Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:30, дипломная работа
Цель дипломной работы: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Объектом исследования являются семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава I.Теоретико-методологические основы социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья…….9
1.1. Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………..9
1.2. Проблемы и кризисные ситуации семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..24
1.3. Технология социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы с семьями с ограниченными возможностями здоровья………………49
2.1. Диагностика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………..49
2.2. Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья….………………………………….55
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………..61
Заключение ….………………………………………………………………….64
Список литературы ……………………………………………………………..68
Для диагностического исследования было взято 8 семей, имеющих детей подросткового возраста с различными медицинскими диагнозами из группы «Надежда», РЦДиП «Анастасия» (см. табл. 1).
Таблица 1
Клиническая характеристика детей
Ребёнок | Диагноз |
|
Егор З. | Симптоматическая височная эпилепсия с частыми приступами (до 6 раз), медикоментозно-резистентная, приступный период. |
|
Антон П. | Умственная отсталость легкая, ближе к умеренной, со значительными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная неуточнёнными причинами. Псевдоатипичный синдром. Системное недоразвитие речи. |
|
Катерина Т. | Умеренная умственная отсталость, сложный тип дефекта (болезнь Дауна) умеренная соцальная дезадаптация. |
|
Никита Л. | ДЦП, спастическая диплегия, умеренно выраженный спастический нижний парапарез, легкий верхний парапарез, интеллектуально-манистическое снижение. Умеренная социальная дезадатация |
|
Дарья М. | Врождённая гидроцефалия с умеренно выраженным спастическим нижним парапарезом |
|
Александр В. | Умственная отсталость лёгкой степени с умеренными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная другими неуточнёнными причинами. Психоподобный синдром. Умеренно выраженная социальная дезадаптация. |
|
Александр Г. | Умственная отсталость, умеренная с умеренными нарушениями поведения (психоподобный синдром). Сенсонервная тугоухость первой степени. |
|
Кристина М. | Нейросенсорная тугоухость IV степени. Вторичная задержка речевого развития. |
|
В начале эксперимента была проведена беседа, анкетирование с родителями [приложение ].
В ходе диагностики было выявлено две семьи с проблемами во внутрисемейных межличностных отношениях, которые дали согласие на работу с социальным педагогом и другими специалистами центра. Оценка результатов обследования семей проводится по методическому пособию «Комплексная реабилитация детей с ДЦП».
Семья №1 многодетная, состоит из пяти человек, в семье трое детей. Два сына и дочь, у обоих мальчиков один и тот же диагноз, генетически обусловленный «Умственная отсталость лёгкой степени с умеренными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная другими неуточнёнными причинами. Психоподобный синдром. Умеренно выраженная социальная дезадаптация». С семьей был проведён социальный патронаж и составлен социальный паспорт семьи [приложение ].
Семья №1 насилие в семье, нарушение межличностных отношений между братьями. Проживает семья в 4х комнатной квартире Ребёнок делит комнату со старшим братом, где созданы все условия для комфортного проживания. Материальное состояние семьи благополучное, оба родителя работают. В семье единство требования в воспитании детей, соблюдение традиции, почитание старших. В семье относительно удовлетворительный психологический климат.
Совместно с психологом было проведёно психологическое тестирование с членами семьи, результаты которого описаны в таблице 2.
Таблица 2
Результаты психологического тестирования семьи № 1
Результаты обследования семьи | Оценка результатов | Условная балльная оценка |
Психологическое здоровье родителей | ||
Эпизодические нервозоподобные реакции, повышенная тревожность к болезненным эмоциональным реакциям в случаях конфликтных ситуаций, снижение толерантности к фрустрациям | Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья | 3 |
Психологический климат (характер взаимоотношений) | ||
Эпизодические, но болезненные конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная фиксация на негативных элементах взаимоотношений | Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья | 3 |
Реабилитационная компетентность родителей | ||
Достаточно полные знания и совершенные навыки, которые реализуются на практике, адекватность и заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с затруднениями социально – экономического характера. | Удовлетворительный уровень реабилитационной компетентности | 2 |
Общий балл – 8
Определилась УСЛОВНО РАЦИОНАЛЬНАЯ позиция родителей в отношении перспектив ребёнка. Описание методики в [приложение ].
В семье №1 у родителей относительно удовлетворительный уровень психического здоровья, т.е. эпизодические нервозоподобные реакции повышенная тревожность склонность к болезненным эмоциональным реакциям в случаях конфликтной ситуации. Снижение толерантности к фрустрациям.
В первой семье уровень реабилитационной компетентности удовлетворительный. У родителей достаточно полное знание и навыки, которые реализуются на практике, адекватность и заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с затруднениями социально-экономического характера.
Семья №2 состоит из трёх человек, в семье один ребёнок, диагноз ребенка «Умственная отсталость, умеренная с умеренными нарушениями поведения (психоподобный синдром). Сенсонервная тугоухость первой степени». С семьей был проведён социальный патронаж и составлен социальный паспорт семьи [приложение ].
Семья №2. Семья формально полная, проживает семья в 2х комнатной квартире. У ребёнка отдельная комната. Материальное состояние в семье не стабильное работает одна мама, отец инвалид III группы. В семье отсутствует единство требований, микроклимат относительно удовлетворительный.
В семье №2 выявилась проблема психологического насилия (эпизодический). Травмирующим фактором является нервозность отца связанная с черепно-мозговой травмой. Он терроризирует свою семью, устраивает драки, бьет ребёнка и поднимает руку на мать.
