Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:30, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Объектом исследования являются семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава I.Теоретико-методологические основы социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья…….9
1.1. Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………..9
1.2. Проблемы и кризисные ситуации семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..24
1.3. Технология социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы с семьями с ограниченными возможностями здоровья………………49
2.1. Диагностика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………..49
2.2. Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья….………………………………….55
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………..61
Заключение ….………………………………………………………………….64
Список литературы ……………………………………………………………..68

Работа состоит из  1 файл

Диплом по детям-инвалидам.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)

                     Для диагностического исследования было взято 8 семей, имеющих детей подросткового возраста с различными медицинскими диагнозами из группы «Надежда», РЦДиП «Анастасия» (см. табл. 1).

Таблица 1

Клиническая характеристика детей

Ребёнок

Диагноз

 

Егор З.

Симптоматическая височная эпилепсия с частыми приступами (до 6 раз), медикоментозно-резистентная, приступный период.

 

Антон П.

Умственная отсталость легкая, ближе к умеренной, со значительными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная неуточнёнными причинами. Псевдоатипичный синдром. Системное недоразвитие речи.

 

Катерина Т.

Умеренная умственная отсталость, сложный тип дефекта (болезнь Дауна) умеренная соцальная дезадаптация.

 

Никита Л.

ДЦП, спастическая диплегия, умеренно выраженный спастический нижний парапарез, легкий верхний парапарез, интеллектуально-манистическое снижение. Умеренная социальная дезадатация

 

Дарья М.

Врождённая гидроцефалия с умеренно выраженным спастическим нижним парапарезом

 

Александр В.

Умственная отсталость лёгкой степени с умеренными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная другими неуточнёнными причинами. Психоподобный синдром. Умеренно выраженная социальная дезадаптация.

 

Александр Г.

Умственная отсталость, умеренная с умеренными нарушениями поведения (психоподобный синдром). Сенсонервная тугоухость первой степени.

 

Кристина М.

Нейросенсорная тугоухость IV степени. Вторичная задержка речевого развития.

 

 

В начале эксперимента была проведена беседа, анкетирование с родителями [приложение ].

В ходе диагностики было выявлено две семьи с проблемами во  внутрисемейных межличностных отношениях, которые дали согласие на работу с социальным педагогом и другими специалистами центра. Оценка результатов обследования семей проводится по методическому пособию «Комплексная реабилитация детей с ДЦП».

Семья №1 многодетная, состоит из пяти человек, в семье трое детей. Два сына и дочь, у обоих мальчиков один и тот же диагноз, генетически обусловленный «Умственная отсталость лёгкой степени с умеренными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная другими неуточнёнными причинами. Психоподобный синдром. Умеренно выраженная социальная дезадаптация». С семьей   был проведён социальный патронаж и составлен социальный паспорт семьи [приложение ].

Семья №1 насилие в семье, нарушение межличностных отношений между братьями. Проживает семья в 4х комнатной квартире Ребёнок делит комнату со старшим братом, где созданы все условия для комфортного проживания. Материальное состояние семьи благополучное, оба родителя работают. В семье единство требования в воспитании детей, соблюдение традиции, почитание старших. В семье относительно удовлетворительный психологический климат. 

Совместно с психологом было проведёно психологическое тестирование с членами семьи, результаты которого  описаны в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Результаты психологического тестирования семьи № 1

Результаты обследования семьи

Оценка результатов

Условная балльная

оценка

Психологическое здоровье родителей

Эпизодические нервозоподобные реакции, повышенная тревожность к болезненным эмоциональным реакциям в случаях конфликтных ситуаций, снижение толерантности к фрустрациям

Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья

3

Психологический климат (характер взаимоотношений)

Эпизодические, но болезненные конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная фиксация на негативных элементах взаимоотношений

Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья

3

Реабилитационная компетентность родителей

Достаточно полные знания и совершенные навыки, которые реализуются на практике, адекватность и заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с затруднениями социально – экономического характера.

Удовлетворительный уровень реабилитационной компетентности

2

 

Общий балл – 8

Определилась УСЛОВНО РАЦИОНАЛЬНАЯ позиция родителей в отношении перспектив ребёнка. Описание методики в [приложение ].

 

В семье №1 у родителей относительно удовлетворительный уровень психического здоровья, т.е. эпизодические нервозоподобные реакции повышенная тревожность склонность к болезненным эмоциональным реакциям в случаях конфликтной ситуации. Снижение толерантности к фрустрациям.

В первой семье уровень реабилитационной компетентности удовлетворительный.  У родителей достаточно полное знание и навыки, которые реализуются на практике, адекватность и заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с затруднениями социально-экономического характера.

Семья №2 состоит из трёх человек, в семье один  ребёнок, диагноз ребенка «Умственная отсталость, умеренная с умеренными нарушениями поведения (психоподобный синдром). Сенсонервная тугоухость первой степени». С семьей   был проведён социальный патронаж и составлен социальный паспорт семьи [приложение ].

Семья №2. Семья формально полная, проживает семья в 2х комнатной квартире. У ребёнка отдельная комната. Материальное состояние в семье не стабильное работает одна мама, отец инвалид III группы. В семье отсутствует единство требований, микроклимат относительно удовлетворительный.

В семье №2 выявилась проблема психологического насилия (эпизодический). Травмирующим фактором является нервозность отца связанная с черепно-мозговой травмой. Он терроризирует свою семью, устраивает драки, бьет ребёнка и поднимает руку на мать.

Совместно с психологом был проведёно психологическое тестирование с членами семьи, результаты которого  описаны в таблице 3.

