Теория социального взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание

Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоты птичьего полета перед нами откроется картина, напоминающая муравейник: одни куда-то спешат, другие трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т. д. Все что-то делают, суетятся, постоянно входят в различные контакты, связи и т.д. Придя на учебу мы снимаем пальто, головной убор и идем в гардероб, где гардеробщица забирает нашу одежду и выдает нам номерок. При этом мы можем обменяться с ней любезностями, поговорить о погоде и т.д. Состоялся социальный контакт. Мы ежедневно вступаем в огромное количество социальных контактов: у прохожего узнаем, как пройти по такому-то адресу, покупаем у киоскера газету и т.д. Что же является тем исходным элементом, своеобразным, далее неделимым атомом этой живой социальной реальности?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социальное взаимодействие……………………………………………5
Социальное действие и социальная связь………………………………..5
Сущность социального взаимодействия………………………………...11
Условия возникновения социального взаимодействия…………………14
Типология взаимодействия по сферам и формы социального взаимодействия…………………………………………………………………..21
Глава 2. Теории социального взаимодействия…………………………………23
2.1. Теория социального обмена Джорджа Хоманса………………………..23
2.2. Символический интеракционизм Джорджа Герберта Мида…………..25
2.3. Драматургический подход Эрвина Гоффмана………………………….28
2.4. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Общ. соц..doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

2. Другой  вариант прекращения связи: предмет  связи сохранился, но один (или оба) из участников связи не согласен с принципами ее регулирования. Например, один из партнеров хочет выбрать себе другого партнера, взаимоотношения с которым ему принесут лучшие результаты. Старые партнеры или попытаются найти взаимоприемлемый вариант регулирования отношений, или расторгнут связь.

3. Бывают  случаи, когда субъекты связи  не удовлетворены тем, как она  регулируется, но в то же время  не могут "разойтись", ибо  предмет связи оказывается неделимым.  Неделимость предмета связи может  проявляться в различных формах. Прежде всего речь идет о неделимости в буквальном смысле слова. Например, это касается притязаний нескольких сторон на одну территорию, что делает такого рода проблемы трудноразрешимыми. Это касается также притязаний нескольких политических группировок на власть. В этом случае мы имеем дело с особым видом связи - конкурентной связью, которая регулируется на основе общих правил политической и другой конкуренции. Конкуренция между данными субъектами существует постоянно, пока остаются в силе их притязания на власть, предмет конкуренции. Неделимым может быть авторитет (в семье, коллективе), дети (в семье), кошелек покупателя (конкуренция в экономической сфере). Неделимость могут обрести и явления в целом делимые, но "неразделимые" по причине несговорчивости, неразумности субъектов (например, дача, квартира). 

    1.2. Сущность социального взаимодействия:

      Социальное  взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических  теорий. В основе этого понятия  лежит представление о том, что  социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

      Как известно, особенности строения любой  сложной системы, каков бы ни был  характер ее происхождения, зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собою соединены, связаны, какое влияние они оказывают друг на друга. По существу, именно характер связи между элементами задает и целостность системы, и то возникновение эмерджентных свойств, которое является самым характерным ее свойством как единого целого. Это справедливо для любых систем - и для достаточно простых, элементарных, и для максимально сложных из известных нам систем - социальных.

      Само  понятие "эмерджентных свойств" было сформулировано Т. Парсонсом (1937) в его анализе социальных систем. При этом он имел в виду три связанных между собою условия. Во-первых, социальные системы обладают структурой, которая возникает не сама по себе, а именно из процессов социального взаимодействия. Во-вторых, эти эмерджентные свойства не могут быть редуцированы (сведены) к простой сумме биологических или психологических характеристик социальных деятелей: например, особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей - носителей этой культуры. В-третьих, значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется.10

      Пожалуй, наиболее скрупулезно и детально рассматривает проблемы социального взаимодействия Питирим Сорокин. Я постараюсь вслед за классиком российской и американской социологии разобраться с элементарными понятиями этого важнейшего социального процесса, связывающего множество разрозненных людей в единое целое - общество и, более того, превращающее чисто биологических особей в людей - т.е. в разумные, мыслящие и, главное, социальные существа.

