Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:32, реферат
Наиболее известный период истории ферганских городов приходится на 70-е годы XIV века. Во второй половине XV века Андижан становится столицей ферганского удела тимуридов. В этом городе родился известный во всем мире государственный деятель и представитель узбекской культуры Бабур(1483-1530), который оставил свои записки («Бабур – наме»). Из записок Бабура мы знаем, что во время правления Тимуридов Фергана состояла из семи городов.
В торговле с Кашгаром и Китаем (через Ферганскую долину) большую роль начинает играть Андижан, как основной город на востоке владений тимуридов и расположенный на крайтчайшей караванной дороге из Средней Азии в Кашгар , Китай и Индию, через Ош и горные перевалы, долину реки Кызылсу. Так как, если посмотреть на карту современных автомобильных дорог Средней Азии, вы увидите, что других путей в Китай нет. И в наше время функционирует автомобильная дорога из Узбекской республики в Китай. В отношении между Китаем и среднеазиатскими государствами посольские связи, в первую очередь были направлены на поощрение и развитие торговли на самом высоком уровне. После короткого перерыва в 1432 г. посольские связи были восстановлены. Император просил Шахруха оказать покровительство китайским купцам. Одним из главных предметов вывоза из Китая был фарфор, производство которого достигло в Китае в XV веке высокого совершенства. Улугбеком в одном из загородных садов , около возвышенности Чопан-Ата, был построен павильон (внутренняя облицовка которого состояла из китайского фарфора, привелённого в Мавраннахр в несколько приёмов.)
В трудах Хафиза и Абру есть сведения о трёх китайских посольствах, которые побывали в Герате при дворе Шахруха в 1409,1412, 1417 гг. Есть сведения также и об ответном посольлстве в Китай в 1419 году.
Наиболее полно: состав посольства, его маршруты, дата начала и конца путешествовия в Китай послов Шахруха и Улугбека, описаны в дневнике, составленном Гийас ад – Дином. Кстати, этот исторический факт, освещающий торгово-экономические связи между Средней Азией и Китаем сохранился благодаря Хафиз-и- Абру. Почему нас интересует эта работа Хафиза-и-Абру? А здесь есть упоминание о торговом пути через Фергану. Ответное посольство Шахруха было направлено в Китай в 1419 году и вернулось в 1422 году в сентябре месяце.
Маршрут посольства проходил таким образом: из Герата в Самарканд, Ташкент, Сайрам и Ашпару; в апреле 1420 г. посольство прибыло в Могополистан и направилось к границам Китая. Но нам интересен обратный маршрут посольства! Так как возвращение посольства проходило через южные границы пустыни Такла-Макан. Это была южная ветвь древней пути из Китая в Среднюю Азию. Послы по этой торговой дороге прибыли в Хотан; через Яркенд в Кашгар, из Кашгара, по известной с древних времен, караванской дороге-вдоль реки Кашкадарьи до Иркештама. Отсюда дорога вела к перевалу каравану, который видимо и был Андижанским перевалом, о нём упоминает Гийас ад – Дин. Пройдя перевал 11 июля 1422 г. посольство Углугбека подошло к разветлению караванной дороги: на две. Первая – ферганская ветвь караванной дороги, шла по долине реки Коксу, затем через Терек –даван- по долине реки Гульчи в Ферганскую долину.16
Послы Улугбека , по ферганской дороге прошли в Ош и дальше не могли миновать Андижан. Если сравнить карту на проспекте «Фергана по предоставлению Бабура» и карту автомобильных дорог Средней Азии, мы чётко видим, что наиболее короткий путь из Кашгара в Ферганскую долину и Андижан , а затем Ходжент ии Самарканд лежит по этому маршруту. Хотя есть и другая дорога: через Маргилан и Коканд и дальше в Ходжант и Самарканд. Если учесть, что Андижан занимал столичное положение, то вряд ли посольство миновало его. Хотя это предположение(гипотеза).
Какие же товары проходили через северный торговый путь- Самарканд и Семиречье , через Ферганскую долину, в частности, через Андижан, Ош и южный торговый путь, через Катетоган и Бадахшан. Описание ассортимента традиционной торговли мы находим у этого же автора. Среди подарков посольства Шахруха китайскому императору идёт перечисление таких товаров как: кони, львы, ягуары, ткани хорасанские и мавераннахрские. Китайский император в ответ отправил Шахруху: соколов, китайские традиционные шёлковые ткани, одежду (халаты), фарфоровые изделия, различные лаковые сувениры, бамбуковые стрелы, серебро, олово.
