Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:21, лекция
Как мы уже отмечали, Парето пришел в социологию из экономической науки. Он положил в основу своей системы социологии принцип «методологического индивидуализма». Он полагал, что часто употребляемые мыслителяхми понятия, например, «нация», «раса» и т. д., не являются фактами в данном опыте. Единственно, что можно непосредственно наблюдать, — поведенческие акты, действия, которые поэтому и должны быть объектами социологического исследования.
Вильфредо Парето
Теория «осадков» и «производных».
Как мы уже отмечали, Парето пришел в социологию из экономической науки. Он положил в основу своей системы социологии принцип «методологического индивидуализма». Он полагал, что часто употребляемые мыслителяхми понятия, например, «нация», «раса» и т. д., не являются фактами в данном опыте. Единственно, что можно непосредственно наблюдать, — поведенческие акты, действия, которые поэтому и должны быть объектами социологического исследования.
Будучи одним из лидеров психологического направления в социологии, Парето утверждает, что социальное развитие определяется действиями людей. Он делит человеческие действия, как мы уже сказали, на логические и нелогические. Различие между ними определяется соотношением в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспектах.
Логические действия являются объективно адаптированными к преследуемой цели. Как отмечал В. Парето в «Трактате общей социологии», эти действия представляют собой «операции, которые логически объединены определенной целью, не только по отношению к субъекту, который выполняет эти операции, но и по отношению к тем, кто обладает широкими знаниями». Эти действия отличаются идентичностью взглядов акторов (субъективная точка зрения) и компетентным внешних наблюдателем (объективная точка зрения). Эти действия носят ограниченный характер, т. к. они ограничиваются такими действиями, которые неким внешним наблюдателем оцениваются как надлежащие.
Сфера логических действий — это естественные науки, экономика, технология, а также некоторые военные, политические, юридические области. В социальной жизни преобладают нелогические действия.
Особо следует отметить тот факт, что логические действия, согласно Парето, основаны на рассуждении, нелогические — на чувствах. Правда, последние включают в себя и рассуждение. Его роль в данном случае состоит в «логизации», т. е. рационализации этих действий: ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических. Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, т. к. они основаны не на разуме, а на чувстве.
Чувства, будучи глубинным фактором поведения, сами по себе неуловимы. Их только можно постигнуть через определенные внешние проявления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория «осадков» и «производных».
Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Постоянный элемент Парето обозначает термином «осадок» («резидуи»). Термином «производное» («деривация») Парето обозначает изменчивый элемент.
«Осадки» Парето делит на шесть классов. Они выглядят таким образом:
I класс. Инстинкт комбинации.
II класс.
Настойчивость в сохранении
III класс.
Потребность в проявлении
IV класс. Осадки, связанные с социальностью.
V класс. Единство индивида и того, что ему принадлежит.
VI класс. Сексуальный осадок.
Главное значение
Парето придает первым двум классам.
Первый, «инстинкт комбинаций», воплощает
тенденцию к социальному
«Осадки» одного общества, как правило, существенно отличаются от «осадков» другого. Они незначительно изменяются в пределах отдельно взятого общества в целом. Но их распределение среди различных слоев внутри каждого общества весьма изменчиво.
«Осадки» — это постоянный, устойчивый, неизменный элемент в «теориях», «логизирующих» нелогические человеческие действия. Они ближе всего находятся к глубинному, подспудно существующему слою «чувств», будучи их непосредственным проявылением.
«Производные» или «деривации», согласно Парето, составляют изменчивый и поверхностный слой «теорий». Они базируются на «осадках» и через них — на «чувствах», в которых они черпают свою силу. «Производные» удовлетворяют потребности человека в логике или псевдологике. Они могут либо усиливать, либо ослаблять «осадки».
Парето делит «производные» на четыре класса:
Первый класс — это «простые уверения», формула которых: «это так, потому что так» или «надо, потому что надо». Так мать говорит своему ребенку, требуя от него послушания.
Второй класс — содержит в себе аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет (личности, традиции, обычаи), который делает их эффективными, независимо от их логической ценности. Убеждение авторитетом можно видеть на примере наставления ребенка матерью: «Ты должен слушаться, потому что этого хочет папа».
В третьем классе «производных» «доказательство» основано на апелляции к каким-нибудь чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим принципам (Право, Справедливость), метафизическим сущностям (Солидарность, Прогресс, Демократия, Гуманность) или воле сверхъестественных чувств. Здесь возникают запреты и императивы. Продолжая серию примеров обращения матери к ребенку, можно привести относительно третьего класса «дериваций» следующее: « Нельзя так делать, потому что Дед Мороз обидится, рассердится, не поздравит тебя, не даст подарка».
Четвертый класс «производных» черпает силу убеждения в «вербальных доказательствах», т. е. таких, которые основаны на «использовании терминов с неопределенным, сомнительным, двойственным смыслом и не согласуются с реальностью». Например, определенный политический режим объявляется демократическим, потому что он действует в интересах народных масс.
Такие «производные» нелогического характера имеют место сплошь и рядом и базируются на весьма сомнительных политических заявлениях лидеров стран и партий. Но реальных доказательств подлинного демократизма подобных режимов, как правило, просто нет. Собственно говоря, вся пропагандистская работа часто строится на использовании таких «производных», именно в этом состоит механизм манипулирования массовым сознанием. Эти «производные» широко используются не только в политике, но и в судопроизводстве.
«Деривации» четвертого класса, по Парето, имеют большое значение в политике, поскольку они охотно принимаются каждым человеком, даже самым большим невеждой, который готов повторять приводимые аргументы снова и снова. Не случайно эту идею активно использовали фашистские режимы Италии и Германии, которые создавали многочисленные идеологические мифы, в том числе и такие, которые не соответствовали действительности.
«Осадки» и «производные» Парето положил в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что их комбинация конкретно определяет тот или иной социальный процесс или феномен. Исходя из такой искусственной схемы В. Парето строил объяснения механизмов общественной жизни. Общество, по его представлениям, — это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм в обществе вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «осадков» среди них. Поэтому и социальное неравенство для Парето представляется совершенно естественным, очевидным и реальным фактом.