Технология социальной работы с детьми сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание

Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Работа состоит из  1 файл

защита.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка  в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от: индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); подготовленности ребенка к изменениям в  жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, отношения, экономические возможности.  И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.

     Приемная  семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. 
Детский дом семейного типа - обычная семья, принявшая на воспитание 5 и более детей[41]. Такие семьи принимают в первую очередь воспитанников домов ребенка и детских домов. Дети при этом обретают вторую семью, граждане, желающие воспитывать сирот, получают работу, которая засчитывается в трудовой стаж, зарплату, а также пособие в соответствии с социальными нормативами и нормами для воспитанников детских домов. Большинству детских домов семейного типа выделяют жилье, транспорт, землю для организации подсобных и фермерских хозяйств.

     Особую  и самую большую группу составляют дети, находящиеся под опекой. Опека (попечительство) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно (ст. 32, 33 ГК РФ). Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

     Гуманной, личностно-ориентированной формой учреждения для детей-сирот можно считать детские деревни «СОС - Киндердорф»[36]. В России уже действуют три такие деревни - в пос. Томилино Московской области (на 100 детей), под Орлом и под Санкт-Петербургом.

     Воспитание  детей осуществляется в семье  из 5 - 8 детей, которой руководит одинокая женщина («мать»). Каждая семья имеет дом, общее хозяйство («очаг»).

     Еще к одному из самых распространенных способов устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, является передача детей  в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

     Дети  в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка.

     Согласно  приказу № 1525 «Об утверждении  «Положения о доме ребенка» дома ребенка  в России определяются как "медицинские  учреждения, созданные для воспитания и предоставления медицинской помощи детям, лишенным попечения родителей, а также детям с физическими и психическими нарушениями".

     Дома  ребенка бывают двух типов – общего и специализированного. Дома общего типа принимают детей до 3 лет, а  специализированные дома (которые могут  располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа) принимают детей с различными нарушениями до 4 лет[42].

     Дети  поступают в дома ребенка в  двух основных случаях. Во-первых, это  дети, от которых отказались родители, в основном незамужние матери подросткового возраста, которые не желают или не могут оставить ребенка. Во-вторых, родители могут принять решение поместить своего ребенка в дом ребенка для диагностики и лечения, обычно когда ребенок страдает тяжелым врожденным или иным заболеванием.

     По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками (с 4 лет), закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.

     Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства.

     Прием детей осуществляется по решению  соответствующего местного органа опеки  и попечительства. Детские дома в  отличие от других учреждений для  детей, оставшихся без попечения родителей не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром.

     Школы-интернаты  предоставляют проживание и общее  образование детям школьного возраста (в основном общее начальное образование, а в некоторых случаях общее среднее образование).

     Детские дома-школы являются учреждениями нового типа, введены в 1998 г. В них принимаются  дети любого возраста, оставшиеся без  попечения родителей или находящиеся в тяжелых обстоятельствах. В учреждении дети посещают занятия начальной школы и продолжают обучение в обычных средних школах, проживая при этом в детском доме.

     Специальные детские дома-интернаты. Дети, которые  по оценке психолого-медико-педагогических комиссий, работающих при органах управления образованием, имеют тяжелые физические и умственные нарушения и не могут обучаться в специализированных школах (или по специальным программам в обычных школах), помещаются в специальные детские дома (интернаты) для детей с умственными или психическими нарушениями. В интернаты принимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся в уходе, помощи и медицинском обслуживании. Дети принимаются вне зависимости от наличия родителей, родственников или опекунов. Прием осуществляется на основании заявления соответствующего местного органа власти, ответственного за социальную защиту. Дети также могут поступать в интернат непосредственно из дома ребенка; их выписывают по достижении 18 лет. Трудоспособные дети (по оценке Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения) возвращаются родителям либо, при их отсутствии, получают помощь в поиске работы со стороны региональных органов социальной защиты. Дети, признанные нетрудоспособными, переводятся в интернаты для взрослых с умственными нарушениями.

     Начали  открываться социальные приюты, нацеленные на спасение социально запущенных детей. Детские Приюты взяли на себя заботу о социальной реабилитации детей, утратившие семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В приюты помещаются дети из приемников-распределителей, не нуждающиеся в изоляции, из больниц, где их вынужденно содержали до появления места в интернатном учреждении. Приюты задуманы и создаются как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку не просто кров, еду, тепло, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать опыт семейной жизни. Вся деятельность приюта нацелена на коррекцию и реабилитацию детей.  

Также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются определенные права, которые гарантируются государством. Основные из них:

Дополнительные  гарантии права на медицинское обслуживание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджет.  Им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, базы отдыха, санаторно-курортные учреждения.

Дополнительные  гарантии прав на имущество  и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. В случае, если они не имели такого закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью.

Дополнительные  гарантии права на труд. Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

Социально-правовые услуги. Им оказывается помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.

Психологическая помощь. Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.

Дополнительные  гарантии права на образование. Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование. 

     Глава 2. Организация социальной помощи и поддержка детей в интернатных учреждениях на примере государственного учреждения социального обслуживания населения тульской области «центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей   г. Тулы»

     В Центре помощи детям, оставшимся без  попечения родителей, функционируют  службы социальной и психологической  помощи.

     Социальная  работа в группах проводится в  следующих направлениях: организация медикопсихологопедагогической комиссии при 
участии специалистов детского дома, для разработки дальнейшего плана 
работы с ребенком; оформление пенсий; взыскание алиментов с родителей «отказных» детей, по решению 
суда; решение вопросов по закреплению жилой площади; определение статуса ребенка; организация посещений детей родственниками и другими взрослыми, 
с возможным последующим посещением ребенком семьи под контролем 
специалиста.

Возникает необходимость привлечения к  работе в подобных учреждения социального  работника, деятельность которого при совместном сотрудничестве со специалистами существующих в интернатных учреждении служб, обеспечит полноценное взаимодействие специалистов детского дома и значительно повысит эффективность воспитательного процесса дошкольников.

     В Центре помощи детям г. Тулы созданы  отделения социально-правовой помощи, диагностики и социальной реабилитации. Деятельность данных отделений направлена на успешную реабилитацию и решение  конкретных проблем ребенка в  его жизнеустройстве, выявление причин безнадзорности и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребность в социальной помощи, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  Отделения социально-правовой помощи, диагностики и социальной реабилитации оказывают и содействуют оказанию следующих услуг:

Информация о работе Технология социальной работы с детьми сиротами