Таблица 3

Результаты психологического тестирования семьи № 2

Результаты обследования семьи.

Оценка результатов

Условная балльная

оценка

Психологическое здоровье родителей

Выраженные нервозоподобные расстройства, частые эмоциональные срыва, недостаточно адекватное поведение, тенденции к асоциальному поведению

Пониженный уровень психического здоровья

4

Психологический климат (характер взаимоотношений)

Эпизодические, но болезненные конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная фиксация на негативных элементах взаимоотношений

Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья

3

Реабилитационная компетентность родителей

Бессистемные  знания, владения некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация значения отдельных видов реабилитации и отрицание других.

Пониженный уровень реабилитационной компетентности

4

 

Общий балл – 11

Определились ДЕСТРУКТИВНАЯ позиция родителей в отношении перспектив ребёнка. Описание  методике в [приложение ].

У родителей второй семьи пониженный уровень психического здоровья, т.е. выраженное нервозоподобное расстройство, частые эмоциональные срывы, недостаточно адекватное поведение,  тенденции к асоциальному поведению.

Реабилитационная компетентность у родителей во второй  семье, находится на пониженном уровне, а именно у родителей бессистемные знания, владение некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация, знание отдельных видов реабилитации и отрицание других.

 

 

 

 

 

2.2. Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Рождение ребёнка ослабленного, болезненного, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и мать находятся в состоянии эмоционального стресса, а это неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребёнка. Поэтому врачу, психологу, социальному педагогу надо оказывать помощь не только ребенку, но и всем членам семьи. И прежде всего родителям.

                   Создание социальных технологий в работе с семьёй - это коллективная деятельность.

В социальной реабилитации семьи очень важно  взаимодействие всех специалистов [приложение 1].                 

Совместно с психологом и воспитателями социальный педагог прежде всего, должна научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребёнка, вести дневник наблюдения, а так же овладеть основными приёмами  воспитания и обучения ребёнка. Как социальный педагог, анализируя особенности семейного воспитания ребёнка, необходимо обращать внимание на такие параметры как эмоциональное принятие ребёнка в семье, заинтересованность в ребёнке, забота о нём, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения нужно определить преобладающий тип семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. Необходимо, прежде всего, убедить родителей, что подрастающему больному ребёнку нужно тоже, что и остальным детям:                

- игры;

- дружба, уважение, любовь;

- участие в семейных делах; 

-путешествия и приключения;

- школа или другие формы обучения;

- участие в общественной жизни.

                   Таблица 4

Схема совместных действий различных служб и ведомств в оказании социальной помощи семьям с факторами социального риска ребёнка и неблагополучными семьями

Семейная

ситуа­ция

Виды помощи семье и детям

Ответственные

Неполная семья

1. Вовлечение ближайших родственников в про­цесс воспитания ребенка с девиантным поведе­нием

Социальный педагог, специалист по соци­альной работе, психолог, воспитатель, врач-педиатр, врач-невролог, учитель

2.    Наблюдение, беседы, консультации

3. Вовлечение ребенка в различные кружки, сек­ции

Социальный педагог, тренер, психолог, специалист по социальной работе, педагог дополнительного образования.

4. Обучение одного из родителей навыкам воспи­тания ребенка без второго родителя

Психолог, специалист, социальный педа­гог, врач-педиатр

5. Содействие в постановке на учет в органы со­циальной защиты

Специалист по социальной работе, юрис­консульт

6. Привлечение родительских общественных ор­ганизаций к воспитанию ребенка с девиантным поведением

Социальный педагог, специалист по соци­альной работе, психолог

Жестокое обращение с ребенком в семье со стороны родителей

1. Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа

Врач-педиатр, психолог, юрисконсульт, социальный педагог, специалист по соци­альной работе, воспитатель

2. Содействие в постановке семьи на учет в комис­сию по делам несовершеннолетних, при необходимости к врачу психиатру, наркологу

Врач-педиатр, юрисконсульт, специалист по социальной работе, социальный педагог

3. Обмен опытом с другими родителями о воспи­тании ребенка с девиантным поведением в семье

Психолог, социальный педагог, родители

Неполная семья, где родитель злоупот­ребляет ал­коголем или нарко­тиками

1.Организация консультаций нарколога

Врач-нарколог, социальный педагог

2.Содействие в постановке семьи на учет к нарко­логу

Врач-нарколог, социальный педагог

3.Вовлечение ребенка в посещение секции, круж­ков

Социальный педагог, тренер, специалист, педагог дополнительного образования, психолог

4.Работа с родителями

Врач-нарколог, специалист по социальной работе

5. Ходатайство в органы опеки и попечительства о лишении родительских прав

Социальный педагог, специалист по соци­альной работе, юрисконсульт, психолог

6.Обследование ребенка у психиатра

Врач-психиатр, психолог

Формально полная се­мья, но один из родителей злоупот­ребляет ал­коголем, наркотика­ми

1.Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа

Социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних

2.Организация консультаций нарколога, проведе­ние обследования

Врач-нарколог, социальный педагог

3. Содействие в проведении обследования ребенка у психиатра

Врач-психиатр, психолог

4. Вовлечение ребенка в посещение спортивных секций, кружков по интересам

Социальный педагог, тренер, педагог до­полнительного образования

5.Индивидуальная работа по коррекции межлич­ностных отношений в семье

Психолог, социальный педагог

6.Вовлечение родителей в клуб взаимоподдержки по проблемам в семье

Психолог

Информация о работе Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья