Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:23, реферат
Термин «формация» первоначально использовался в геологии (главным образом) и в ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом Г. К. Фюкселем и затем, на рубеже XVIII -ХГХ вв., широко использовался его соотечественником, геологом А. Г. Вер-нером. Хотя этот термин в геологии был и остается очень многозначным, в самом общем виде он обозначает комплекс геологических пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, возрастном отношении, так и в горизонтальном, пространственном отношении.
Теория социальных
систем
Одним из первых
в истории социологии Маркс разрабатывает
весьма развернутое представление
об обществе как системе. Это представление
воплощено прежде всего в его
понятии общественной формации.
Термин «формация»
первоначально использовался в геологии
(главным образом) и в ботанике. Он был
введен в науку во второй половине XVIII
в. немецким геологом Г. К. Фюкселем и затем,
на рубеже XVIII -ХГХ вв., широко использовался
его соотечественником, геологом А. Г.
Вер-нером. Хотя этот термин в геологии
был и остается очень многозначным, в самом
общем виде он обозначает комплекс геологических
пород, тесно связанных между собой как
в вертикальном, возрастном отношении,
так и в горизонтальном, пространственном
отношении. Это же значение часто приписывается
термину «геологическая система».
Именно из геологии
Маркс заимствовал термин «формация»
(об этом свидетельствуют, в частности,
его прямые аналогии между общественными
и геологическими формациями) [14, 460;
15, 402, 413], отчасти, вероятно, под влиянием
Гегеля и Фейербаха, которые ранее использовали
этот термин в его геологическом значении.
В содержательном
отношении выбор этого термина
был не случайным и выражал
теоретическую близость марксовой
трактовки социальных систем тогдашним
представлениям о системах геологических.
В самом деле, его понятие общественной
формации, так же как и соответствующее
геологическое понятие, содержит в себе
указание на присущий этому комплексу
многоуровневый характер; тесную взаимосвязь
различных уровней; наличие «остаточных»
слоев в этом комплексе, унаследованных
от прежних эпох; общность признаков, объединяющих
весь комплекс, особенно одинаковый возраст.
Ведь согласно эволюционистской и прогрессистской
точке зрения Маркса (формации — это «ступени»
развития общества, от наименее прогрессивной
- к наиболее прогрессивной) определить,
к какой формации относится то или иное
общество, значит определить его возраст.
Еще одним естественнонаучным
источником системной ориентации у
Маркса было представление о биологическом
организме, но главным теоретико-методологическим
прецедентом в данном отношении для него
было все же понятие геологической формации.
Впервые Маркс
использует термин «общественная формация»
(« Ge - sellschaftsformation ») для обозначения
французского общества начала XIX в. в работе
«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»
(1852) [10, 120]. В дальнейшем он применяет его
к социальным системам различного масштаба
и уровня: от глобальных систем до социальных
микроединиц. В «Набросках ответа на письмо
В. И. Засулич» (1881) он использует его применительно
к первобытной общине [15, 402] 2 . Термином
«формация» он обозначает отдельные подсистемы
общества: экономическую и идеологическую.
Так, он говорит об «экономической общественной
формации» (« nkonomische Gesellschaftsformation ») и «идейной
формации» (« Ideenformation ») 3 . Но главным, с
социологической точки зрения, является
его понятие «общественной формации»
как социальной системы в целом.
2 В этом советском
издании французское слово «
formation », употребляемое Марксом (письмо
написано по-французски), переведено как
«образование», по-видимому, с целью не
засорять термин «формация» «липшими»
значениями и сохранить его исключительно
для принятой в советском марксизме «пятичленки»,
деления всемирной истории на пять формаций-эпох:
первобытнообщинную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую и коммунистическую,
состоящую из двух фаз: социалистической
и «высшей», собственно коммунистической.
3 Последний термин
из «Немецкой идеологии» в
том же издании также переведен как
«образование», очевидно, с той же целью,
что и в предыдущем случае [1, т. 3, 37].