Совместно с психологом был проведёно психологическое тестирование с членами семьи, результаты которого описаны в таблице 3.
Таблица 3
Результаты психологического тестирования семьи № 2
Результаты обследования семьи. | Оценка результатов | Условная балльная оценка |
Психологическое здоровье родителей | ||
Выраженные нервозоподобные расстройства, частые эмоциональные срыва, недостаточно адекватное поведение, тенденции к асоциальному поведению | Пониженный уровень психического здоровья | 4 |
Психологический климат (характер взаимоотношений) | ||
Эпизодические, но болезненные конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная фиксация на негативных элементах взаимоотношений | Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья | 3 |
Реабилитационная компетентность родителей | ||
Бессистемные знания, владения некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация значения отдельных видов реабилитации и отрицание других. | Пониженный уровень реабилитационной компетентности | 4 |
Общий балл – 11
Определились ДЕСТРУКТИВНАЯ позиция родителей в отношении перспектив ребёнка. Описание методике в [приложение ].
У родителей второй семьи пониженный уровень психического здоровья, т.е. выраженное нервозоподобное расстройство, частые эмоциональные срывы, недостаточно адекватное поведение, тенденции к асоциальному поведению.
Реабилитационная компетентность у родителей во второй семье, находится на пониженном уровне, а именно у родителей бессистемные знания, владение некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация, знание отдельных видов реабилитации и отрицание других.
2.2. Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Рождение ребёнка ослабленного, болезненного, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и мать находятся в состоянии эмоционального стресса, а это неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребёнка. Поэтому врачу, психологу, социальному педагогу надо оказывать помощь не только ребенку, но и всем членам семьи. И прежде всего родителям.
Создание социальных технологий в работе с семьёй - это коллективная деятельность.
В социальной реабилитации семьи очень важно взаимодействие всех специалистов [приложение 1].
Совместно с психологом и воспитателями социальный педагог прежде всего, должна научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребёнка, вести дневник наблюдения, а так же овладеть основными приёмами воспитания и обучения ребёнка. Как социальный педагог, анализируя особенности семейного воспитания ребёнка, необходимо обращать внимание на такие параметры как эмоциональное принятие ребёнка в семье, заинтересованность в ребёнке, забота о нём, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения нужно определить преобладающий тип семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. Необходимо, прежде всего, убедить родителей, что подрастающему больному ребёнку нужно тоже, что и остальным детям:
- игры;
- дружба, уважение, любовь;
- участие в семейных делах;
-путешествия и приключения;
- школа или другие формы обучения;
- участие в общественной жизни.
Таблица 4
Схема совместных действий различных служб и ведомств в оказании социальной помощи семьям с факторами социального риска ребёнка и неблагополучными семьями
Семейная ситуация | Виды помощи семье и детям | Ответственные |
Неполная семья | 1. Вовлечение ближайших родственников в процесс воспитания ребенка с девиантным поведением | Социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог, воспитатель, врач-педиатр, врач-невролог, учитель |
2. Наблюдение, беседы, консультации | ||
3. Вовлечение ребенка в различные кружки, секции | Социальный педагог, тренер, психолог, специалист по социальной работе, педагог дополнительного образования. | |
4. Обучение одного из родителей навыкам воспитания ребенка без второго родителя | Психолог, специалист, социальный педагог, врач-педиатр | |
5. Содействие в постановке на учет в органы социальной защиты | Специалист по социальной работе, юрисконсульт | |
6. Привлечение родительских общественных организаций к воспитанию ребенка с девиантным поведением | Социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог | |
Жестокое обращение с ребенком в семье со стороны родителей | 1. Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа | Врач-педиатр, психолог, юрисконсульт, социальный педагог, специалист по социальной работе, воспитатель |
2. Содействие в постановке семьи на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, при необходимости к врачу психиатру, наркологу | Врач-педиатр, юрисконсульт, специалист по социальной работе, социальный педагог | |
3. Обмен опытом с другими родителями о воспитании ребенка с девиантным поведением в семье | Психолог, социальный педагог, родители | |
Неполная семья, где родитель злоупотребляет алкоголем или наркотиками | 1.Организация консультаций нарколога | Врач-нарколог, социальный педагог |
2.Содействие в постановке семьи на учет к наркологу | Врач-нарколог, социальный педагог | |
3.Вовлечение ребенка в посещение секции, кружков | Социальный педагог, тренер, специалист, педагог дополнительного образования, психолог | |
4.Работа с родителями | Врач-нарколог, специалист по социальной работе | |
5. Ходатайство в органы опеки и попечительства о лишении родительских прав | Социальный педагог, специалист по социальной работе, юрисконсульт, психолог | |
6.Обследование ребенка у психиатра | Врач-психиатр, психолог | |
Формально полная семья, но один из родителей злоупотребляет алкоголем, наркотиками | 1.Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа | Социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
2.Организация консультаций нарколога, проведение обследования | Врач-нарколог, социальный педагог | |
3. Содействие в проведении обследования ребенка у психиатра | Врач-психиатр, психолог | |
4. Вовлечение ребенка в посещение спортивных секций, кружков по интересам | Социальный педагог, тренер, педагог дополнительного образования | |
5.Индивидуальная работа по коррекции межличностных отношений в семье | Психолог, социальный педагог | |
6.Вовлечение родителей в клуб взаимоподдержки по проблемам в семье | Психолог |