Теория аномии Мертона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:52, реферат

Описание

Ро́берт Ки́нг Ме́ртон (англ. Robert King Merton; урожденный Meyer R. Schkolnick; 4 июля 1910, Филадельфия — 23 февраля2003, Нью-Йорк) — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета.
Цель (основная задача) науки, с точки зрения Мертона, заключается в постоянном росте массива удостоверенного научного знания. Для достижения этой цели необходимо следовать четырём основным императивам научного этоса: универсализм(внеличностный характер научного знания), коллективизм (сообщения об открытиях другим учёным свободно и без предпочтений), бескорыстие (выстраивание научной деятельности так, как будто кроме постижения истины нет никаких интересов) и организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования).

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРИЯ АНОМИИ МЕРТОНА.docx

— 19.79 Кб (Скачать документ)

Ро́берт Ки́нг Ме́ртон (англ. Robert King Merton; урожденный Meyer R. Schkolnick; 4 июля 1910, Филадельфия — 23 февраля2003, Нью-Йорк) — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета.

Родился в Филадельфии, в семье  рабочих, еврейских иммигрантов  Восточной Европы. Образование получил  в Темпльском (1927—1931) и Гарвардском (1931—1936) университетах. Там же в Гарварде защитил докторскую диссертацию и начал преподавательскую деятельность. Существует популярное заблуждение, что Роберт К. Мертон был одним из студентов Талкотта Парсонса. Когда Роберт К. Мертон защищал кандидатскую диссертацию, Т. Парсонс был лишь младшим членом диссертационного комитета, наряду с Питиримом Сорокиным, Карлом Циммерманом и Джорджем Сартоном. Диссертация на тему «Количественная социальная история развития науки в семнадцатом веке в Англии» являлась отражением этого междисциплинарного комитета (Мертон, 1985).

В 1957 году Мертона избрали президентом  Американской социологической ассоциации. Мертон — автор более 10 книг. Ещё столько же вышли под его редакцией. Умер Мертон в 2003 году.

«Мертон формирует основы социологического анализа науки  как особого социального института  с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами»[2] 
Цель (основная задача) науки, с точки зрения Мертона, заключается в постоянном росте массива удостоверенного научного знания. Для достижения этой цели необходимо следовать четырём основным императивам научного этоса: универсализм(внеличностный характер научного знания), коллективизм (сообщения об открытиях другим учёным свободно и без предпочтений), бескорыстие (выстраивание научной деятельности так, как будто кроме постижения истины нет никаких интересов) и организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования).[3]

По мнению Мертона функциональный смысл указанных императивов ставит каждого учёного перед следующим набором альтернатив:

  • как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но не торопиться с публикациями
  • быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде
  • стремиться добывать знание, которое получит высокую оценку коллег, но работать, не обращая внимания на оценку результатов своих исследований
  • защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения
  • прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество
  • быть тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом
  • всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено
  • воспитывать новое поколение учёных, но не отдавать преподаванию слишком много времени
  • учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него[4]

 

Понятие аномии выражает собой  исторически обусловленный процесс  разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических  норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

ТЕОРИЯ АНОМИИ МЕРТОНА.

       Роберт К. Мертон (1938) внес некоторые  изменения в концепцию,

предложенную Дюркгеймом. Он считал, что причиной девиации  является

разрыв между  целями общества и   социально  одобряемыми  средствами

осуществления  этих  целей.  В  качестве  примера  можно   привести

противоречивое  отношение   американцев   к   проблеме   достижения

богатства. Американцы с восхищением относятся к  финансовому успеху;

достижение богатства  является культурной целью.

          Социально одобряемые или установленные  средства достижения

этой цели подразумевают  такие традиционные  методы,  как  получение

хорошего  образования  и  устройство  на  работу  в  торговую   или

юридическую фирму. Но когда мы сталкиваемся с  реальным  положением

дел  в  американском  обществе,  становится  ясно,  что   социально

одобряемые средства недоступны для  большинства  населения.  Многие

люди не могут  платить за хорошее образование, а лучшие  предприятия

принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов.

       Согласно Мертону, когда люди стремятся к  финансовому  успеху,

но убеждаются в  том, что  его нельзя достичь  на  основе  социально

одобряемых  средств,  они  могут  прибегнуть  к  многим  незаконным

способам достижения этой цели.


Информация о работе Теория аномии Мертона