Теоретические основы социальной работы с бывшими осужденными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий, способствующих их возвращению к нормальной социальной жизни, а также изучение основных аспектов социальной работы с данной категорией клиентов, и технологию социальной работы в разрешении их проблем.

Содержание

Введение
Подготовка заключенных к выходу на свободу
Проблемы социальной работы с заключенными
Правовая база подготовки осужденных к освобождению
Подготовка отдельных категорий заключенных к освобождению
2. Теоретические основы социальной работы с бывшими осужденными
Социальные проблемы бывших осужденных
Принципы социальной работы с бывшими заключенными
Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

теория.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

     Социальный  работник, помогающий бывшему заключенному более чем специалисты, профессионально  реализующиеся в других секторах социальной защиты должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с клиентом, так как именно он лучше других понимает все последствия для общества обращения с осуждёнными как с «низшим существом». Поэтому ориентация общества именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в силу специфического характера его профессиональной деятельности. 

      
    1.   Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными
 

     Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого распространения  идеи международного гуманитарного  права и применением прав человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной политики проблема этнических различий становится предметом специального обсуждения.

     Как и все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого этического подхода при работе с ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных ситуации профессионально-этических норм и правил.

     Специфика бывшего заключенного состоит в  том, что он пребывал определенное количество времени (длительность назначенного судом срока) в обстановке в которой сформировалась сложная субкультура которая «проникает» в сознание заключенных за очень короткий промежуток времени. К данной субкультуре можно в частности отнести принципы, правила поведения, нормы которые в обществе заключенных являются нормой (приложение №5).

     Все это настолько прочно усваивается  в заключенном, что, даже выйдя на волю их мест лишения свободы он продолжает следовать этим нормам.

     Поэтому встает резонный вопрос, – каким  образом следует социальному работнику подходить к заключенному, чтобы помочь бывшему арестанту в решении его социальных проблем.

     Для того чтобы осмыслить процесс  общения социального работника  и бывшего заключенного, важно  определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку. Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне. Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными. Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.

     Уровень культуры общения и этика общения  — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных  сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения. Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника при работе с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР положения которого вполне применимы при работе с бывшими арестантами.19 К главным его положениям относятся:

     — быть образцом личного поведения, в  работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;

     — делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;

     — уважать частную жизнь клиента  и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

     — в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

     — в процессе работы действовать в  соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

     — служить своей профессией на благо  окружающим.

     К этическим стандартам профессионального  общения социального работника можно отнести следующие:

     1. Социальный работник не должен  участвовать в делах, связанных  с ложью, обманом, подлогом;

     2. Социальный работник должен четко  разграничивать свои заявления  и действия как частного лица и как социального работника;

     3. Социальный работник должен стремиться  совершенствовать свои профессиональные  знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;

     4. Социальный работник должен направлять  усилия на предупреждение негуманных  или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;

     5. Социальный работник не должен  использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;

     6. Социальный работник, занимающийся  научной или исследовательской  работой, должен проанализировать  и предусмотреть ее возможные  последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования;

     7. Социальный работник должен защищать  своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;

     8. Социальный работник, анализирующий  разнообразные случаи, может обсуждать  их только с профессиональной  целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;

     9. Информация, полученная в процессе  исследовательской работы должна  считаться конфиденциальной.

     Что касается непосредственных этических  обстоятельств социального работника перед клиентом, то:

  • Интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
  • Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
  • Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;
  • Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу;
  • Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой;
  • Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
  • Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
  • Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";
  • Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента;

     Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен:

  • уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
  • информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
  • получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица;
  • в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен;
  • Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет. Если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера и репутации этого коллеги.

     Социальный  работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивая их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями. 20

     Также важно отметить необходимость в  формировании этического кодекса, который  будет как «настольная книга» социального работника реализующегося как в стенах учреждения исполняющего наказание, так и за ними с лицами, отбывшими наказание в этих учреждениях. Поэтому я счел необходимым поместить в приложении к данной работе профессионально этический кодекс социального работника в пенитенциарной системе (приложение №2).

     Профессионально-этический  Кодекс социального работника пенитенциарной системы основан на этических принципах социальной работы, принятых Международной федерацией социальных работников - МФСР (Осло, октябрь 1994г.), Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб России (Москва, май 1994г.) и отражает гуманистические традиции, накопленные в отечественной и зарубежной социальной работе, фундаментальные принципы защиты прав и свобод человека и гражданина. Кодекс составлен с учетом этических стандартов, признанных международным и отечественным профессиональным сообществом.

     Назначение  Кодекса состоит в том, чтобы  обозначить нравственные ориентиры, отметить основные пути к принятию решений  в проблемных ситуациях, свести к  минимуму риск совершения ошибок в  процессе профессиональной деятельности, а также защитить от возможных неправомерных претензий к социальным работникам.

     Кодекс  призван консолидировать профессиональное сообщество социальных работников пенитенциарной системы.

     Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этических принципов в социальной работе с бывшими заключенными представляет собой необходимый аспект, который должен учитываться специалистом по социальной работе при формировании субъектности данной категории риска. 

 

      Заключение 

     В данной работе были рассмотрены основные аспекты социальной работы с такой категорией клиентов как бывшие заключенные.

     Необходимость положительной социальной интеграции бывших заключенных выражается в том, что лица отбывшие наказание и вставшие на путь преступления совершают новые преступления, порождая страх, тревогу и наносят ущерб экономической жизни.

     Возвращение во внешний мир может стать  для заключенных опасным опытом. Некоторые из них являются профессиональными  преступниками, но некоторые, будучи рецидивистами, полагают, что вернуться к преступной жизни их заставили обстоятельства, поскольку по-другому им было не выжить. Многие из них сталкиваются с реальными проблемами в следующих областях: безработица, злоупотребление алкоголем или наркотиками, использование свободного времени, семейные взаимоотношения, взгляды, убеждения и взаимоотношения с другими преступниками.

     При работе с лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы социальному работнику необходимо руководствоваться в полной мере принципами социальной работы делая особый упор на принцип законности и также на этические принципы социальной работы.

     Таким образом, поспенитенциарная социальная работа - средство исправления, условие, мобилизующее все имеющиеся у  учреждения социального обслуживания возможности для исправления и ресоциализации бывшего осужденного.

     Население не всегда заинтересовано в оказании помощи заключенным. Оно часто полагает, что люди, не совершавшие преступлений, должны иметь приоритет. Однако службы социальной адаптации могут добиться следующих желательных результатов в интересах общества: сократить тенденцию для бывших заключенных возвращаться к преступному поведению после освобождения, помочь более слабым преступникам противостоять влиянию более сильных, позволить бывшим заключенным внести положительный вклад в общественную жизнь после освобождения, сократить проблемы, которые они создают для органов власти и общества в целом, сократить потребности в расходовании средств на деятельность правоохранительных органов.

     Для того чтобы решить указанные проблемы необходимо, чтобы Управление федеральной службы исполнения наказаний и другие социальные службы создали устойчивое партнерство: УФСИН должен работать в координации и при поддержке широкого спектра служб социальной адаптации для освобожденных заключенных. Существование внешних служб является жизненно необходимым для социальной адаптации. Служба исполнения наказаний не в состоянии предоставить такие услуги, которые могут предложить указанные службы. Здравоохранение, образование, социальная защита и услуги по трудоустройству играют жизненно важную роль. В то же время все сотрудники УФСИН, вне зависимости от своих функциональных задач, могут в той или иной мере участвовать в работе по социальной адаптации. 
 

Информация о работе Теоретические основы социальной работы с бывшими осужденными