Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:12, контрольная работа

Описание

Люди пожилого возраста требуют особого внимания, поскольку являются самыми традиционным клиентами социальной работы. До выхода на пенсию они были активными, самодостаточными членами общества, участвующими в трудовой и общественной деятельности, что является жизненно необходимым для человека. Одной из важнейших форм вхождения его в социум является трудовая деятельность. В связи с этим некоторые из пенсионеров длительное время не хотят уходить на заслуженный отдых, пытаются по-прежнему участвовать в различных сферах общественной жизни, и даже помогают как материально, так и физически своим детям, родным и близким.

Содержание

Введение
Основная часть
Задание 1.Определить предмет, объект, цели и задачи применения метода опроса на тему: Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми.
Задание 2. По выбранной теме исследования выделите исследовательские задачи и основную проблематику.
Обоснуйте применение видов опроса в каждом исследовании. Составьте программу опроса.
Задание 3.Опрос в форме анкетирования на тему: исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

MISR.docx

— 22.45 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа по дисциплине «Методика исследований в социальной работе».

Теоретические подходы  к социальной работе с пожилыми людьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План контрольной работы

Введение

Основная часть

Задание 1.Определить предмет, объект, цели и задачи применения метода опроса на тему: Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми.

Задание 2. По выбранной теме исследования выделите исследовательские задачи и основную проблематику.

Обоснуйте применение видов  опроса в каждом исследовании. Составьте  программу опроса.

Задание 3.Опрос в форме анкетирования на тему: исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Люди пожилого возраста требуют  особого внимания, поскольку являются самыми традиционным клиентами социальной работы. До выхода на пенсию они были активными, самодостаточными членами  общества, участвующими в трудовой и общественной деятельности, что  является жизненно необходимым для  человека. Одной из важнейших форм вхождения его в социум является трудовая деятельность. В связи с  этим некоторые из пенсионеров длительное время не хотят уходить на заслуженный  отдых, пытаются по-прежнему участвовать  в различных сферах общественной жизни, и даже помогают как материально, так и физически своим детям, родным и близким.

В большинстве геронтологических  исследованиях утверждается, что  большинство людей пожилого возраста ощущают себя полноценными членами  общества, они социально активны (посещают театры, парки, выставки, следят за политической обстановкой, стараются  вести здоровый образ жизни и  т.д.). Но из-за необратимых процессов  старения в человеческом организме, физиологических, психологических  изменений у человека слабеют  способности к самообслуживанию, появляется беспомощность. Определенная часть пожилых людей вынуждена  находиться на обслуживании родных, близких  либо представителей социальных организаций. У большинства пенсионеров практически  отсутствуют позитивные состояния: спокойствие, умиротворенность, удовлетворение.

На сегодняшний день проблемы пожилого человека активно изучаются  различными науками: социологией, демографией, социальной психологией, физиологией, теорией социальной работы, геронтологией  и др. На практическом уровне происходит объединение позитивного и негативного  опыта жизнедеятельности пожилых  людей в семье и социуме, а  на теоретическом уровне осуществляется поиск и совершенствование методик  социальной работы с ними.

Многие современные исследователи  считают, что в последние годы трудовой деятельности человеку необходима профилактическая, предупредительная  работа перед выходом на пенсию. Именно в этот период следует побуждать  и поддерживать людей, перешагнувших 50-летие, готовя их к новым жизненным  ситуациям. Это является важным шагом  в пути решения проблем пенсионеров  в будущем и создания для них  условий благополучной жизни  в обществе.

 

Задание 1.

Определите  предмет, объект, цели и задачи применения метода опроса на тему: Теоретические  подходы к социальной работе с  пожилыми людьми.

1) Проблема исследования: выяснить, с какими социальными  и психологическими проблемами  сталкиваются пожилые мужчины,  достигшие пенсионного возраста  при выходе на пенсию.

