Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:03, реферат
Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество – живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.
Введение 2
1. Жизнь и научная деятельность Вильфреда Парето. 3
2. Теория общества. 4
Список используемой литературы 9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
Волгоградский филиал
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра социологии управления
Теория общества Вильфредо Парето
Реферат
по дисциплине «История социологии»
Выполнила
студентка группы БкС-100
Васильева Виктория
Преподаватель
доцент, кандидат социологических наук
Мкртчян Елена Рафаеловна
Волгоград
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Список используемой литературы
Введение
Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество – живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.
Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.
Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.
В данной работе я бы хотела рассмотреть основные концепции В. Парето, касающиеся его трактовки общества, проанализировать взгляды социолога на общество. Его интерпретация во многом определила все остальные взгляды, теории и суждения.
ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО (Vilfredo Pareto) (1848-1923), итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в экономике. Родился в Париже 15 июля 1848, в 1858 родители переехали в Италию. После окончания в 1869 Туринского университета, где Парето изучал математику и физику, поступил на работу инженером в железнодорожную компанию. В первых его статьях в периодических изданиях нашла отражение идея Л.Вальраса, что экономика является математической наукой, и когда Вальрас в 1893 году ушел в отставку с поста профессора экономики Лозаннского университета (Швейцария), Парето был избран его преемником. В этот период он опубликовал ряд книг – «Курс политической экономии» (Cours d’économie politique, 1896-1897); «Социалистические системы» (Les Systémes socialistes, 1902-1903); «Учебник политической экономии» (Manuale di economia politica, 1906). В последние годы жизни Парето собирал материалы для своей самой известной книги «Трактат по общей социологии» (Trattato di sociologia generale, 1916). Последним его трудом стало «Краткое руководство по общей социологии» (Compendio di sociologia generale, 1920).
Парето известен также нам «законом Парето», описывающим процесс распределения доходов. В объяснении человеческих действий он выдвинул теорию «остатков», и «производных», а также теорию элиты. В основе его социологии лежит идея о том, что значительная часть социальных действий не имеет ничего общего с логикой, а поступки индивидов нередко продиктованы стремлением придать нерациональным действиям некую видимость логичности. Человек движим как инстинктивными «остатками», так и логизированными «производными» этих остатков.
История человечества есть не что иное, как смена преобладающих настроений среди элиты. К власти могут приходить лидеры с психологией «львов», склонные к консерватизму, однако постепенно в сознании элиты распространяется философия «лис», т.е. людей, склонных к риску. «Лисы» приводят общество к кризису, и приходит возвращение консерваторов к власти. По мнению Парето, этот круг могло бы разорвать применение силы, однако элита постепенно становится все более слабой и стремится избегать насилия.
Теории Парето произвели большое впечатление на Муссолини, который присвоил ему титул сенатора (1922).
В последний год жизни
Парето в Италии уже установился
фашистский режим. Некоторые видные
деятели этого режима, и прежде
всего сам Муссолини, считали
себя учениками лозаннского
Умер Парето 20 августа 1923 года в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.
Для итальянского мыслителя общество – это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. «Общественный порядок, – писал он, – никогда не бывает совсем неподвижным: он находится в непрерывном движении. Но превращения могут происходить с разной скоростью».
Парето отказывается разрешать
дилемму социального реализма и
социального номинализма: оно для
логико-экспериментальной
Применяя понятие системы к обществу, Парето рассматривает последнее скорее как механизм, чем организм. Основными факторами, влияющими на состояние системы общества в тот или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные условия (почва, климат, флора и фауна, геологические условия и т.п.); условия внешние по отношению к данному обществу в данное время неприродного характера (воздействия на общество других обществ, т.е. условия, внешние в пространственном отношении; и воздействия последствий предшествующих состояний этого же общества, т.е. условия, внешние во временном отношении); внутренние элементы системы, среди которых основными являются раса, «осадки» или выражаемые ими «чувства», «производные», стремления, интересы, способность к рассуждению, к наблюдению, состояние знаний т.д.