      Точно так же, как в свое время Конт, Сорокин твердо уверен, что отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной "социальной клетки" или "простейшего социального явления:" ...индивид как индивид - никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется " обществом" , ни того, что носит название " общественных явлений" ... Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере, два.

      Однако  чтобы два и более индивидов  составляли нечто единое целое, что могло бы рассматриваться как общество (или его элемент), одного только наличия их недостаточно. Необходимо также, чтобы они вступали во взаимодействие между собою, т.е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Что же такое взаимодействие с точки зрения социолога? Определение, которое дает Сорокин этому понятию, достаточно обширно и претендует на то, чтобы объять почти необъятное, т.е. все возможные варианты:" Явление взаимодействия людей дано тогда, когда: психические переживания или внешние акты, либо либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов" 11

      Это определение, пожалуй, действительно  универсально, потому что включает в себя и случаи непосредственных, прямых контактов людей между собою, и варианты опосредованного взаимодействия. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев самые разнообразные примеры, встречающиеся в повседневной жизни каждого из нас.

      Если  кто-то (случайно или намеренно) наступил Вам на ногу в переполненном автобусе (внешний акт), и это вызвало у Вас негодование (психическое переживание) и возмущенное восклицание (внешний акт), то это значит, что между вами произошло взаимодействие.

      И если Вы являетесь искренним поклонником творчества Майкла Джексона, то каждое появление его на экране телевизора в очередном клипе (а запись этого клипа, вероятно, потребовала от певца совершить немало внешних актов и ощутить множество психических переживаний) вызовет у Вас бурю эмоций (психические переживания), а может быть, Вы вскочите с дивана и начнете подпевать и "подтанцовывать" (совершая тем самым внешние акты). При этом мы имеем дело уже не с прямым, а с опосредованным взаимодействием: Майкл Джексон, разумеется, не может наблюдать вашу реакцию на запись его песни и танца, однако вряд ли приходится сомневаться, что именно на такой отклик миллионов своих поклонников он и рассчитывал, планируя и осуществляя свои физические действия (внешние акты). Так что здесь мы тоже имеем дело с взаимодействием.

      Чиновники налогового ведомства, разрабатывающие  новый фискальный проект, депутаты Государственной Думы, обсуждающие  этот проект, вносящие в него поправки, а затем голосующие за принятие соответствующего закона, Президент, подписывающий указ о введении нового закона в действие, множество предпринимателей и потребителей, на чьи доходы окажет влияние этот закон, - все они находятся в сложно переплетенном процессе взаимодействия друг с другом, а главное - с нами. Бесспорно, что здесь имеет место очень серьезное влияние и внешних актов, и психических переживаний одних людей на психические переживания и внешние акты других людей, хотя в большинстве случаев они могут видеть друг друга, в лучшем случае, на экране телевизора.

      Важно отметить такой момент. Взаимодействие всегда вызывает какие-то физические изменения в нашем биологическом организме. Мы можем осязать рукопожатие; щеки "вспыхивают" при взгляде на любимого человека (сосуды под кожей расширяются и испытывают прилив крови); опытный боец при приближении к нему опасного противника может сохранять "каменное" выражение лица, однако в кровь его уже впрыскивается адреналин, готовя мышцы к молниеносной атаке; слушая аудиозапись любимого Вами популярного певца, Вы испытываете эмоциональное возбуждение и т.п. 

      1.3. Условия возникновения социального взаимодействия

      П.Сорокин  вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких  условия (или, как он именует их, "элемента"):

  • наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
  • совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
  • наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

      Мы, в свою очередь, могли бы добавить сюда и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает:

  • наличие общей основы для контактов, соприкосновения.12

      А теперь давайте попытаемся несколько  пристальнее взглянуть на каждое из них.

