Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:08, реферат
Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям
КАФЕДРА
КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Мировая
экономика»
на тему: «Теория Питерима Сорокина о социальной
мобильности»
Исполнитель
Курс, Специальность
Руководитель__________________
Москва
20011
Актуальность
темы заключается в том, что социальная
мобильность служит неотъемлемой частью
культуры в любом современном
демократическом обществе. Всякое социальное
перемещение происходит не беспрепятственно,
а путем преодоления более или менее существенных
барьеров. Даже переезд человека с одного
места жительства на другое предполагает
определенный период адаптации к новым
условиям
Питирим Александрович Сорокин родился 9 февраля по новому стилю 1889 года в селе Турья Вологодской губернии. Его отец был ремесленником, который занимался украшением церквей, мать - крестьянка зырианка (Коми). Детство его прошло в скитаниях, поскольку мать рано умерла и он вместе с отцом и братом ходили от деревни к деревне, выполняя заказы по украшению церквей.
Через 110 лет делегация Международного института Питирима Сорокина-Николая Кондратьева посетила село Турья, где был открыт памятный знак в честь Питирима Сорокина, в присутствии сына Питирима Сорокина Сергея Сорокина и заместителя главы республики Коми.
Делегация также посетила начальную школу, в которой учился Питирим, где была организована выставка в честь знатного земляка.
Условия детства и формирования молодого паренька были красочно описаны в автобиографии Питирима Сорокина "Долгий путь" и в статье петербургского ученого И.А.Голосовского, который исследовал жизненный путь и творчество Питирима Сорокина .
После расставания с отцом и окончания школы с помощью учителей и местного священника Питирим был направлен в село Хреново Костромской губернии для продолжения обучения в училище, которое готовило учителей для церковно-приходских школ. Здесь он познакомился и подружился с Николаем Кондратьевым, который был родом из деревни Голцевская недалеко от Хреново. Сейчас в Хреновской школе сделана выставка в честь двух учеников из российской глубинки, которые сделались всемирно известными учеными.
Любознательные ребята жадно впитывали знания и включились в революционную борьбу, вступив в партию эсеров. За это вскоре они были заключены в тюрьму, где прошли свои тюремные университеты, и исключены из школы.
После долгих скитаний Питирим Сорокин экстерном сдал экзамены в гимназии, сумел раздобыть справку о благонадежности, без которой не принимали в университет, и отправился в Петербург, где снова встретился с Николаем Кондратьевым. Они вместе поступили в психо-невролгический институт, где в то время преподавал социологию знаменитый российский ученый Максим Максимович Ковалевский, и стали его надежными учениками.
Однако возможности платить за обучение в частном университете у них не было, и они оба поступили при поддержке местных ученых на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Здесь в это время были сконцентрированы сильнейшие не только в России, но и в мире кадры. Преподавателями были Максим Максимович Ковалевский, Михаил Иванович Туган-Барановский, Александр Евгеньевич Лаппо-Данилевский и другие крупные ученые. Питирим и его друг Николай активно овладевали знаниями, посещали студенческие кружки, публиковали свои первые работы.
Питирим Сорокин и Николай Кондратьев с блеском завершили обучение на факультете, опубликовав свои дипломные работы в виде монографии, получивших признание среди ученых. Это книга Питирима Сорокина "Преступление и кара, подвиг и награда".
Друзья активно
включились в подготовку к занятию
в перспективе в должности
профессора но на разных кафедрах. Питирим
Сорокин избрал направлением своей
научной специализации
Но разразилась февральская революция 1917 года, и оба ученых активно включились в революционную борьбу, заняв видные места позицию в партии эсеров. Питирим Сорокин публиковал статьи и активно выступал на различных собраниях, приобретая все больший авторитет. Когда сформировалось правительство Керенского, Сорокин и Кондратьев стали его помощниками, а в результате выборов в Учредительное собрания оба, пройдя нелегкий путь избирательной борьбы, были избраны членами Учредительного собрания.
После Октябрьской революции 1917 г. и разгона Учредительного собрания Питирим Сорокин отправился в глубинку, где организовывал борьбу против новой власти, скитался в родном краю, по деревням и лесам, уходя от преследований за активное участие в борьбе против советской власти. Однако долгий период скитаний, привел его к выводу, что политическая борьба против новой власти теряет смысл. Он написал и передал для печати через своих друзей статью, в которой он определил свою позицию ухода от политической борьбы и возвращении к занятиям в науке и добровольно сдался в местный ЧК. Он был приговорен к расстрелу и ожидал в тюрьме казни.
Его статья была опубликована в одной из газет и попала в руки В.И. Ленина. Ленин усмотрел в ней важную тенденцию ухода интеллигенции от борьбы против советской власти и опубликовал в "Правде" статью "Ценные признания Питирима Сорокина". Это спасло Питириму Сорокину жизнь. Его выпустили из тюрьмы и доставили в Москву, где он встретился с Николаем Кондратьевым, а затем вернулся в Санкт-Петербург. Начался период активной его деятельности как ученого и преподавателя университета.
Питирим Сорокин организовал в Петроградском университете первую в стране кафедру социологии, опубликовал двухтомный труд "Система социологии", подготовил учебник по праву и опубликовал учебник по теории права.
Питирим Сорокин не скрывал своего неприятия ряда сторон деятельности новой власти и вскоре попал в список ее противников, подлежащих высылке, под номером один в Санкт-Петербурге.
Он знал об этом и, будучи в Москве, через своих друзей организовал получение паспорта и выехал в Берлин одновременно с высылкой других ученых на так называемом "философском пароходе".