Традиционным товаром в торговле Средней Азии с Китаем были породистые кони, которые издавно ценились в Китае. Во взаимной торговле с Китаем, так и с другими странами, Самарканд мы поставлять бумагу и малиновый бархат, в частности в Кашгар ( через Фергану). Подтверждения этому мы находим у З.М.Бабура. В своей работе он говорит так: « Лучшая бумага в мире получается в Самарканде, ещё один самаркандский товар- малиновый бархат. Его вывозят во все края и страны. 17
Бабур также перечисляет и товары, которые шли из Китая в Среднюю Азию. Это китайский атлас, расшитый блёстками, китайские пояса с мешочками для кремня, раличные безделушки: как коробочки для амбры и сумки для женщин и мужчин, халаты из китайского шёлка, многие расшитые золотыми блёстками.
Как уже отмечалось выше, посольские связи в первую очередь были направлены на развитие торговли. Об этом говорят нам письма этих посольств. Если взять северный торговый путь (через Моголистан, Семиречье в Китай), то часто в Моголистане происходили междоусобицы и грабились торговые караваны. Поэтому можно предположить, что основной поток товаров шёл через Фергану и его города на восток, и через южный торговый путь через Каратегин и Бадахтан.
По запискам З. М. Бабура, города Средней Азии были тесно связаны торговыми и впоследствии культурными связями с Афганистаном, Хорасаном, Северной Индией, Ближним Востоком «На пути между Хиндистаном и Хорасаном стоят два торговых города: один Кабул, другой Кандахар. Караваны из Ферганы, Туркестана, Самарканды, Бухары, Балха, Хисара и Бадахшана приходят в Кабул.18
Бабур называет и перечисляет количество и виды товаров, которые попадали на рынки Кабула и потом расходились по рынкам городов Средней Азии, в Индии шли кони, их по подсчётам Бабура ____ежегодно около семи-восьми тысяч в Кабул. Из Хиндустана прибывают в Кабул, и дальше переправляются в Среднюю Азию рабы, белые ткани, особенно ритуальные для мусульман, сахар и сахар песок, лекарства.
«В Кабуле можно найти товары из Хорасана, Ирака, Рума, Чина- это как бы торговая гавань Хиндустана.19
Отсюда можно сделать вывод: что товары из Китая и Кашгара могли попасть через Андижан ,Самарканд, Бухару в Кабул и Индию, и обратно другими путями . Более Северным путём через Самарканд, Андижан, Ош, в Кашгар. В Северную Индию через Бадахшан и Каратегин. Купцы из Ферганы, в основном, могли быть из Андижана, Кувы, Маржлана, Касана, Ходжента, Оша. Но видимо, приоритет принадлежал Андижану, как транзитному торговому городу и как ремесленному центру Ферганской долины, учитывая его столичные положения и как крупного города того времени, занимающего ключевое положение на трассе. Великого шёлкового пути в Китай.
До XVI в. значительное место в развитии историко-культурных связей и торговли между народами Востока и Запада играл, известный с древнейших времён Великий шёлковый путь. Который как считается возник во II в. до н.э. Можно отметить наиболее крупные ответвления ВШП. Но мы ограничимся только Ферганским ответвлением. Этот путь тянулся из Мерва до Бухары и шёл далее к Самарканду и Ходженду, оттуда пролегал далее в Ферганскую долину в город Андижан.
Затем на восток путь шёл по прелгорьям с обширными пастбищами. Караваны закходили города Ош и Узгенд, Кашгар.20
Об этом более подробно пишет С. Джалимов в своей книге « Бабур и Андижан». По его мнению в X-XI вв. существовала и функционировала древнейшая караванная дорога идущая из Кашгара через Иркештам в Узгенд, где она разветвлялась. Первая дорога из Оша шла на Куву, Ришток, Сох, Канд, Ходженд, Уструшану и Шаш (Ташкент). Вторая дорога по долине реки Кародарья, шла Кампироватское ущелье и в Андижан, после дорога доходила до Маргилана, Илок (Ангрен).21
В конце XIII-начале XIV вв. стратегическое положение и центр ремесла от Узгенда переходит Андижану. В 1377 году Фергана была освобождена от монгольского господства. В 70-х годах XIV в. Ферганская долина, в том числе Андижан, Ош, Узгенд вошли в состав государства Тимура. Во второй половине XV в. Андижан становится столицей Ферганского удела тимуридов. О развитии ремесла и торговли города говорят археологические находки, особенно художественной керамики и клады монет. «В результате раскопок на территории города были найдены: глазурованные чаши, глубокие ( косы), чаши небольшие( пиалы), блюда(лягани, чирачи). Светильники, кувшины и крышки. Посуда бытовая орнаментировалась скромно, парадная столовая отличалась богатство отделки. В украшении сосудов преобладает пейзажный орнамент, широко распространённый в Средней Азии в эпоху тимуридов в XV-XVII вв.22
Влияние, мастеров из Средней Азии на ремесленное производство и торговлю Индии с Афганистаном, было значительным. В частности начало по производству бумаги в Кашмире положили самаркандские мастера. Это стало толчком для развития изобразительного искусства и каллиграфии. Самаркандские мастера, прибыли в Кашмир с послом кашмирского правителя, и ими было положено начало производству бумаги.23
Именно с этого времени в Кашмире стали появляться богато иллюстрированные книги. Можно сделать вывод, что процветавшие в Джамму и Кашмире ремёсла (вышивание, ковроделие, производство из папы- маше, резьба по дереву) связаны с именами мастеров из Средней Азии.