      Понятно, что в пустом пространстве (или  же в пространстве, заполненном только лишь растениями и животными) не может возникнуть никакого социального взаимодействия. Вряд ли может оно произойти и там, где находится всего один человеческий индивид. Отношения Робинзона с его попугаем и козой нельзя признать паттернами (образцами) социального взаимодействия. В то же время и самого по себе факта наличия двух и более индивидов еще недостаточно для того, чтобы между ними возникло взаимодействие. Эти индивиды должны обладать способностью и желанием воздействовать друг на друга и отреагировать на такое воздействие. Среди десяти базовых потребностей homo sapiens, которые выделяет в своей классификации П.Сорокин, по меньшей мере пять тесно связаны со стремлением любого человека к контактам с другими людьми, и вне таких контактов удовлетворение их просто невозможно.

      Правда, следует отметить, что большинство  этих потребностей отнюдь не врожденные; они сами возникают в ходе взаимодействия. Однако вопрос о том, что именно из них - потребности или процесс  взаимодействия - выступает, в конечном счете, причиной, а что следствием, имеет столько же шансов на ответ, как и вопрос о первичности курицы или яйца.

      Как было задано в приведенном в начале этого раздела определении, взаимодействие возникает лишь тогда, когда по меньшей  мере один из двух индивидов оказывает  воздействие на другого, другими словами, совершает какой-то поступок, действие, акт, направленный на другого. В самом деле, можно (хотя и с трудом) представить себе сколь угодно большое число людей, собранных на одной территории в пределах непосредственной досягаемости (видимости и слышимости) друг друга, но при этом совершенно не обращающих друг на друга никакого внимания, занятых исключительно собой и своими внутренними переживаниями. И в этом случае мы вряд ли можем сказать, что между ними возникает взаимодействие.

      Одним из условий возникновения взаимодействия является наличие особых проводников, передающих раздражающее воздействие от одних участников взаимодействия к другим. Это условие достаточно тесно связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействия информация всегда запечатлена на каких-то материальных носителях.

      Строго  говоря, вне материальных носителей  информация вообще существовать не может. Даже на самом глубинном и неосознаваемом - генетическом - уровне информация записана на материальных носителях - в молекулах ДНК. Элементарная информация, которой обмениваются между собою животные, также передается с помощью материальных носителей. Распущенный хвост павлина-самца воспринимается самкой с помощью восприятия органами зрения световых волн. Сигналы тревоги (предупреждения о потенциальной опасности) передаются и воспринимаются членами стаи (любой - будь то грачиная или волчья) с помощью звуковых волн; то же самое относится к призывным трелям соловья-самца, воспринимаемым самкой с помощью колебаний воздуха. Муравьи общаются между собою, выделяя своими железами порции определенных пахучих веществ: особые органы обоняния насекомых воспринимают молекулы того или иного вещества как запах, расшифровывая содержащуюся в нем информацию. Словом, во всех случаях информация передается и принимается с помощью определенных материальных носителей. Однако эти природные материальные носители крайне недолговечны, большинство из них существуют лишь на протяжении периода передачи-приема, после чего исчезают навсегда. Их необходимо всякий раз создавать заново.

      Самым, пожалуй, существенным отличием человеческого (а значит - социального) взаимодействия от общения между собою животных является наличие так называемой второй сигнальной системы. Это свойственная лишь человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. даже не самому непосредственного раздражителя - звукового или светового, а его символического словесного обозначения. Конечно, эти сочетания звуковых или световых волн тоже передаются с помощью недолговечных материальных носителей, однако, в отличие от передаваемой животными сиюминутной, одномоментной информации, информация, выраженная в символах, может быть зафиксирована (и впоследствии, спустя сколь угодно долгий период времени, воспроизведена, воспринята, расшифрована и использована) на таких материальных носителях, которые сохраняются в течение неопределенно длительного времени - на камне, дереве, бумаге, кино- и магнитной ленте, магнитном диске. Они, в отличие от естественных носителей, существующих в природе в готовом виде, производятся людьми, являются искусственными. Информация же на них запечатлевается в знаково-символической форме путем изменения определенных физических параметров самих носителей. Именно в этом и состоит фундаментальная основа возникновения и развития социальной памяти. Сама же вторая сигнальная система, являясь базой возникновения обобщенно-абстрактного мышления, может развиться лишь в ходе специфически социального взаимодействия.

Информация о работе Теория социального взаимодействия