Общественная
формация, по Марксу, - это социальная
система, состоящая из взаимосвязанных
элементов и находящаяся в
состоянии неустойчивого равновесия.
Структура этой системы имеет следующий
вид. В ее основании лежит способ производства
материальных благ, т. е. экономическая
подсистема; для ее обозначения Маркс
иногда использует также термины «экономическая
формация» и «экономическая общественная
формация». Способ производства имеет
две стороны: производительные силы общества
и производственные отношения.
К производительным
силам относятся все имеющиеся
в распоряжении общества ресурсы
и средства, обеспечивающие процесс
производства: вовлеченные в производство
естественные и человеческие ресурсы,
средства производства, уровень науки
и ее технологическое применение и т. д.
Особенно важное место среди производительных
сил развитых формаций Маркс, вслед за
Сен-Симоном, отводил промышленности,
утверждая, что страна промышленно более
развитая показывает стране промышлен-но
менее развитой картину ее собственного
будущего.
Производственные
отношения, вторая сторона способа
производства, выражается, по Марксу, главным
образом в различных формах собственности
на средства производства.
Важно иметь
в виду, что Маркс часто понимает
производство как общий цикл движения
производимого блага, куда входят собственно
производство, или производство в
узком смысле, распределение, обмен
и потребление [12, 17—48]. Каждая фаза
этого цикла выполняет важную функцию,
без которой в развитых социальных системах
процесс производства невозможен. Маркс
придает особое значение завершающей
фазе этого цикла - потреблению. «Без производства
нет потребления, но и без потребления
нет производства, так как производство
было бы в таком случае бесцельно», — отмечает
он. И далее он акцентирует эту мысль: «...Только
в потреблении продукт становится действительным
продуктом. Например, платье становится
действительным платьем лишь тогда, когда
его носят; дом, в котором не живут, не является
действительным домом» [там же, 27]. Это
положение весьма важно именно с социологической
точки зрения, так как оно касается не
только производства и продвижения материальных
благ, но и всех процессов коммуникативного
взаимодействия в обществе.
Обе стороны
способа производства находятся
в состоянии соответствия и взаимодействия;
при этом ведущую роль играют производительные
силы.
Способ производства
составляет, по Марксу, системообразующий
компонент социальной системы, определяющий
остальные ее компоненты. Именно способ
производства создает качественную определенность
общественной формации и отличает одну
формацию от другой. Но помимо производительных
сил и производственных отношений, которые
составляют «реальный базис», структуру
общества, формация включает в себя и надстройку,
или суперструктуру. В нее Маркс включает
прежде всего юридические и политические
отношения и институты (находящиеся ближе
других институтов и отношений к базису)
и далее, точнее, «выше» — остальные сферы
социальной жизни, которые, как и право
и политика, относятся к области «общественного
сознания», или «идеологии»: мораль, науку,
религию, искусство.
То, что надстройка
- это надстройка над базисом, а
базис - это базис надстройки, делает
тезис об определяющем влиянии одного
на другую тавтологичным и бессмысленным.
Маркс понимал относительную автономию
надстройки по отношению к базису (а искусство
вообще рассматривал как сферу, независимую
по отношению к экономической подсистеме)
и ее обратное воздействие на него. Но
в целом он был убежден в том, что подлинной
реальностью обладает прежде всего экономика,
отчасти политика; все же остальные сферы
обладают лишь ограниченным собственным
бытием, у них нет, по Марксу, собственной
подлинной истории, поскольку они являются
лишь отражением, осознанием «настоящего»,
«подлинного» бытия - производственных
отношений.
Такая позиция
в трактовке социальной системы
резко отличала Маркса от Конта, для
которого наука, мораль и религия - это
действующие, практические силы, обладающие
собственной реальностью и эффективностью
и выступающие в роли марксовых производительных
сил.
