Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:48, доклад
Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами, родителями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов.
Основную роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов.
Типичные семейные конфликты и пути их решения
Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение в которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов.
Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами, родителями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов.
Основную роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Причины:
-психосексуальная несовместимость супругов;
-неуважение чувства достоинства со стороны партнера;
-отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;
-пристрастие одного из супругов к алкоголю, наркотикам, финансовым расходам только на себя;
-неудовлетворение во взаимопомощи и взаимопонимании в ведении домашнего хоз, воспитании детей, в отношении к родителям и т.д.;
-различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.
Факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений: кризисные периоды в развитии семьи.
Первый год супружеской жизни - адаптация др. к др., два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств. Второй кризисный период - появление детей:
-ухудшаются возможности профессионального роста супругов.
- меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби).
- усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.
- столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка
Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом - конфликты однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом.
Четвёртый период конфликтности отношений супругов наступает после 18-24 лет совместной жизни - часто совпадает с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей.
Значительное влияние на возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение, рост социального отчуждения; снижение моральных ценностей, изменение традиционного положения женщины в семье ,кризисное состояние экономики, социальной сферы государства.
Разрешения супружеских конфликтов зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других - родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.
Семье также могут возникать конфликты между родителями и детьми. Причины:
1. Тип внутрисемейных
отношений. В гармоничной
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты:
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
- опека и запреты во многих сферах жизни детей;
- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,
3. Возрастные кризисы детей - переходный период от одного этапа детского развития к др. В эти периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Выделяют такие возрастные кризисы детей:
- кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
- кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
- кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
- кризис полового созревания (12-14 лет);
- подростковый кризис 15-17 лет.
4. Личностный фактор. Родители: консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам. Дети: низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, эгоизм леность и т.п.
Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:
- оптимальный тип отношений родителей и детей;
- потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
- скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (обоюдное недовольство);
-скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
-поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
- поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
-родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания
делиться с ними.
Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми:
1. Повышение педагогической
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения
3. Подкрепление словесных
требований обстоятельствами
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Информация о работе Типичные семейные конфликты и пути их решения