Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 09:38, статья
Появление в русском лексиконе нового слова, относящегося к сфере человеческих взаимоотношений, всегда отражает очень серьезные процессы, происходящие в обществе. В последние годы толерантность в молодежной среде заявляет о себе как активная нравственная сила, позиция и готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с другими культурами, этносами, людьми разных национальностей и религиозных предпочтений.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Новиков Е.О., студент группы 1801/9
Экономико-правовой колледж, Альметьевский филиал Экономики, Управления и Права (г.Альметьевск, РТ, college@ieml.ru)
Шакирова Л. В., ассистент кафедры социально-политических дисциплин Альметьевский филиал Экономики, Управления и Права
(г.Альметьевск,
РТ, college@ieml.ru)
Появление в русском лексиконе нового слова, относящегося к сфере человеческих взаимоотношений, всегда отражает очень серьезные процессы, происходящие в обществе. В последние годы толерантность в молодежной среде заявляет о себе как активная нравственная сила, позиция и готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с другими культурами, этносами, людьми разных национальностей и религиозных предпочтений.
Свое
исследование мы начали поиска ответов
на вопросы: что такое толерантность,
какие психологические и
Итак, изучение научной литературы и ресурсов интернета выявили более 34 определений толерантности.
Впервые еще философы Древней Греции выделяли целый ряд релевантные социальные категории соотносящихся с толерантностью: социальное сплочение (Платон), социальное значение, социальные отношения, социальная ситуация (философы Средневековья), суеверия, предрассудки, фанатизм, право высказать собственное мнение (Вольтер), мудрость любого строя мысли (О.Конт), самобытность, собственная сущность, осознание равноценности всех (Н. С. Трубецкой, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев), добро, терпеливость и терпимость, страдательная сторона, душевное качество, великодушие, духовное мужество, невозмутимость, субъективные оттенки толкования (В.Соловьев).
На современной этапе, понятие толерантность видоизменяется. В преамбуле Устава ООН от 1945 года определяется как: "... проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи".
Гармония отношений подразумевает под собой, прежде всего уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение "толерантность", предлагаемое американским словарем: "Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей".
В
"Философском
Таким образом, понятие "толерантность" хотя и отождествляется большинством источников с понятием "терпение", однако оно имеет более яркую активную направленность.
По нашему мнению толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическое качество личности, готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми.
В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу.
Молодёжь РФ это граждане России от 14 до 30 лет составляют 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. Молодежь, как социально-возрастная группа остается неоднородной, но имеет ряд особенностей которые влияют позитивно и негативно на формирование толерантности..
С одной стороны студенчество – центральный период становления человека, личности в целом.Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала. В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности, преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. В этом возрасте у студента начинают проявляться субъективные особенности мышления: критичность, гибкость ума, конкретность, быстрота мыслей, любознательность и пытливость ума, его глубина, логичность и доказательность мышления. Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я».
С другой молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания исследователей. Это связано с маргинальностью молодежи, которая обусловлена, статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, трудностями их освоения. Кроме того, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для приятия молодежью радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности. Протестные движения против «мира взрослых», критика авторитетов, первые самостоятельные шаги в процессе социализации совершаются на фоне нечувствительности к чужой боли, обиде.
В настоящее время в молодежной среде РФ наблюдается ряд негативных тенденций и явлений:
- обостряются проблемы молодой семьи;
-
продолжается деформация
-
ухудшается состояние
- растет криминализация молодежной среды;
-
снижается доступность
-
растет имущественное
-
происходит деградация
-
минимальна включенность
Указанные обстоятельства актуализируют необходимость изучения процесса формирования толерантности в молодежной среде.
Таким образом, «Толерантность студентов» – спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами богатого многообразия культур мира, ценность другого; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций.
Аналитически рассчитано, что предельно допустимой границей доверия между людьми является уровень доверия в 33,3 процента. В европейских странах уровень доверия варьируется в пределах от 50–60 процентов в Италии до 80–90 — в Германии, Франции, Дании и других странах. В России этот показатель критически низкий — 35 процентов.
На базе Экономико-правового колледжа было проведено социологическое исследование с целью выяснить:
1. знания студентов о толерантности;
2. доминирующий уровень толерантности у студентов;
3. как влияют возрастные и гендерные особенности среди студенческой молодежи на формирование.
В поле исследования попали 73 студента 1991 -1994 года рождения.
В ответах на предложенные вопросы студенты продемонстрировали понимание того, что толерантность не является врожденным чувством, а формируется, стимулируется и корректируется и, в итоге, выражает практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.
Данные по возрастному признаку:
возраст | количество | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
17 лет | 35 | 14% | 86% | - |
18 лет | 23 | 22% | 78% | - |
19 лет | 15 | 12% | 82% | 2% |
По гендерному признаку:
пол | количество | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
женский | 51 | 14% | 86% | 2 |
мужской | 22 | 18% | 80% | - |
По данным показателям можно сделать вывод, что 60 человек (82%) продемонстрировали 2 уровень толерантности, для которого характерна не только способность твердо отстаивать свои убеждения, но и вести диалог. Могут проявлять излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. 12 человек (16 %) имеют высокий уровень толерантности, для которого характерны твердые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью ума. Умение принять любую идею, с пониманием относясь к её парадоксальности. 1 человек, причем девушка третьего курса показала низкий уровень (высокая степень упрямства и непреклонности) Более терпимыми оказались юноши (19 человек второй уровень).
В целом материалы исследования показали достаточно высокие показатели толерантности, что может свидетельствовать о благоприятных условиях обучения и воспитания в АФИЭУП с учетом возрастных и психологических особенностей молодежи.
Информация о работе Толетарность в молодежной студенческой среде