Помимо базиса
и надстройки формация, по Марксу, включает
в себя и определенную структуру
социальных классов, групп и слоев,
которая, так же как и надстройка, выражает
способ производства, базис. Наконец, в
общественную формацию входят и такие
компоненты, как определенные формы семьи,
образа жизни и повседневная жизнедеятельность
людей, в частности потребление, о котором
уже шла речь. По-видимому, вся эта сфера,
по Марксу, должна быть отнесена скорее
к базису, чем к надстройке, так как здесь
имеет место «реальный процесс жизни людей»,
или, по выражению Энгельса, «производство
и воспроизводство непосредственной жизни»
[16, 25].
Какие же конкретно
общественные формации выделяет и изучает
Маркс? Широко известна его классификация
формаций: первобытная, рабовладельческая,
феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая.
В основу этой классификации были положены
различия в способе производства. Первобытная
формация основана на коллективной общинной
собственности и кровно-родственных отношениях.
Следующие три формации базируются на
частной собственности на средства производства,
отношения в них носят антагонистический
характер. «...Буржуазной общественной
формацией завершается предыстория человеческого
общества» [17, 8]. «Подлинная» его история
должна наступить с утверждением коммунистической
формации, завершающей, на гегелевский
манер, триаду и возрождающей в новой форме
первобытный коммунизм.
Коммунистическая
формация в своей развитой форме
(согласно мар-ксовой «Критике Готской
программы», 1875) обладает такими чертами,
как: 1) исчезновение подчинения человека
порабощающему его разделению труда;
2) одновременное исчезновение противоположности
умственного и физического труда; 3) превращение
труда из средства в первую потребность
жизни; 4) всестороннее развитие индивидов;
5) небывалый рост производительных сил
и общественного богатства; 6) реализация
принципа «Каждый по способностям, каждому
по потребностям» (лозунг, первоначально
провозглашенный французским коммунистом
Э. Кабе).
Эта стройная периодизация
дополнялась, а отчасти нарушалась,
марк-совым понятием «азиатского
способа производства». На протяжении
многих лет это понятие широко
дискутировалось в марксистской и марксо-логической
литературе. Одни аналитики доказывали,
что «азиатский способ производства»
составляет особую общественную формацию,
занимающую промежуточное историческое
положение между первобытной и рабовладельческой
формациями и основанную на системе земельных
общин, объединенных государством. Другие
отрицали, что Маркс считал «азиатский
способ производства» специфической общественной
формацией. Эти дискуссии носили в значительной
мере схоластический характер, но первая
точка зрения была для многих социальных
ученых, в частности историков, средством
выйти за жесткие рамки деления всемирной
истории на пять формаций, деления, которого
обязаны были придерживаться социальные
ученые в странах, где была провозглашена
пятая, самая «высокая» из указанных Марксом
формаций.
В «Набросках ответа
на письмо В. И. Засулич» Маркс пишет
о «первичной» или «
Для Маркса общественные
формации — не просто социальные системы
различного масштаба и сложности. Подобно
контовским «трем стадиям» это следующие
друг за другом периоды всемирной истории,
этапы, «ступени» общественного прогресса,
ведущие от «предыстории» к «подлинной»
истории человечества, т. е. к земному раю.
Такое истолкование социальных систем
вытекало из его веры в прогресс и пред-
ставления о социальной эволюции как процессе, в котором все общества неизбежно проходят одни и те же фазы, и все человечество в общем движется в одном направлении. Сам Маркс иногда критиковал этот теоретико-методологический стереотип своего времени. «Так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к "самокритике"...» [18,732]. Золотые слова! Но Маркс, к сожалению, не сумел применить их к своей собственной теории, оставаясь в плену того же критикуемого им предрассудка. Неудивительно, что впоследствии представление о формациях в официальном советском марксизме приобрело гипостазированный вид и из научного понятия превратилось в идеологическую догму.