Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:01, курсовая работа
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие социальной технологии;
2. раскрыть понятие управленческой технологии;
3. изучить взаимодействие социальной и управленческой технологий;
4. выявить идею управленческой революции
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Технологии управления………………………………………………5
1.1 Понятие социальной технологии…………………………………………….5
1.2 Понятие управленческой технологии……………………………………..…8
ГЛАВА2. Социальные и управленческие технологии: их взаимодействие…………………………………………………………………..14
2.1 Взаимодействие технологий………………………………………………...14
2.2 Идея управленческой революции…………………………………………..19
ГЛАВА 3. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе…………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...….27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Технологии управления………………………………………………5
1.1 Понятие социальной технологии…………………………………………….5
1.2 Понятие управленческой технологии……………………………………..…8
ГЛАВА2. Социальные и управленческие
технологии: их взаимодействие…………………………………………
2.1 Взаимодействие технологий………………………………………………..
2.2 Идея управленческой революции…………………………………………..19
ГЛАВА 3. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе…………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...….27
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Актуальность исследования. Кризис выявил недостатки в эффективности работы управленцев. Если в сытые времена менеджер мог себе позволить допустить пару стратегических ошибок, не боясь катастрофических последствий, то сегодня жесткая конкуренция на рынке мобилизует руководителей предприятий. Выживают, естественно, сильнейшие. Все чаще ученые и профессиональные управленцы обращают внимание на такое относительно новое понятие в прикладном менеджменте, как социальные технологии, подразумевая необходимость использования руководителем каждого уровня собственной управленческой стратегии.
Что такое социальные технологии на обыденном уровне? Социологи - это те люди, которые диагностируют проблему, социальные технологи - разрабатывают механизмы ее решения. Отсутствие социально-технологической культуры у личности, приводит к неумению наметить цели своей деятельности, соизмерить их с имеющимися полученными знаниями, самоопределиться, что в итоге приводит к разочарованию профессиональной области. В первую очередь, это касается вчерашних выпускников вузов.
Сможет ли кризис сформировать управленцев нового типа? С какими вызовами работодателям и вузам пришлось столкнуться в условиях жесткой конкуренции среди специалистов?
В современном обществе уровень управления не отвечает новым требованиям, и назрела острейшая потребность не только в новом переосмыслении, но и в обновлении методов управления. Важность формирования социально-технологической культуры обусловлена тем, что у человека возрастает уровень ориентирования управления не силовыми методами, а на эффективное раскрытие потенциала всей системы. Многие исследования показали, что аналитические навыки у менеджеров развиты недостаточно, элементарность знаний социальных технологий сочетается с интуитивной по большей части их реализацией.
Цель исследования: изучение взаимодействия социальных и управленческих технологий.
Объект исследования: социальные и управленческие технологии.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие социальной технологии;
2. раскрыть понятие управленческой технологии;
3. изучить взаимодействие социальной и управленческой технологий;
4. выявить идею управленческой революции;
5. раскрыть особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, четыре параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой для данной работы послужили труды таких ученых, как А.П. Прохоров, А.В. Соколов и др. авторы.
Без знания социальных технологий управление невозможно в принципе, особенно в части управления персоналом, с которым приходится сталкиваться каждому менеджеру. Любая деятельность подразумевает взаимодействие между людьми, которое происходит для получения нужного результата, поэтому спектр применения соцтехнологий очень широк.
Между тем, те, кто изучает эту проблему, сходятся в одном - упускают необходимость передачи таких знаний образовательные учреждения. Они не прививают специалисту культуру постоянного обучения, да и зацикливаются на создании «голого» менеджера, не ориентированного на конкретное производство, не имеющего представления о технологиях работы профильного предприятия.
Самое важное и самое слабое звено в сфере образования - это отсутствие не правовой, не менеджерской культуры, а технической культуры специалиста. И юристу, и менеджеру надо уметь управлять таким образом, чтобы он знал, что происходит в области техники и технологии. Если управленец не видит этого, то он не выполнит в полной мере свои обязанности. Возьмите, к примеру, аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. Здесь возникла проблема не в управлении - инженерная подготовка специалистов, которые обеспечивают реализацию задач, была на очень низком уровне. Раньше директора предприятий и заводов решали вопросы о том, каким образом повысить эффективность и качество инженеров и рабочих за счет социологов.
Диагностика студентов вузов Москвы и Санкт-Петербурга показала, что технологическая составляющая в образовании будущих менеджеров крайне слаба, у них практически отсутствуют навыки не только проектирования, но и реализации самой технологии управленческой деятельности. Однако, большая часть специалистов понимает значимость данной проблемы и ощущает потребность во внедрении социальных технологий в практику - это дает ряд предпосылок для ее формирования и развития.
Вместе с тем, решение проблемы, по словам специалистов, может быть только одно: учиться, учиться и еще раз учиться. Человек, окончивший вуз может опираться на полученные знания только в течение пяти лет, потом начинается их «старение». Сегодняшняя молодежь поставлена перед жесткой необходимостью постоянно об этом заботиться. Менеджер должен стремиться к повышению квалификации - именно это залог успешного развития специалиста».
