Технология социальной работы с молодёжью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 12:27, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества. Именно поэтому в своей работе мы бы хотели осветить наиболее острую проблему современного общества, проблему социального развития молодежи нашего региона.

Содержание

Введение
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Молодежь как особая социально-демографическая группа
1.2.Социальные проблемы молодёжи в современном обществе
Глава2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МОЛОДЕЖЬЮ
2.1 Государственная молодежная политика
2.2 Система учреждений и органов по делам молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая ильвине.docx

— 47.05 Кб (Скачать документ)

    Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.

    Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т. д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое. Социально-терапевтическое направление в центре социальной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся в постоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятные социально-демографические, жилищные условия, молодых семей, проживающих в одной квартире разведенных супругов, семей, где трагически погиб или умер один из членов семьи).

    Социально-реабилитационное направление включает помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве), женщинам-инвалидам, имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовой деятельностью.

    Особенно  важна деятельность социальных служб  молодежи в сельской местности. Как  правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.

    Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов.

    Консультирование  позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для  конкретной семьи или одного человека.

    Таким образом, деятельность учреждений органов  по делам молодежи ориентирована  на создание условий для развития личности юноши или девушки.

    В данных учреждениях специалисты  по социальной работе с молодежью  содействуют преодолению последствий  трудной жизненной ситуации конкретного человека.

    Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к  самостоятельной жизни.

    ВЫВОД: Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.  Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов. 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение я хочу сделать несколько выводов по данной работе:

    1. Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.

    2. Задача общества и государства  сегодня - оказывать всемерную  поддержку молодежным общественным  объединениям, которые направляют  активность молодежи в сторону  общественных интересов и интересов  государственного развития. Государственная  молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.

    3. Важно, чтобы в учреждениях  органов по делам молодежи  формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

    4. Для координации и выработки  основных направлений молодежной  работы необходимо совершенствовать  структуру управления молодежной  работой от федерального до муниципального уровня.  Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.

    4. Ситуация на молодежном рынке  труда является достаточно напряженной.  Государственная политика в этом  направлении должна осуществляться  четко. Нельзя допустить, чтобы  прекратились воспроизводство и  поддержка интеллектуального потенциала  общества и началась массовая безработица среди молодежи.

    И в заключение: в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России -- это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи. 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. -576 с.

    2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999. - 512 с.

    3. Девятков В. “Пожелай мне удачи  в бою…” //Тюменские известия от 16 октября 2003 года.

    4. Добренько В.И., Кравченко А.И.  Социология: В 3 т. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 520 с.

    5. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные  ориентиры современной российской  молодежи // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №1

    6. Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения //Социс. - 1999

    - № 7. - С.23-31.

    7. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. № 3.

    8. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 480 с.

    9. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М.: Юнита, 1990.

    10. Луков В.В. Проблема обобщающих  оценок положения молодежи // СОЦИС. 1998. № 12.

    11. Льюис К.С. Христианское поведение  // Иностранная литература. 1990. №5.

    12. Маликова Н.Н. Типология отношения  студентов к наркомании //Социс. - 2000 - №7. - С. 50-57.

    13. Менеджмент в социальной сфере /Под ред. А.Н.Силина. - Тюмень: Издательство “Вектор Бук”, 2000. - 192 с.

    14. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 2002. №1.

    15. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2003

    16. Никольский Д. Социология молодежи. - М.: Феникс, 2002.

    17. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: «Акдемия», 2003.

    18. Перов И.М. Неформальные молодежные  объединения // Социально-гуманитарные  знания. - 2002. - №5. С.18-35.

    19. Преступность в 21 веке //Социс. - 1996. - № 7.

    20. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник. - М.: Юнита, 2001

    21. Профилактика девиантного поведения молодежи. Уч. пособие. /Научный ред. В.Т.Лисовский. СПб.-М.-Березники, 1998.

    22. Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания /Сер.: Путь к новой жизни. - 1999. - № 12. - 200 с.

    23. Раковская О. А. Социальные  ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы - М.: "Наука" 1999.

    24. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: БАХРАХ, 1999.

    25. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. - М.: Политиздат, 1998.

    26. Ручкин Б.А. Молодежь и становление  новой России // СОЦИС. 1998. №

    27. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". - СПб.: Питер, 1999.

    28. Социология молодежи. Под ред.  В. Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ. 1999.

    29. Сунгатуллина Г. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально-значимой деятельности // Вестник МГУ.- 2002.- №3. - С.158-163.

    30. Тарасов А. Молодежь как объект  классового эксперимента // Свободная  мысль. 1999. № 10.

    31. Формирование мировоззренческой  культуры молодежи. / Под ред. В.Г.  Табачковского. - М.: Академия, 1999.

    32. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // СОЦИС. 1998. №3

Информация о работе Технология социальной работы с молодёжью