Тоффлер и его научный вклад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:12, реферат

Описание

Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Биография О.Тоффлера…………………………………………………..5
Основной научный вклад О.Тоффлера………………………………….7
Практутопия О.Тоффлера……………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Тоффлер и его научный вклад.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

В то же время книги О. Тоффлера проигрывают от попыток их автора слишком быстро сказать о слишком многом. Его стремление связать между собой множество явлений — распад семьи, возникновение групп самосовершенствования, появление новых стилей жизни, создание организаций с безбумажным делопроизводством«работа в домашних условиях, дезинтеграция национального государства — является обоснованным лишь на описательном уровне. Ведь то, что эти события происходят приблизительно в одно и то же время, не дает никаких оснований считать, что они являются результатами одних и тех же процессов. Оказывается, что практически любой возникающий или еще не полностью понятый процесс связывается с Третьей волной исключительно по причине своей новизны.

В сущности, недостатки работ О. Тоффлера являются продолжением их достоинств. Его внимание к процессам изменений приводит к преувеличению их последствий. Трудно принять представление ученого о том, что фундаментальным изменениям подвергается все — от семьи до нации в целом (включая и трудовую деятельность). Даже в наш информационный век большинство людей продолжают заниматься ручным, а не интеллектуальным трудом. При этом и в наиболее быстро развивающейся сфере услуг многие профессии требуют выполнения неквалифицированных, повторяющихся заданий, которые были характерны для работ, выполнявшихся в далеком прошлом. И конечно, когда мы сравниваем события второй половины XX в. с процессами преобразований в период Промышленной революции, интенсивность темпов изменений может показаться не столь впечатляющей.

Являясь популяризатором  результатов работы других людей, О. Тоффлер неизменно преувеличивает значение своих выводов и упрощает рассматриваемые проблемы. В его книгах встречаются много экстравагантных выражений и едких замечаний. Однако в отличие от авторов многих научных трудов по проблемам изменений О. Тоффлер постоянно подставляет себя под огонь критики и предлагает новые темы для дискуссий.

Олвин Тоффлер называет свою теорию практической утопией - практутопией, тем самым подчеркивая ее отличие  от идеализированных образов утопий и мрачных прогнозов антиутопий. Он создает свой метод анализа социальной реальности: изучение настоящего через призму будущего. "Всегда было принято исследовать прошлое с тем, чтобы пролить свет на настоящее. Я перевернул зеркало времени, так как считаю, что логически разработанная картина будущего поможет проникнуть в тайны настоящего. Все сложнее становится понять как общественные, так и личные проблемы, не опираясь на исследования будущего" - пишет О.Тоффлер. 

О.Тоффлер  отмечает ряд новых черт в экономике информационной цивилизации:

-  более  короткие сроки жизни продукции; 

-  более  широкое использование аренды;

-  более  частые покупки и продажи; 

-  более  эфемерные модели потребления; 

-  более  длительные сроки обучения работников;

-  более  частые изменения в контрактах;

-  более  быстрое изменение цен; 

-  большая  текучесть рабочей силы;

-  большая  зависимость от новой информации;

-  больше  создаваемых организаций. 

Все перечисленное  говорит о большей мобильности, гибкости, динамизме экономики будущего, причем большинство черт в той или иной степени наблюдается уже в настоящее время в промышленно развитых странах.

Важный  признак рынка постиндустриального  общества - его большая дифференциация на основе демассификации производства. О.Тоффлер отмечает, что рынок, включая рынок рабочей силы, начинает дробиться на мелкие, более разнообразные части. Массовый рынок распался на все изменяющуюся систему минирынков, которые нуждаются в непрерывно расширяющемся диапазоне сделок, моделей, типов, размеров и ориентирован на индивидуального потребителя.  Сбыт и потребление товаров и услуг в постиндустриальном обществе индивидуализируются, возрождается идея достижения изобилия на основе развития информационных технологий. 

Создается суперсимволическая система создания общественного богатства, основанная на использовании умственных способностей человека, а не его физической силы. По мере развития сервисного и информационного секторов экономики богатство утрачивает материальное воплощение, которое придавали ему в аграрной цивилизации земля, а в индустриальной - капитал. Символический капитал - знания - имеет принципиально иную природу: он неисчерпаем, одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений.

О.Тоффлер  прогнозирует своеобразный возврат в "первую волну" развития человечества - доиндустриальную цивилизацию путем воссоединения разобщенных индустриальным производством производителя и потребителя. По его мнению, автоматизация производства позволит клиенту через посредство компьютера, который будет регулировать соответствующий процесс, самому конструировать нужную ему продукцию. Рождается "просьюмер" - индивид сам производящий и потребляющий товары, как это было в доиндустриальную эпоху. Уже сейчас состоятельный потребитель может приобрести необходимую ему технологию (например, настольный издательский комплекс) и самостоятельно решить свои проблемы.

Стирание  различие между производителем и  потребителем начинает менять роль и  значение рынка как механизма  обмена, порождаемого разрывом между  производством и потреблением. Цивилизация "второй волны" (индустриальная) ускорила и завершила создание гигантского механизма обмена всемирного рынка, она "маркетизировала" весь мир. Возрождение "просьюмеризма" кладет конец данному процессу. "Третьей волне" суждено создать первую в истории "трансрыночную" цивилизацию.  Это очень смелый прогноз, проверить который человечество сможет, по-видимому, в достаточно отдаленном будущем. Дело ближайшего будущего - развитие рынка на основе компьютерных технологий.

О.Тоффлер отмечает некоторое  сходство между обществами "первой" и "третьей" волн - аграрной и постиндустриальной цивилизацией - а именно, в тенденциях их развития: децентрализации, дезурбанизации, разработки возобновляемых источников энергии, ослабление рыночных связей, нечто вроде "отрицания отрицания" на новой технологической основе. 

 

Заключение

 

Работы О. Тоффлера во многом отражают общественные настроения второй половины XX в. В то время когда многие общества проявляют готовность к преувеличению значения происходящих изменений, в изобилии используя для них такие определения, как постиндустриальные, постисторические, постгеографические и постсовременные, О. Тоффлер предоставляет систематическое описание почти что никак не связанного с прошлым будущего. Эта предрасположенность к ощущению изменений позволяет О. Тоффлеру уловить суть некоторых влияющих на наше будущее событий.

Являясь во многих отношениях дилетантом, О. Тоффлер предлагает читателям свое оптимистическое и даже демократическое видение будущего, в котором господство знания обеспечивает доступ к власти широким слоям общества. Для мира бизнеса О. Тоффлер делает важный вывод о «невозможности жить прошлым». И хотя ему не всегда удается дать ответы на поставленные вопросы, он непрерывно заставляет своих читателей думать о том, что многим кажется невероятным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Баталов Э.Я. В мире утопии. М., 2007.
  2. Гусейнов Р. М., Горбачева Ю.В., Рябцева В. М.,”История экономических учений”/Учебник. Москва—Новосибирск  ИНФРА-М— Сибирское соглашение.,2000.
  3. Деменчонок Э.В. Теория “информационного общества”//Новые тенденции в западной социальной философии. М., 2009.
  4. Калькова В.Л. Практопия Олвина Тоффлера: Научно-аналитический обзор. М., 2008.

 


Информация о работе Тоффлер и его научный вклад