Социальная технология - Совокупность методов и приемов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.
Можно определить социальную технологию как структуру коммуникативных воздействий, которые изменяют социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единичную социальную систему.
Современный период развития социальной практики в России характеризуется широким использованием разнообразных социальных технологий - от монотехнологий до политехнологических систем. Расширяется социальное пространство, в котором отдельные технологии или их совокупность находят свое применение: от политико-выборных до социолого-аналитических, от Интернет-технологий до технологий различных видов связи, от образовательно-педагогических до технологий предоставления адресных социальных услуг различным группам населения и т.д.
Проникновение
технологий как инструментального познавательно-
Естественно, что анализ этого потенциала может быть осуществлен с различных позиций: с точки зрения различных наук и научных дисциплин; целей и целевых ориентаций; функционального предназначения конкретной технологии; определения их номенклатуры; выявления структуры, содержания, последовательности и т.д., т.е. в рамках широкого диапазона критериев оценки этих технологий.
Эта работа, безусловно, важная и перспективная, вполне может составить самостоятельные темы научного исследования, которое, в свою очередь, могли бы быть объединенными общей целью выявления инфраструктуры социальных технологий или, в рамках социально-педагогического сектора социальной сферы, объединены целью исследования инфраструктуры социально-педагогических технологий. Без конкретизации содержания и цели укажем лишь на объективную заданность такого исследования: пока социально-педагогические технологии рассматриваются лишь как взаимодействие технологий социальных и педагогических, их «пересечение».
Однако эта работа вполне обоснованно может быть предварена работой, связанной с решением более общих вопросов, таких, например, как: обоснование приемлемости технологий в социальной сфере и определение границ этой приемлемости; разработка функциональной содержательности технологии на методологическом уровне (познаваемость и преобразовательный характер технологий социальной практики в разных ее видах); взаимосвязь и взаимодействие различных технологий и их «стыкуемость» между собой в познавательной и преобразовательной деятельности; возможность построение универсального (инвариантного) технологического цикла и исследование его теоретико-методологического потенциала и т.д.
Развитие управленческой мысли и практики в течение XX века, особенно второй его половины, привело к формированию управленческих технологий. Обычно в обобщающее понятие технологии включают такие содержательные моменты: социальная технология - это определенный способ достижения поставленных общественных целей; сущность этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности, операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний; при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность; социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом; социальная технология - элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями: вырастает в культуре эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование, главная функция которого сегодня - соединение науки и практики. Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее непосредственно управленческие процессы. Ее суть, кратко говоря, состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Она расчленяется на последовательно взаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии. Операция является непосредственно практическим актом решения определенной задачи в рамках соответствующей процедуры управления. Операция - это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели, она выполняется одним или несколькими исполнителями.
Следует вместе с тем понимать, что распределение, специализация, сочленение, интеграция различных проявлений (элементов) управленческой деятельности представляют собой только часть, в какой-то мере формализованную, управленческих технологий. Если этим ограничиться, то мало будет пользы от управленческих технологий, разве что употребление модного слова. Становление управленческих технологий есть следствие усиления системности государственного управления, его научного осмысления и попытка широкого использования типичного, выверенного опытом, дающего высокие результаты. Ее смысл заключается в обязательном (принудительном) массовом использовании в управленческой деятельности лучших, передовых достижений науки, искусства и опыта государственного управления. Поэтому в качестве управленческой технологии стоит рассматривать лишь ту организацию управленческой деятельности, которую отличают рациональность и эффективность.
Освоение управленческих технологий начинается с типологизации управленческих ситуаций, поскольку их основные виды предполагают адекватные им формы и методы управленческой деятельности. Анализ состояния и поведения управляемых объектов, находящихся в ведении того или иного государственного органа (их подсистемы), к тому же в течение длительного времени, открывает возможность такой работы. Это простые, понятные и адекватные описания повторяющихся (ординарных), проблемных и экстремальных ситуаций, типовые (заранее смоделированные) управленческие решения и действия по ним; наборы модулей ресурсов, процедур и операций, применяемых при реализации последних. В зависимости от специфики государственных органов и управляемых объектов выделяют различные виды управленческих технологий: диагностирования, проектирования и реформирования соответствующих подсистем; информационные, внедренческие и обучающие технологии; по уровням управления - центрального, регионального и местного управления; разрешения социальных конфликтов (конфликтология), инновационного развития управляющих компонентов и др.
Существует несколько аспектов управленческой деятельности, где в современных условиях внедрение управленческих технологий крайне актуально. Прежде всего, это процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и, соответственно, реформирования организации и функционирования компонентов субъекта государственного управления. Нельзя же управлять, если нет исходных данных для этого. Обо всем, что происходит в рыночной экономике, тоже необходимо иметь своевременную, достоверную и полную информацию. Технология деятельности в этом направлении включает в себя: установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы; обеспечение должной согласованности, логики в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину общественной жизнедеятельности (как исходную, так и предполагаемую); создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы; применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов; использование тождественных форм фиксации информационных материалов и другие моменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.