Выход на пенсию – сложное, многоплановое социальное событие  и социальный процесс. Он складывается из этапа подготовки к оставлению работы, этапа принятия решения о  прекращении трудовой деятельности и этапа адаптации к новым  социальным ролям, образу жизни. Прекратив  работу, индивид может столкнуться  не только с новой социальной микросредой, но и с новым к себе отношением со стороны привычного круга людей, например, детей или бывших коллег, теперь воспринимающих его несколько  иначе. Выход на пенсию – это важное событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Именно поэтому процесс адаптации человека к новому положению протекает  двояко: с одной стороны, он приспосабливается  к своему социальному микроокружению, с другой – последнее также  приспосабливается к его новому социальному положению, роли.

Ожидания, связанные с  предстоящим выходом на пенсию, заметно  различаются у мужчин и женщин. Мужчин значительно чаще, чем женщин, настораживают перспективы ухудшения  самочувствия, бездеятельности, бесполезного существования, скуки. Женщины же почти  вдвое чаще мужчин ожидают увеличения нагрузки по дому. Мужчины ориентируются  на активный досуг, однако они гораздо  больше, чем женщины, озабочены, что  не смогут найти общественно полезное занятие или вообще чем-то занять свое время. Если сравнить негативные изменения в образе жизни у  мужчин- и женщин-пенсионеров, то у первых вдвое возрастает нагрузка по дому. Мужчины чаще, чем женщины, испытывают чувство своей ненужности, жалуются на ухудшение здоровья, уменьшение авторитета в семье, зависимость от родственников и вынужденную бездеятельность. Женщины несколько чаще удовлетворены уходом на пенсию, чем мужчины (66% против 61%). Мужчины сталкиваются с более радикальными изменениями в своей жизни и, естественно, их адаптация к новым условиям протекает труднее. Другими словами, женщины в большей степени подготовлены к переходу на положение пенсионера.

Чем старше становится пожилой  человек, тем меньше показатель адаптированности и больше показатель неадаптированности; у мужчин она выражена гораздо сильнее. Объяснение этого факта заключается в снижении с возрастом способности приспосабливаться к социальным изменениям: чем старше становится пожилой человек, тем труднее ему справляться с возникающими проблемами. Пока остается неясным, усиливается ли неудовлетворенность на протяжении всего периода жизни на пенсии или это происходит только в первые несколько лет после прекращения работы.

2) Цель исследования: изучить  социально-психологические проблемы, возникающие при адаптации в  общество, в период выхода на  пенсию пожилых мужчин.

Объект исследования: пожилые  мужчины.

Предмет исследования: социально-психологические  проблемы пожилых мужчин.

3) Описательная гипотеза: пожилые женщины и мужчины  испытывают одинаковые социально-психологические  трудности в период выхода  на пенсию, но, как мне кажется,  мужчины адаптируются к новому  социальному статусу намного  труднее и болезненнее, чем  женщины.

Объяснительная гипотеза: если женщины адаптируются к новому социальному статусу «пенсионера» легче, то мужчины, наоборот - у них  процесс адаптации проходит труднее.

4) Задачи исследования:

1. Провести детальный  анализ литературы по проблеме  пожилого возраста в общем и по проблеме пожилых мужчин в частности, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.

2. Исследовать особенности  социальной адаптации пожилых  мужчин и женщин в период  выхода на пенсию.

3. Изучить социально-психологические  проблемы пожилых людей (мужчин  и женщин).

4. Проанализировать изменение  самооценки пожилого мужчины в современном обществе.

 

Задание 2.

По  выбранной теме исследования выделите исследовательские задачи и основную проблематику.

Цель наблюдения – собрать  эмпирические данные, которые смогут показать, чем отличается социальный статус и психологическое самочувствие мужчины-пенсионера от женщины-пенсионерки.

Объект наблюдения – семейная пара пенсионного возраста, проживающая  совместно либо отдельно от детей  и внуков (40 - 50 семей).

Предмет наблюдения – взаимоотношения  между супругами- пенсионерами, отношения  с друзьями, родственниками, соседями.

Вид наблюдения – выборочное, непосредственное, невключенное.

