации судебно-психиатрической экспертизы подэкспертный в большинстве случаев оказывается не по своей воле. В этой ситуации он предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобряемых форм поведения. Как отмечают специалисты, особенно ярко это проявляется в ситуации экспертизы с опросниками, — они не могут дать однозначный ответ “да” или “нет”, как того требует опросник, а начинают вводить конкретизирующие моменты или лгут, отрицая у себя те или иные формы поведения, даже если они реально присутствовали в исследуемой ситуации (например, вспыльчивость, агрессивность, тревожность и др.). В этой ситуации они настолько бывают ориентированы на социально одобряемые нормы, что готовы отказаться даже от малейших признаков индивидуальности, мгновенно подстраиваясь под эмоциональную реакцию эксперта. Поэтому психологу-эксперту соответствующим образом следует выстраивать задачи взаимодействия с клиентом. Пытаясь выглядеть “правильным”, последний бывает очень избирателен в интерпретации своего поведения в соответствии с социально одобряемыми нормами. В “Практической психологии” Г.С. Абрамовой при-; 
водятся следующие примеры такой “интерпретации”: во время судебно-психиатрической экспертизы насильник начинает объясняться в любви к жертве, убийца, совершивший умышленное убийство, которое он долго и тщательно готовил, клянется в том, что он сделал это случайно, нечаянно, и т. п. 
При проведении судебно-психиатрической экспертизы специалисты используют определенные методики, тестовые задания. В частности, психологи-эксперты пользуются методиками “Пиктограмма”, “Четвертый лишний”, тестом Роршаха, тестом-опросником Шмитека и др. 
Судебно-медицинская экспертиза, осуществляемая врачами, специально подготовленными медэкспертами, нацелена на определение характера повреждений, которое получил пострадавший, а в случае смерти — причин ее наступления. Заключение медэксперта может служить веским доказательством в ходе судебного разбирательства.

В условиях сохраняющегося в современной России социального  неблагополучия остается высоким уровень  ожесточенности общества. Проявлением  жестокости и цинизма стал значительный рост за последние десять лет насильственных преступлений в семьях. По данным служб  судебно-медицинской экспертизы страны, объектом насилия в семье все  чаще становятся более слабые и менее  защищенные (женщины, дети, пожилые  люди). До 40% всех тяжких, насильственных преступлений, совершаемых сейчас в  России, происходят в семьях. Причем 70% жертв таких насильственных посягательств  — это женщины и дети. 38% всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений составляют опять-таки женщины, дети, престарелые, инвалиды, не способные защитить себя вследствие зависимого положения в семье. Данные медэкспертизы часто изобличают преступников, пытающихся скрыть содеянное .и уйти от возмездия. 
Для выяснения мотивации поведения подследственного в ряде случаев бывает необходимо проведение судебно-психиатрической экспертизы. Она позволяет дать ответ на вопрос о вменяемости или невменяемости лица. Проводят судебно-психиатрическую экспертизу врачи-специалисты соответствующей квалификации. В отдельных случаях считается целесообразным проведение комплексной судебно-психолого-психиатрической экспертизы. Тогда психолог-эксперт работает совместно с психиатром. По мнению специалистов (Г.С. Абрамова и др.), в ходе проведения такой экспертизы решаются следующие основные задачи: классифицируется психическое состояние обследуемого, определяется природа, вид и тип психологической патологии, ее глубина и личностное выражение, выясняются взаимоотношения психопатологического и нормально-психологического в психике, а также соответствие явлений компенсации и защиты личности в процессе адаптации ее к ситуации; определяются устойчивые психологические свойства и качества, устойчивые особенности динамических состояний и глубина эмоциональных реакций в исследуемой ситуации, а также выявляются особенности аномальных личностей, степень пограничной умственной отсталости; определяется влияние выявленных характеристик личности и особенностей психического состояния на поведение в исследуемой ситуации, т. е. анализируется возможность для исследуемого отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свое поведение в конкретной ситуации. 
Особое место в практике социальной работы занимает медико-социальная экспертиза. Существовавшая ранее в нашей стране система врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК) была направлена преимущественно на оценку трудоспособности человека и не обеспечивала выявление ограничений других сфер жизнедеятельности, установление их социальных последствий и определение способов преодоления инвалидом нарушенных взаимоотношений с социальной средой. В соответствии с законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (1995) было предусмотрено формирование новой государственной службы медико-социальной экспертизы, владеющей методологией оценки основных ограничений жизнедеятельности, выявления связанных с этим потребностей инвалида и определения мер его социальной защиты. В связи с этим со второй половины 90-х гг. врачебно-трудовая экспертиза стала трансформироваться в медико-социальную. 
На территории субъектов Российской Федерации были созданы учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы первичного уровня — бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), а также учреждения высшего уровня — Главное бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации. Бюро медико-социальной экспертизы создавались из расчета одно бюро на 70—90 тысяч человек при условии освидетельствования в год 1 800—2 000 человек. 
В настоящее время в основном завершилось формирование государственной службы медико-социальной экспертизы. Сейчас в стране функционирует свыше 1 600 бюро медико-социальной экспертизы и около 300 составов Главного бюро медико-социальной экспертизы. Главные бюро создавались по постановлению глав администраций областей, краев и республик, находящихся в составе страны. Причем в каждом субъекте Российской Федерации создавалось несколько составов Главного бюро, включая специализированные составы: педиатрические, психиатрические и др. Например, в Ростовской области в 2000 г. функционировало 12 составов Главного бюро медико-социальной экспертизы, а всего 77 бюро медико-социальной экспертизы. В Краснодарском крае соответственно: 
5 составов Главного бюро, а всего 57 бюро медико-социальной экспертизы. 
По закону на государственную службу медико-социальной экспертизы возложены следующие задачи: определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; контроль за реализацией мер социальной защиты, включая меры реабилитации, и оценка их эффективности; оказание содействия инвалидам в получении необходимых мер социальной защиты, включая реабилитацию; изучение состояния, динамики инвалидности населения и факторов, приводящих к инвалидности; участие в разработке комплексных программ по профилактике инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защите инвалидов; определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего. 
В индивидуальной программе реабилитации инвалида определяются виды, формы, сроки, объемы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации с указанием исполнителя программы. Специалисты бюро медико-социальной экспертизы не только разрабатывают, но и отслеживают реализацию этих программ. С каждым годом увеличивается численность индивидуальных программ реабилитации. Для примера можно привести данные по Ростовской области. Если в 1998 г. специалистами БМСЭ области было разработано 1,8 тыс. индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в 1999 г. — 3,8 тыс., то в 2000 г. — 12,1 тыс. таких программ. 
Переход к индивидуальной программе реабилитации инвалидов, которая является юридическим документом, расширил возможности в оказании системной реабилитационной помощи нуждающимся гражданам. Индивидуальная программа реабилитации, содержащая рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида, заключение экспертов, является фактически договором между инвалидом и государством. А это позволяет перейти к целевому расходованию средств и оценке эффективности их вложений. 
В штат бюро медико-социальной экспертизы наряду с тремя врачами различных специальностей, специалиста по реабилитации, психолога входит и специалист по социальной работе. При необходимости в состав бюро могут войти педиатры, специалисты по функциональной диагностике, по профориентации, по правовым вопросам, по физиологии труда, по техническим средствам реабилитации и др. Направлять заявку на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы теперь могут не только лечебно-профилактические учреждения и органы социальной защиты населения, но и сами граждане, испытывающие затруднения в выполнении бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Они сейчас вправе обращаться напрямую в БМСЭ. Граждане или их законные представители также могут привлекать для участия в проведении медико-социальной экспертизы любого другого специалиста за счет собственных средств. 