После недолгого пребывания в Берлине вместе с женой он отправился в Прагу, где в то время концентрировалась значительная часть российских эмигрантов-интеллигентов. Он вел преподавательскую деятельность, переписывался с друзьями из России и подготовил рукопись книги "Социология революции" на русском языке, которая только в последние годы была подготовлена к печати Международным институтом Питирима Сорокина-Николая Кондратьева и издана издательством РОСМЭН в 2005 году.
Вскоре он переехал
в Соединенный Штаты Америки,
где преподавал социологию в университете
в штата Миниссота. Вскоре он был
приглашен в Гарвардский
Американский период жизни и творчества Питирима Сорокина – наиболее активный, здесь развернулся в полной мере его талант. Вместе с своими учениками и друзьями он создал и опубликовал десятки монографий по актуальным проблемам развития социологии в самых разных ее направлениях. По сути дела он сформировал ряд новых направлений макросоциологии.
Главным трудом его жизни стала подготовка и издание в 1937-1941 годы четырехтомного капитального труда "Социальная и культурная динамика". Он провел исследование тенденций динамики общества за два с лишним тысячелетия, в основном на примере средиземноморских и европейских цивилизаций и вывел ряд законов исторической динамики, а также сделал важные выводы о перспективах развития общества. Этот капитальный труд с трудом поддавался усвоению широкими кругами ученых и преподавателе и студентов, и он в 1957 году опубликовал в сжатом виде однотомник под тем же названием, который переведен и издан в России.
Питирим Сорокин получал все большее признание как лидер формирования и развития макросоциологии.
В годы войны Питирим Сорокин и его супруга активно поддерживал Советский Союз в его борьбе против нацистской Германии, выступал с многочисленными речами и докладами о России и опубликовал книги, в который показывал взаимную конвергенцию, сближение социально-политического устройства и социокультурного строя Соединенных Штатов и России.
Питирим Сорокин опубликовал монографии по социологическим теориям, в которых дал оценку развития теории цивилизаций, сформулировал свой собственный подход к этой проблеме и в 1961 году вместе с Арнольдом Тойнби основал на конференции в Зальцбурге Международное общество по сравнительному изучению цивилизаций, которое функционирует и поныне.
Будучи по возрасту освобожденным от должности декана факультета социологии Гарвардского университета, Питирим Сорокин продолжал заниматься преподавательской деятельности и увлекся социологией этики, сформировал при поддержке фармацевтической фирмы "Лили" центр творческого альтруизма.
Одной из завершающих научных работ последнего периода была небольшая книга "Главные тенденции нашего времени", в которой Питирим Сорокин определил тенденции трансформации чувственного социокультурного строя, преобладавшего на Западе, в интегральный социокультурный строй, сдвига центра творческой активности цивилизаций социологии Запада на Восток и формирования гуманистической этики, основанной на альтруистической любви. Это явилось дополнением к ранее опубликованным в 1950 году книге "Американская сексуальная революция", получившей широкое признание среди американской и европейской молодежи, книгу "Власть и нравственность", которая имеет особое значение для оценки преступности и коррумпированности представителей государственной власти на протяжении долгих периодов истории, исследованных Питиримом Сорокиным.
Питирим Сорокин мечтал посетить Советский
Союз. Однако партийное руководство во
главе с Сусловым, несмотря на настояние
руководителей социологических организаций,
сочло неприемлемым визит Питирима Сорокина
в СССР. Питирим Сорокин скончался в 1968
года в своем доме в Винчестере, пригороде
Бостона недалеко от Гарвардского университета,
которому посвятил большую часть своей
творческой жизни.
К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений, «обладающего даром соединять различные подходы в теории, осуществляя синтез всего лучшего, что было к этому времени достигнуто социологами различных направлений».
С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Со временем эти поиски привели к синтезу всех областей знания, в наиболее полном виде представленному в фундаментальном труде ученого «Человек. Цивилизация. Общество» (1947 г.).
Наибольшее влияние на формирование мировоззрения Питирима Сорокина оказали взгляды таких социологов, как М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Э. Дюркгейм. У них Сорокин заимствовал идею эволюции.
«К концу второго десятилетия ХХ века П.А. Сорокин убеждается в том, что идея эволюции вошла в фазу кризиса, преодоление которого возможно лишь на путях строго научного подхода к социальным явлениям.»
Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.
Содержание творческой жизни П.А. Сорокина, главный смысл которой состоял в служении науке, отличается богатством видов деятельности, каждый из которых имел свой особый самостоятельный статус.
К Питириму Сорокину в полной мере можно отнести слова его учителя М.М. Ковалевского: «Он относится к числу тех умственных и нравственных вождей человечества, которые по праву могут считаться его великими типами, так как в свое время являются самыми крупными выразителями прогрессивных течений общественности, ибо кто жил для лучших людей своего времени, жил для всех времен».
Предметом моего реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. Другим определением социальной мобильности является любой переход индивида, социальной группы или ценности с одной социальной позиции на другую.
Прежде всего я хочу показать, что я понимаю под социальным пространством.
Во-первых, социальное
пространство в корне отличается
от пространства геометрического. Люди,
находящиеся вблизи друг от друга в
геометрическом пространстве (например,
начальник и его подчиненный), в социальном
пространстве отделены громадной дистанцией.
И наоборот, люди, находящиеся очень далеко
друг от друга в геометрическом пространстве
(например, два руководителя фирмы), могут
быть очень близки социально. Человек
может преодолеть тысячи километров геометрического
пространства, не изменив своего положения
в социальном пространстве, и наоборот,
оставшись в том же геометрическом пространстве,
он может изменить свое социальное положение.
Информация о работе Теория Питерима Сорокина о социальной мобильности