Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:54, творческая работа
Эссе по дисциплине «Социологическая теория»
Правительство
Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего
профессионального
образования
Национальный исследовательский университет –
Высшая
школа экономики
Эссе
по дисциплине
«Социологическая
теория»
на тему
««Толпа»
как социальный феномен:
сравнение взглядов Г. Лебона и Г. Тарда»
Москва
2012
«Толпа»
как социальный феномен:
сравнение взглядов Г. Лебона и Г. Тарда
Исследование феномена толпы с социологической точки зрения представляется мне крайне важным, поскольку в повседневной жизни каждому из нас приходится сталкиваться с подобным явлением, и в интересах человека в частности и человечества в целом составить ясное представление о том, что такое толпа.
Поэтому
мы обратимся к работам
Следует, на мой взгляд, начать с того, что ученые расходятся в определении значения толпы в политическом и социальном плане.
Противоречие между взглядами двух социологов заключается в том, что Лебон придает толпе огромное значение в современном мире, утверждая, что «главной характерной чертой эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Тогда как Тард считает толпу мало-помалу отходящей на задний план «социальной группой прошлого»1, уступающей дорогу публике – ассоциации людей, рассеянной на обширной территории, связанной одновременностью убеждений и увлечений индивидов, входящих в ее состав, возникновение которой стало возможно не раньше начала широкого распространения книгопечатания. Социологи соглашаются в том, что ранее мнение масс не принималось в расчет, только для Гюстава Лебона преобладающим ныне становится голос толпы, для Жана Габриеля Тарда – публики, которая, с одной стороны, поддается влиянию газет, но с другой – сама оказывает на них влияние. Толпа для Лебона последняя повелительница современной эпохи, двигатель, действующая сила, а для Тарда - пассивная или же деструктивная. Именно масса, толпа, считает Лебон, диктует правительству его поведение, именно к ее желаниям прислушиваются, ведь наш век – это «эра толпы». Тард с таким предположением не готов согласиться, утверждая, что только мыслящая, скрепленная бессознательной иллюзией общности чувств и идей, физически не связанная публика способна на такое. Толпа разрастается вместе с развитием науки и промышленности, считает Лебон. Тард, в свою очередь, указывает на ограниченность толпы, обусловленную свойствами слуха и зрения, так как считает, что она, в первую очередь, связанна физически и не может вырасти свыше известного предела, не утратив способности к совместному действию. Публика же бесконечно растяжима, поэтому прерогативу властвовать, определять цели и пути развития Тард отдает ей. Наш век – это эра публики.
Социологи сходятся во мнении о влиянии национальности, расы на поведение толпы. Как изучение социальных явлений не может идти отдельно от изучения народов, у которых они наблюдаются, так нельзя и недооценивать фактор национальности, который является самым могущественным, определяющим поступки людей, и, кроме того, отражающимся на действиях и свойствах толпы. Именно поэтому, несмотря на огромные изменения, произошедшие во Франции и Англии за несколько столетий, современные французские толпы похожи на толпы приверженцев Лиги и Фонды, а толпы англичан – на толпы времен Кромвеля. «В образовании толпы индивидуумы участвуют своими сходными национальными чертами, которые складываются и образуют одно целое; при сопоставлении толпы углы индивидуальности взаимно сглаживаются в пользу национального типа»2 писал Тард.
Ученые вторят друг другу и во мнении касательно свойств толпы: высокой степени легковерности, внушаемости, импульсивности, раздражительности и обезличивания. Лебон объяснят проявление этих качеств тотальным влиянием бессознательного внутри объединения множества людей, что приближает их к низшим формам эволюции – дикарям, женщинам и детям. И даже в бессознательное у Лебона главную роль играют расовые наследственные компоненты. Именно благодаря им индивиды и могут объединяться в толпу, сознательное же их разъединяет. В отличие от обособленного индивида, имеющего возможность подавлять свои рефлексы, которые вызваны внешними раздражителями, подчиняясь голосу рассудка, толпа такой способности лишена. В толпе сознательная личность исчезает, уступая мест некому усредненному персонажу. Различия между мудрецом и глупцом в толпе исчезают, на смену чувствам каждого отдельного индивида приходит всепоглощающее чувство единения, растворения в толпе, чувства, сами по себе, становятся односторонними и излишне преувеличенными, образуется коллективная душа, пусть и носящая временный характер. При этом, Тард, разводящий понятия «толпа» и «публика» считает условие физического контакта достаточным для образования толпы. Лебон смотрит на этот вопрос иначе. В какой-то мере можно утверждать, что подобное Тарду разграничение Лебон подразумевает, так как считает, что для образования одухотворенной толпы фактор близости не обязателен, и определяет другие принципы, на основе которых формируется толпа. Образование толпы не зависит от количества составляющих элементов. Толпу могут составить и несколько человек, а вот, если нет необходимых условий, то и сто человек не превращаются в толпу.
Как
Лебон, так и Тард считают, что
толпу в большей степени
Различны классификации толп у двух ученых:
Лебон выделяет разнородную толпу, подразделяющуюся на анонимную и неанонимную, и однородную, делящуюся на секты, касты и классы.
Разнородная
толпа состоит из индивидов, отличающихся
друг от друга профессией и уровнем
интеллектуального развития, объединенных
принадлежностью к одной
В свою очередь, анонимная толпа – это уличная толпа, для которой вовсе не характерно чувство ответственности, и неанонимная в которой, напротив, это чувство в высшей степени развито вследствие того, что она формируется на разнообразных совещательных собраниях.
Секта представляет собой первую степень организации однородной толпы, единственной связью внутри которой являются верования.
Каста – самая высшая степень организации толпы, связанная с общностью среды, воспитания и профессии.
Класс же сформировывается на основе сходства интересов, вкусов, предпочтений.
Тард выделяет толпы ожидающие, в которых люди объединены ожиданием какого-либо события, внимательные – те, которые собираются около кафедры профессора или проповедника, манифестантские, занимающие среднее положение между активными и пассивными толпами, а так же действующие, в свою очередь делящиеся на толпы любящие и толпы ненавидящие.
Ожидающая толпа гораздо более терпелива, нежели люди вне ее. Это объясняется психологическими причинами – «взаимным заражением чувствами собравшимися индивидами»2. Пока никем из присутствующих не выражается недовольство или нетерпение, все они будут сохранять спокойствие и покорность. Никаких иных чувств они проявлять и не в состоянии, так как это ничуть не ускорить приближение события.
Так как всем типам толп свойственно преувеличение, во внимательной внимание проявляется гораздо сильнее, нежели проявлялось бы каждым входящим в его состав индивидуумом. Такой толпе присуще горделивое чувство превосходства над одиноким оратором, ощущение многочисленности опьяняет ее, лишая способности внимать.
В
манифестантской толпе
Толпу действующую по-другому можно назвать разрушающей, так она более склонна уничтожать, нежели созидать. Здесь Тард вновь противоречит Лебону, считающему, что именно толпа способствует развитию, становлению общества, а значит, и созиданию.
Можно предположить, что под действующей «толпой», Лебон подразумевает то же, что и Тард под «публикой», в таком случае, теории двух социологов в некоторой мере можно примирить. Но это всего лишь предположение, поэтому в заключение хочется отметить неоценимый вклад, который внесли в развитие социальной науки, расширению границ знаний о массовой культуре и общественном мнении, две столь противоречивые теории, ставшие основой для грядущих исследований феномена толпы.
Библиография
Информация о работе «Толпа» как социальный феномен: сравнение взглядов Г. Лебона и Г. Тарда