Свой вклад в ремесленное производство ковров в Кашмире имеют и андижанские мастера. « В период царствования в Индии Джахангира (1605-1627 гг.) один из правителей Кашмира- Ахмед Бег, известный под именем Ахун Вахнума, совершил паломничество в Мекку, на обратном пути ознакомился в Андижане с искусством ковроткачества и привёз оттуда станки ,на которых обучил кашмирцев производству ковров. 24
После ухода З.М. Бабура из Средней Азии в Индию, особенно оживились связи между Индией и Средней Азией, при его преемниках Хумаюне.. Акбаре и Джахангире. С XVI-XVII вв. и почти за трёхстолетнее существование в Индии империи Бабуридов – это время характеризуется не только усилением политических связей и обменом посольств, но и дальнейшим расширением торговли и культурных отношений. При преемниках Бабура-Хумаюне, Акбаре, Джахангире( XVI-XVII вв.) наметилось и расширение русско-индийской торговли. Россия получала из Индии через посредничество иранских, армянских и среднеазиатских купцов различные товары. В свою очередь, русские купцы, приезжавшие в Ормуз, Исфагань, Тавриз ,Бухару и Самарканд, обменивались товарами с индийскими купцами. Именно в таких торговых центрах для Индии приобретались известные на Востоке русское льняное полотно и меха.25
1 Бабур- Наме ( записки Бабура. Институт Востоковедения Академии наук. Республика Узбекистан. Главная редакция энциклопедий. Ташкент. 1993г. С.29-31
2 А.В.Гумилёв. Поиски вымышленного царства. М., «Наука», 1970, с.223
3 Бартольд В.В. Соч. Т.II, часть 2, с.32
4Там же, с.32
5 Бартольд В.В. Соч. Т.I, М, 1963г., с.213
6 Бабур- наме ( Записки Бабура), Главная редакция энциклопедии, институт востоковедения, Академия наук, Республика Узбекистан
7 Б.Абдулгазиева К исторической топографии и стратиграфии Андижана XV- XVI вв. Сб.Статей. Издательство «Фан». Ташкент, 1990г., с.76
8 А.Н.Берштам. Древняя Фергана. Ташкент, 1951г., с.30
9 Бадуров Б.Г Таджики. Душанбе « Ирфон». 1989 г. С.234
10 Давидович Е.А. материалы для характеристики денежной реформы Улугбека- ____. Ташкент. 1965г. С.83-91
11 Бабур-наме(записки Бабура) Общ. Редакция С.А.Азимфеановой. Издание второе,дополненное. Главная редакция энциклопедий. Ташкент 1993 г. С.17
12 История Узбекистана: учебное пособие. Часть первая. Абраров С.Л. Таш-ГТУ,2007 С.82-85
13 Гафуров Б.Г. Таджики. КН2. Душанбе: Ирфон, 1989 г. с. 233-234
14 В.В. Бартольд. Сог. Т.II. часть .2. С.67
15 Жалилов .С. Бобурова Андижан . Ташкент «Узбекистан» 1993. С.86,87.
16 А.Б. Буриев. Сведения Хафиз-и-Абру о взаимоотношениях Средней Азии с Китаем в XV веке. Изд-во «Фан». Ташкент 1987г. С.26.
17 Бабур- наме( записки Бабура. Общая редакция. С.А.Азимджановой. Издание второе, доработанное. Главная редакция энциклопедий. Ташкент. 1993г. С.62.
18 Там же С.143.
19 Там же С.143.
20 История Узбекистана. Учебное пособие. Часть 1. Абраров С.А. Таш ГТУ, 2007.с.42.
21 С. Джалилов. Бабу р ва Андижан. Изд-во «Узбекистан»- 1993 г. Ташкент. С.16-18.
22 Абдулгизиева_Б.К. К исторической топографии и стратиграфии Андижана XV- XVI вв. Издательство «Фан», Ташкент, 1990г.с.75
23 Рустамов У.А. Современный Кашмир, Ташкент, Издательство А.Н. Республики Узбекистан. Ин-ь Востоковедения, 1960г. с.14
24 П.Н.Расуль-заде. Из истории средне-азиатско- индийских связей. Изд-во «Фан». Ташкент. 1968г. с.12-13
25 Н.Б.Байкова. К вопросу о русско- индийских торговых отношениях в XVI- XVII вв. «Труды института востоковедения». Ташкент, 1955г. с.76
Информация о работе Торгово-экономические связи ферганских городов в XIV- XVI века