Ситуации наблюдения –  посещение супругов-пенсионеров  на дому и наблюдение за их взаимоотношениями, обращая внимание на наличие определенного  статуса в семье каждого из них.

Контрольный список фактов:

а.  наличие общего семейного  бюджета;

б.  участие в совместном времяпрепровождении;

в.  наличие предметов  первой необходимости;

г.  уровень общения  между супругами;

д.  распределение домашних обязанностей;

е.  наличие интересов  и увлечений.

Продолжительность и периодичность  наблюдения: 2 раза в неделю по 3 часа.

Способ фиксации результатов  наблюдения: Считаю, самым оптимальным  способом фиксации результатов «Дневник наблюдения».

Дата Семейная пара Наблюдение Выводы

Задание 3

Опрос в форме анкетирования на тему: исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье.

 

Цель опроса – исследование уровня самооценки пожилого мужчины  – супруга в семье.

Предмет опроса – самооценка личности, наличие социальных потребностей.

Предполагаемые респонденты  – супруг-пенсионер.

Искомые единицы информации:

1.  Уровень самооценки.

2.  Уровень социальнойадаптированности к новому положению в обществе.

3.  Степень и особенности  социальных потребностей.

Вопросы, направленные на получение  искомой информации:

1.  Ваш возраст?

2.  Какое у Вас образование?

3.  Кем Вы работали  до выхода на пенсию?

4.  Какой у Вас трудовой  стаж?

5.  Есть у Вас дети (сколько)?

6.  Вы живете отдельно  от детей или других родственников?

7.  Какие у Вас отношения  с родственниками?

8.  До выхода на пенсию  Вы смогли приобрести автомобиль, дачу и др.?

9.  Как Вы оцениваете  Ваше здоровье (хорошее, плохое, среднее)?

10.  Как изменилась Ваша  жизнь после выхода на пенсию?

11.  Изменилось ли Ваше  материальное положение после  ухода на пенсию?

12.  У Вас появилось  свободное время? Чем Вы предпочитаете  заниматься?

13.  Участвуете ли Вы  в хозяйственных делах?

14.  Есть в Вашем близком  окружении другие пенсионеры?

15.  После выхода на  пенсию Вы стали меньше общаться с другими людьми?

 

Заключение

В заключение можно сказать, что тесты в узком смысле слова  представляют собой инструменты  для измерения психологических  особенностей людей. Оценивая конкретного  человека, социальный работник как  бы сравнивает его с остальными людьми, а тест дает некий объективный  эталон. Использование тестов позволяет  максимально объективировать оценку психологических особенностей людей, и в этом их ценность.

Тестирование как методика достаточно объективна и проста в  получении данных. Однако у тестов есть и свои недостатки. Даже самые  надежные тесты могут давать отдельные  сбои. Часто это относится к  случаям индивидуальной диагностики. Ведь тест ориентирован на стандартную  ситуацию проведения, и всякое отклонение от нее будет порождать ошибки. Например, посторонние факторы (состояние  здоровья, влияние погодных условий, личные неприятности и т. д.) могут  вмешиваться, искажая результаты. Тест этого уловить не может. Поэтому  неправильное применение тестов и неграмотное  обращение с результатами тестирования чревато ложными выводами. Внешняя  объективность инструмента и  простота получения данных с его  помощью легко усыпляют бдительность неопытного исследователя.

Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим  методом любой диагностики –  они требуют параллельного использования  свободных письменных работ (библиографий), а также устного общения (интервью, беседа, наблюдение, опрос, анкетирование). То есть тесты служат дополнением  к более традиционным методам  диагностики. В этом качестве тесты  незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.

 

Список использованной литературы

1. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы: учебное пособие / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. –87 с.

2. Методы психологии // Психологос – энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://psychologos.ru/.

3. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев; под ред. В.Е. Сазонов. – М.: Союз, 1998. –357 с.

4. Основы психодиагностики // Психология [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/33.html.


Информация о работе Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми