Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:13, доклад
Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния.
То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Метод социологии
Вебера определяется, помимо концепции
понимания, учением об идеальном
типе, а также постулатом
свободы от ценностных суждений. Идеальный
тип по Веберу фиксирует «культурный смысл»
того или иного явления, причём идеальный
тип становится эвристической гипотезой,
способной упорядочивать многообразие
исторического материала без привязки
к некоторой заранее заданной схеме. Относительно
принципа свободы от ценностных суждений
Вебер различает две проблемы: проблему
свободы от ценностных суждений в строгом
смысле и проблему соотношений познания
и ценности. В первом случае следует строго
отличать установленные факты и их оценку
с мировоззренческих позиций исследователя.
Во втором — речь идёт о теоретической
проблеме анализа связанности любого
познания с ценностями познающего, т. е.
проблеме взаимозависимости науки и культурного
контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного
интереса», который определяет выбор и
способ изучения эмпирического объекта
в каждом конкретном случае, и понятие
«ценностной идеи», которая определяется
специфическим способом видения мира
в данном культурном контексте. В «науках
о культуре» эта проблема приобретает
особую значимость, т. к. в данном случае
ценности выступают как необходимое условие
возможности существования таких наук:
мы, существующие в некоторой культуре,
не можем изучать мир, не оценивая его
и не наделяя его смыслом. В данном случае,
таким образом, речь идёт не о субъективных
пристрастиях того или иного учёного,
но прежде всего о «духе времени» той или
иной культуры: именно он играет ключевую
роль в формировании «ценностных идей».
Портрет Марианны Вебер, жены социолога, 1896
Данные теоретические
постулаты позволяют Веберу интерпретировать
социологию экономики в «
Протестантская этика и дух капитализма, первое издание
В своей работе «Протестантская
этика и дух капитализма»
Вебер пытается объяснить генезы современного
капитализма, связав эту проблему с социологией
религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между
этическим кодексом протестантских вероисповеданий
и духом капиталистической экономики,
основанной на идеале предпринимателя-рационалиста.
В протестантизме в противоположность католичеству
Вместе с тем, необходимо отметить крайнюю осторожность самого Вебера в этом вопросе, который подчёркивал, что «мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто „капиталистический дух“ (в том смысле, в котором мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом реформации»[1].
В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):
В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой — сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разграничения полномочий.
Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.
[править]
Ральф дарендорф
Конфликт является
естественным результатом любой
системы управления. Суть социального
конфликта заключается в
Однако, конфликты в обществе можно регулировать и управлять. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.
В книге «Общество
и демократия в Германии» (1969)
Дарендорф описывает политический спектр Германии концаXIX—