Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:21, реферат
Цель данной работы — наиболее полно раскрыть и указать главные моменты в теории структурно-функционального анализа, основоположником которого стал Толкотт Парсонс.
Исходя из поставленной цели, мы поставим перед собой следующие задачи:
• рассмотреть общество, социальный порядок в обществе;
• исследовать понятие функционализма;
• выявить социальные системы, социальные институты;
• рассмотреть социальное действие, социальный контроль.
Введение 3
1. Общество 4
1.1. Понятие и типы общества 4
1.2. Социальный порядок в обществе 5
2. Функционализм 7
2.1. Принципы функционализма 7
2.2. Социальные системы 8
2.3. Социальные институты 9
3. Социальное действие и контроль 10
3.1. Социальное действие 10
3.2. Социальный контроль 11
Заключение 13
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
3 | |
1. Общество | 4 | |
1.1. Понятие и типы общества | 4 | |
1.2. Социальный порядок в обществе | 5 | |
2. Функционализм | 7 | |
2.1. Принципы функционализма | 7 | |
2.2. Социальные системы | 8 | |
2.3. Социальные институты | 9 | |
3. Социальное действие и контроль | 10 | |
3.1. Социальное действие | 10 | |
3.2. Социальный контроль | 11 | |
Заключение |
13 | |
Список
использованной литературы |
14 |
Введение
Толкотт Парсонс (1902—1979) — выдающийся американский социолог, автор теории структурного функционализма. Его книги: «Социальная система», «Социологическая теория и современное общество», «Структура социального действия».
Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по двум направлениям.
1)
Попытка разработать
2)
Разработка
Цель данной работы — наиболее полно раскрыть и указать главные моменты в теории структурно-функционального анализа, основоположником которого стал Толкотт Парсонс.
Исходя из поставленной цели, мы поставим перед собой следующие задачи:
Теоретической
и методологической основой контрольной
работы послужили труды отечественных
и зарубежных ученых, а также литература
энциклопедического характера.
1
Общество
1.1
Понятие и типы
общества
Общество,
по Парсонсу, — это сложная система
социальных элементов, находящихся
в состоянии активного
- примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
- промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
- современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.
Согласно Парсонсу, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений — изменения ценностей, норм, обычаев и т.д.
Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции.
Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое проводит различие между людьми,
принадлежащими
к обществу и не принадлежащими к
нему.
1.2
Социальный порядок
в обществе
Итак,
Парсонс выступает как
1. Социализация — общественные ценности передаются от поколения к поколению, что является механизмом передачей ценностей. При всем различии форм статус взрослого во всех обществах предполагает определенную автономную ответственность. Индивид производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфически функционирующего коллектива или бюрократической организации. В любом случае первичное функциональное отношение между взрослыми индивидами и обществами, в которых они живут, связано с тем вкладом в общество, который они вносят посредством своих услуг, а также с тем удовлетворением и теми наградами, которые они получают за это. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизуемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контекстах.
2.
Создания разнообразных
Первый касается условий навязывания общих норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешательства не людей, не являющихся членами данного общества. Из наличия органических потребностей и потребностей в месте проживания следует, что оба указанных аспекта имеют нечто общее: последним средством предотвращения разрушительного действия является использование физической силы. Использование силы возможно в различных формах, особенно таких, как защита территории от внешнего врага или помещение правонарушителей в места лишения свободы (заключения).
Контроль
или нейтрализация
2
Функционализм
2.1
Принципы функционализма
Парсонс развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии. Понятие функции употребляется в более общем и нейтральном значении «последствий», которые могут или не могут быть намеренными или признанными и которые могут или не могут положительно способствовать социальной системе. Согласно разработанным принципам существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании “равновесия”. ««Равновесие» является основным понятием, которое вводит Парсонс, т.к. социальная система имеет тенденцию сохранить состояние внутреннего единства или гармонии или же тенденцию сохранить равновесие.
Главная проблема, которую пытается решить Парсонс — это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютного равновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления «болезни» общества.
Можно выделить основные положения функционального подхода Парсонса:
1)
социальные системы
2)
социальные системы
3)
социальные системы
4)
социальная жизнь включает
5)
основой социальной жизни
6)
социальная жизнь зависит от
сотрудничества, взаимодействия, солидарности.
2.2
Социальные системы
Парсонс полагал, что ни одна социальная система, будь то общество или индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
- приспособление к окружающей среде (адаптация);
- формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения;
- поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
- обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность — поддержание образца).
В связи с этим Парсонс выделяет самостоятельные системы, которые, в свою очередь, призваны решить эти проблемы. Биологические функции дыхания, пищеварения, движения и обработки информации являются основаниями дифференцированных систем органов, каждый из которых специализирован применительно к потребности тех или иных отношений между организмом и его окружающей средой. Парсонс использует этот принцип для построения своего анализа социальных систем. Итак, он выделял три системы:
1. Духовная система общества
2. Экономическая система общества
3. Политическая система общества
Эти системы различаются по функциям, но главенствующую роль он отдавал духовной системе, так как именно она ориентирована на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного сознания, на разрешение конфликтов.
Экономическая система помогает адаптации общества к окружающей среде, создает материальные блага необходимые человеку для преодоления внешней среды. Можно сказать, что создает комфорт для индивида и удовлетворяет биологические и психологические нужды достаточной части членов данного общества.
Политическая система должна обеспечивать интеграцию (сохранения