Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:12, реферат
Прогнозирование - это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
Введение…………………………………………………………………….3
Биография О.Тоффлера…………………………………………………..5
Основной научный вклад О.Тоффлера………………………………….7
Практутопия О.Тоффлера……………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………16
В то же время книги О. Тоффлера проигрывают от попыток их автора слишком быстро сказать о слишком многом. Его стремление связать между собой множество явлений — распад семьи, возникновение групп самосовершенствования, появление новых стилей жизни, создание организаций с безбумажным делопроизводством«работа в домашних условиях, дезинтеграция национального государства — является обоснованным лишь на описательном уровне. Ведь то, что эти события происходят приблизительно в одно и то же время, не дает никаких оснований считать, что они являются результатами одних и тех же процессов. Оказывается, что практически любой возникающий или еще не полностью понятый процесс связывается с Третьей волной исключительно по причине своей новизны.
В сущности, недостатки работ О. Тоффлера являются продолжением их достоинств. Его внимание к процессам изменений приводит к преувеличению их последствий. Трудно принять представление ученого о том, что фундаментальным изменениям подвергается все — от семьи до нации в целом (включая и трудовую деятельность). Даже в наш информационный век большинство людей продолжают заниматься ручным, а не интеллектуальным трудом. При этом и в наиболее быстро развивающейся сфере услуг многие профессии требуют выполнения неквалифицированных, повторяющихся заданий, которые были характерны для работ, выполнявшихся в далеком прошлом. И конечно, когда мы сравниваем события второй половины XX в. с процессами преобразований в период Промышленной революции, интенсивность темпов изменений может показаться не столь впечатляющей.
Являясь популяризатором результатов работы других людей, О. Тоффлер неизменно преувеличивает значение своих выводов и упрощает рассматриваемые проблемы. В его книгах встречаются много экстравагантных выражений и едких замечаний. Однако в отличие от авторов многих научных трудов по проблемам изменений О. Тоффлер постоянно подставляет себя под огонь критики и предлагает новые темы для дискуссий.
Олвин Тоффлер называет
свою теорию практической утопией - практутопией,
тем самым подчеркивая ее отличие
от идеализированных образов утопий
и мрачных прогнозов
О.Тоффлер отмечает ряд новых черт в экономике информационной цивилизации:
- более короткие сроки жизни
- более широкое использование аренды;
- более частые покупки и продажи;
- более эфемерные модели потребления;
- более длительные сроки обучения
- более частые изменения в контрактах;
- более быстрое изменение цен;
- большая текучесть рабочей силы;
- большая зависимость от новой
- больше создаваемых организаций.
Все перечисленное говорит о большей мобильности, гибкости, динамизме экономики будущего, причем большинство черт в той или иной степени наблюдается уже в настоящее время в промышленно развитых странах.
Важный признак рынка
Создается суперсимволическая система создания общественного богатства, основанная на использовании умственных способностей человека, а не его физической силы. По мере развития сервисного и информационного секторов экономики богатство утрачивает материальное воплощение, которое придавали ему в аграрной цивилизации земля, а в индустриальной - капитал. Символический капитал - знания - имеет принципиально иную природу: он неисчерпаем, одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений.
О.Тоффлер прогнозирует своеобразный возврат в "первую волну" развития человечества - доиндустриальную цивилизацию путем воссоединения разобщенных индустриальным производством производителя и потребителя. По его мнению, автоматизация производства позволит клиенту через посредство компьютера, который будет регулировать соответствующий процесс, самому конструировать нужную ему продукцию. Рождается "просьюмер" - индивид сам производящий и потребляющий товары, как это было в доиндустриальную эпоху. Уже сейчас состоятельный потребитель может приобрести необходимую ему технологию (например, настольный издательский комплекс) и самостоятельно решить свои проблемы.
Стирание различие между производителем и потребителем начинает менять роль и значение рынка как механизма обмена, порождаемого разрывом между производством и потреблением. Цивилизация "второй волны" (индустриальная) ускорила и завершила создание гигантского механизма обмена всемирного рынка, она "маркетизировала" весь мир. Возрождение "просьюмеризма" кладет конец данному процессу. "Третьей волне" суждено создать первую в истории "трансрыночную" цивилизацию. Это очень смелый прогноз, проверить который человечество сможет, по-видимому, в достаточно отдаленном будущем. Дело ближайшего будущего - развитие рынка на основе компьютерных технологий.
О.Тоффлер отмечает некоторое сходство между обществами "первой" и "третьей" волн - аграрной и постиндустриальной цивилизацией - а именно, в тенденциях их развития: децентрализации, дезурбанизации, разработки возобновляемых источников энергии, ослабление рыночных связей, нечто вроде "отрицания отрицания" на новой технологической основе.
Заключение
Работы О. Тоффлера во многом отражают общественные настроения второй половины XX в. В то время когда многие общества проявляют готовность к преувеличению значения происходящих изменений, в изобилии используя для них такие определения, как постиндустриальные, постисторические, постгеографические и постсовременные, О. Тоффлер предоставляет систематическое описание почти что никак не связанного с прошлым будущего. Эта предрасположенность к ощущению изменений позволяет О. Тоффлеру уловить суть некоторых влияющих на наше будущее событий.
Являясь во многих отношениях дилетантом, О. Тоффлер предлагает читателям свое оптимистическое и даже демократическое видение будущего, в котором господство знания обеспечивает доступ к власти широким слоям общества. Для мира бизнеса О. Тоффлер делает важный вывод о «невозможности жить прошлым». И хотя ему не всегда удается дать ответы на поставленные вопросы, он непрерывно заставляет своих читателей думать о том, что многим кажется невероятным.
Список использованной литературы