Первый опыт функционирования службы медико-социальной экспертизы выявил определенные проблемы. Так, во многих учреждениях базовые помещения, где располагаются БМСЭ, не удовлетворяют и не соответствуют нормативам. Все еще не хватает квалифицированных кадров. Касается это не только специалистов по реабилитации и социальной работе, но и врачебной, имеющих экспертную подготовку. В результате многие службы БМСЭ только в последние несколько лет активно приступили к разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, занимаясь до этого в основном освидетельствованием больных. Уже приводились данные по Ростовской области за 1998 г., когда по всей области было разработано лишь 1,8 тыс. индивидуальных программ реабилитации инвалидов. В Краснодарском крае за весь 1999 г. было разработано 1,2 тыс. таких программ. Подобная тенденция была характерна для большинства регионов нашей страны. Перелом к лучшему здесь наступил в последние три года (2000—2002 гг.). 
Нуждаются в корректировке отдельные нормативные положения, касающиеся деятельности учреждений медико-социальной экспертизы. В частности, следовало бы отказаться от практики обязательного ежегодного освидетельствования для некоторых категорий инвалидов, например с ампутацией рук, ног и др. Им нет необходимости каждый год подтверждать экспертным комиссиям свою группу инвалидности. 
В целом же пока не приходится говорить о должной эффективности работы служб медико-социальной экспертизы. В стране наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Такая тенденция в связи с сохранением социально-экономического неблагополучия вряд ли изменится в ближайшие годы к лучшему. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне и не превышают 2,8% при повторном переосвидетельствовании, что свидетельствует о недостатках в осуществлении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Российским правительством все еще не разработан порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации инвалидов, отсутствуют системный подход, последовательность, преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности. 
Медико-социальный характер носит и деятельность клинико-экспертных комиссий (КЭК), функционирующих при лечебно-профилактических учреждениях. Они призваны обеспечивать рациональное трудоустройство больных с ограниченной трудоспособностью, не ставших инвалидами. Деятельность этих комиссий направлена на подготовку соответствующих трудовых рекомендаций. Больные могут быть временно (сроком до двух месяцев) переведены на другую работу с выдачей доплатного или трудового больничного листа. Такое трудовое устройство производится при туберкулезе различной локализации и профессиональных заболеваниях, когда больные не могут продолжать работу по своей профессии без ущерба для состояния здоровья, но, не нарушая нормального хода лечения, способны выполнять какую-либо другую, нижеоплачиваемую работу. 
Работникам, временно переведенным на нижеоплачиваемую работу в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, предприятие, ответственное за повреждение здоровья, выплачивает разницу между прежним заработком и заработком по новой работе. Такая разница может выплачиваться в пределах одного года до восстановления трудоспособное- : 
ти или установления стойкой ее утраты. В тех случаях, когда временное трудоустройство в сочетании с активной ' терапией не дают должного реабилитационного эффекта и больные не могут вернуться к своей прежней профессии, они подлежат направлению в бюро медико-социальной экспертизы. 
При проведении социальной экспертизы применяются различные группы методов. Экспертиза административно-управленческих решений (программ, проектов, указов, постановлений) требует проведения научного анализа документов, поступающих на экспертизу, исследования реальных процессов в обществе, относящихся к данным решениям. Затем целесообразно использовать метод сопоставления, что позволяет подготовить более содержательное экспертное заключение. Если проведение социальной экспертизы по определенным параметрам общественного развития приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то важной задачей экспертов становится периодическое сопоставление новых результатов с данными более ранних экспертиз. В таком случае эксперты будут работать в режиме мониторинга. 
При проведении социально-психологической и судебно-психиатрической экспертизы наряду с методами сопоставления, экспертного анализа, активно используются специальные методики и тесты. Некоторые их названия выше уже приводились. В ряде случаев, например в ходе экспертизы оценки социального общения, применяются методы наблюдения и самонаблюдения. Технология самонаблюдения предполагает применение дневников самонаблюдения. Эксперты просят своих клиентов описывать в дневниках происходящие с ними сложные ситуации, в которых они были удовлетворены своим поведением. Описание таких ситуаций позволяет социальным работникам определить, что именно клиент считает успешным. Это дает возможность выработать более действенные экспертные рекомендации, направленные на снятие ограничений социального общения.

Информация о работе Технологии социальной работы